Селение Акуша (Аъуша) - один из крупных населенных пунктов Дагестана сельского типа, центр Акушинского района. Расположена Акуша в горной части среднего Дагестана на берегу притока Казикумухского Койсу, в котловане и на невысоких горах, называемых «ХIярбала бяхI», «Шуллайчила» и т.д. Высота села над уровнем моря около 2 тыс. м.

Акуша состоит из 6 частей (кварталов): Первая Дайша, Вторая Дайша, Хъарша, Хьарша, Панжа и Семга.

Существуют различные версии происхождения Акуши. «Ахъу» означает наверху, верхний, а «ша» от слова «ши» - селение. Название «Акуша» переводится как «Верхнее».

По другой версии название «Акуша» возникло от слова «къуш» - шалаш, который якобы находился на горе. «Ахъкъуш» означает шалаш наверху. Существует и версия, согласно которой название Акуша связывается с именем человека по имени Ахъкъуш, якобы основавшего селение. Согласно преданию, это был бутринский хан (бек), изгнанный сельчанами за то, что выпасал свой скот на сельском кладбище. Он бежал на место нынешнего селения Акуша и основал его.

Акуша является одним из древних  населенных пунктов Дагестана. Археологические раскопки показывают, что окрестности Акуша были заселены людьми еще в древнейший период человечества, т.е. в каменном веке. Недавними исследованиями под руководством члена-корреспондента РАН Х.А.Амирханова в окрестностях Акуши открыта серия памятников древнекаменного века - палеолита. Это, в частности, такие местонахождения, как Айникаб и Мухкай, возраст которых колеблется в пределах 1,2-1,5 млн лет.

Наиболее ранние письменные сведения об Акуше относятся к VI в. н.э., они имеются в работах местных авторов, написанных на основе персидских, арабских, русских и др. источников и местных исторических хроник, не сохранившихся до наших дней. А.-К.Бакиханов в работе «Гюлистан-Ирам» писал, что в период правления в Персии Ануширвана в Дагестане было «семь округов», одним из которых был «Нагорный Кумух», ныне Казикумух, и магалы Акушинские и некоторые Аварские.

Согласно преданию, жители Акуши в XIV-XV вв. исповедовали христианство григорианского толка. Сами акушинцы считали, что они по происхождению армяне. В таком состоянии находилась Акуша к периоду арабских завоеваний в Дагестане, начавшихся в середине VII в. Сведения об Акуше этого периода находятся в исторических хрониках.

Укрепившись в Дербенте, арабы отправились во внутренний Дагестан - в земли табасаранцев, кайтагов, даргинцев и лакцев. В «Дербент-наме» говорится, что, покорив казикумухцев, арабы вступили в Каракайтаг. После покорения Табасарана и принятия его жителями ислама арабы направились «к народам Тау (гор) и в Аварию и подчинили их». Азербайджанский ученый А.-К.Бакиханов писал, что «главное селение Тав ныне есть деревня Акуша». Согласно хронике, после похода арабы подчинили своей власти Дагестан. В связи с этим появилась концепция об арабском происхождении первых правителей дагестанских владений, в том числе и акушинского кадия. Активно боролись с арабами и акушинцы, входившие в VIII в. в состав государственного образования Шандан.

Несмотря на все попытки арабов распространить среди жителей Шандана ислам, им это не удалось. Арабские источники прямо указывают, что «среди племен неверных в пограничной области (сагр) ал-Баба злейшим (врагом) мусульман был народ Шандана». Следовательно, акушинцы в IX-XI вв. еще не были мусульманами.

В середине XI в. Шандан распался под ударами мусульманского Дербента и его союзников. С этого времени и вплоть до XV в. об Акуше нет никаких письменных сведений. Согласно преданиям, после распада Шандана верхнедаргинцы попали в зависимость от хунзахского нуцала, которому стали платить дань зерном и скотом. Это обстоятельство послужило главной причиной объединения их и образования военно-политического союза во главе с бутринским правителем (талхъаном), куда вошла и Акуша, выступившая одним из инициаторов объединения и отказа от дани. Когда сборщики дани получили отказ, они вернулись к нуцалу, последний собрал войско и пошел на даргинцев. Недалеко от селения Цудахар, у местности Сията, произошла вооруженная схватка, в которой нуцал потерпел поражение и затем ушел к себе. С тех пор даргинцы освободились от дани, они решили постоянно быть вместе и отстаивать свою независимость. Так было положено начало одному из сильных политических образований Дагестана, во главе которого впоследствии стало селение Акуша, под названием Акуша-Дарго. Но до этого еще некоторое время во главе верхнедаргинцев стояло селение Бутри, а потом главенство перешло к селению Усиша и только после похода Тимура в 1396 г. в Усиша («Ушкудже» - по источникам того времени), когда она была разорена и разрушена завоевателями, главенство в союзе верхнедаргинских обществ переходит к Акуше.

Но полную политическую самостоятельность верхнедаргинцы получили только в середине XVII в., а до этого еще было далеко. Освободившись от нуцала, они попали в зависимость от казикумухского шамхала. В начале XIV в. Казикумухское шамхальство являлось наиболее сильным феодальным владением Дагестана. Шамхалы стремились к расширению своей территории. Такая политика встречала сопротивление со стороны других владений. Как сообщал Мухаммед-Рафи, «в 1318 г. казикумухские шамхалы были низвергнуты соединенными силами хайдаков, аварцев и тюрок». Однако вскоре шамхалы не только оправились и восстановили свою власть, но даже захватили часть земель кумыков, даргинцев и аварцев. С этими событиями, надо полагать, связан и захват шамхалом территории верхнедаргинцев, в том числе и Акуша.
Акушинцы самыми первыми приняли ислам среди верхнедаргинцев, а усишинцы, мугинцы и мекегинцы в период Тимура еще не были мусульманами. Поэтому против них и был предпринят поход Тимура в 1396 г., когда он возвращался, разгромив в 1395 г. Тохтамыша, разорив земли Поволжья, Придонья, Приазовья, Северного Кавказа и перезимовав в районе реки Кумы. Тимур не тронул Акушу. Напротив, он возвысил ее, подчинив акушинскому кадию все верхнедаргинские общества. Но возвышению Акуши способствовало не только иноземное вмешательство.

Акуша с этого времени и вплоть до конца XIX в. являлась одним из крупных экономических центров Дагестана. Акушинцы, в основном, занимались полеводством. Еще в 1728 г. участник Каспийского (1722 г.) похода Петра I майор И.-Г.Гербер писал, что акушинцы пашен не много имели, живя между горами. Но они использовали для земледелия все удобные и неудобные земли, возводя террасы. У акушинцев было 15 мельниц.

После похода Тимура в Верхнее Дарго, видимо, была построена главная акушинская мечеть, которая, по словам М.М.Ковалевского, являлась «одной из древнейших в Дагестане». Она была построена  на изолированной вершине горы, называемой «Хала мижит».

Занимая самое высокое место, мечеть как бы олицетворяла величие мусульманской религии. В то же время она была труднодоступным зданием для внешних врагов, хорошим оборонительным сооружением, так как представляла собой большое трехэтажное здание. Первый этаж – крепость с бойницами. Он был предназначен для укрытия во время нападения стариков, женщин и детей и борьбы с внешними врагами. На втором этаже учились и жили мутаалимы. Третий этаж был предназначен для молитвы.  Как рассказывают, чтобы ходить вниз за водой незамеченным, от мечети до реки Акушинки был построен подземный ход, а вокруг самой мечети вырыли глубокий ров.

В конце XVI-XVII в. Казикумухское шамхальство переживает период распада. Происходит дробление его территории, из него выделяются самостоятельные и удельные владения. Слабеет власть шамхала и в Акуша-Дарго. В 30-е годы XVII в. в период правления шамхала Сурхай Мирзы-хана в Казикумухе образовалась враждебная к шамхалу сильная оппозиция феодалов и феодализирующейся знати, которая принудила его переменить свою столицу. С переходом после этих событий шамхала в Тарки верхнедаргинцы во главе с Акуша окончательно отделились от шамхальства, хотя и в последующем они поддерживали крепкие политические и экономические связи с Тарковским шамхальством, находясь под его сильным влиянием из-за аренды зимних пастбищ.

Акуша, подобно Хунзаху, Ахты, Цудахару, Цахуру и другим крупным селам, «уже издавна славилась своими школами, где преподавание исламизма переходило из рода в род». Не случайно, что из Акуши выходило много знатоков догм ислама и арабского языка, служивших при мечетях даже за пределами Акуша-Дарго. Причем готовились они не только внутри союза, но и в других регионах Дагестана.
Акуша практически была центром подготовки арабистов для сел Верхней Даргинии, Сюрга, да и других народов Дагестана. В результате во многих селах Акуша-Дарго уже в XVI-XVIII вв. были свои знатоки арабского языка, переписывавшие арабские книги, о чем сохранились арабоязычные записи в переписанных ими рукописях.

Говоря о надмогильных памятниках, следует отметить, что они являются не столько памятниками письменности, сколько памятниками изобразительного искусства, памятниками художественной обработки камня.

Переписка книг, арабоязычные записи, эпиграфические памятники являются свидетельством распространения в Акуше, как и в других селах Верхней Даргинии, арабоязычной грамотности, арабской письменности.

Конечно, арабский язык и литература, поступающая из мусульманских стран, были доступны преимущественно представителям привилегированных слоев, как, например, представителям кадиевского тухума. Как правило, мусульманская культура, религия широким массам населения фактически неизвестна и недоступна. И все же через поступающую разнообразную по жанру арабскую литературу акушинцы, как и другие народы Дагестана, знакомились с арабской культурой, культурными достижениями других стран и в особенности с культурой Востока.
Акуша в XVII-XVIII вв. уже было довольно большим селением, разделенным на кварталы Хъарша, Хьарша, Дайша и Панжа. По сведениям академика И.А. Гюльденштедта, в 70-е годы XVIII в. селение Акуша было «многолюдно» и содержало «в себе до 1000 семейств».

В каждом квартале имелись тухумы, расселившиеся смешанно, а порою и поквартально. Среди них особое место занимали кадиевские тухумы, из среды которых и выбирались акушинские кадии. Это Кьадилачаракла, Зугьумла МахIемадхъала, Мусакьадихъали, МахIямадкьади хъали, ГIяшурала Зугьумла, Ухъяжа Зугьумла и т.д.

В конце XVIII в. роль Акуши в политической жизни Дагестана еще больше усиливается. Акушинцы активно участвуют во всех политических событиях Дагестана. К акушинскому кадию обращаются за помощью и советом по различным вопросам феодальные владетели и сельские общества. Все это время и вплоть до первой четверти XIX в. Акуша выступала против политики России в Дагестане. Но Россия не прекращала своей активной политики. В 1804 г. русские войска взяли Дербент. Шихали-хан Дербентский и Сурхай-хан II Казикумухский, наиболее ярые противники России, настраивали против нее и даргинцев. Русские войска несколько раз разбивали войска Шихали-хана и Сурхай-хана II. Уставшие от бесконечных войн, горцы не желали поддерживать противников России. В 1811 г. был разгромлен Шихали-хан, а в следующем году Сурхай-хан II, которому, когда он из Кураха бежал в Казикумух, как аварцы, так и акушинцы и цудахарцы, отказали в помощи. Акуша и другие общества на просьбу Сурхай-хана II «дать ему пособие в войсках» ответили отказом, верхнедаргинцы решили принять подданство России. В июне 1812 г. к ген. Хатунцеву прибыли от «акушинского и всего даргинского народа кадии и почетные старшины с просьбой принять в подданство России весь даргинский народ». Они «от имени всего народа... учинили присягу на верность е.и.в., и почетнейшие из них утвердили оную своими печатями».

В 1813 г. в результате подписания с Россией и Персией Гюлистанского мирного договора Дагестан официально был присоединен к России. После этого начинается активизация колониальной политики России в Дагестане. Здесь размещались русские войска, строились укрепления и опорные пункты. Все это, естественно, вызывало недовольство феодальных владетелей.
Сторонником России практически оставался только шамхал Тарковский. В 1818 г. владетели Аварии, Кайтага, Мехтулы, Казикумуха, к которым «пристала Табасарань», решили напасть на шамхальство Тарковское.

Ермолов  начал борьбу с мятежниками. Сначала Мадатов, поставленный им во главе экспедиционного отряда, усмирил Табасаран, затем покорил Кайтаг и отстранил от власти уцмия Адиль-хана, который бежал в Акушу, а затем укрылся в Аварии.

Теперь очередь была за Акуша-Дарго, состоявшем из пяти союзов сельских общин (Акушинского, Усишинского, Мекегинского, Мугинского и Цудахарского), и его столицей Акуша.
В такой обстановке дагестанские владетели решили объединиться в союз, противостоять проникновению Ермолова в горы и строительству здесь опорных пунктов, какие он поставил в Чечне и на Кумыкской плоскости. Во главе движения стояли «гордые акушинцы» и «акушинская земля должна была сделаться ареной кровавого столкновения». Акушинский кадий принял на себя главное руководство, ему помогали аварский хан, уцмий, Сурхай-хан II Казикумухский, Шихали-хан Дербентский, располагавший значительными суммами, полученными из Персии.
Акуша-Дарго в это время на самом деле было наиболее сильной и активной политической единицей в Дагестане.
Дагестанские владетели, объединившись в союз, отстояли общую независимость, восстановили весь политический строй Дагестана в том виде, в каком он существовал до появления русских, освободили все владения, занятые русскими войсками.

Первым населенным пунктом, взятым русскими, было селение Урма. Затем начались переговоры со старшинами акушинцев, которые вели себя дерзко и не соглашались на условия Ермолова. Мадатов занял Леваши. Переночевав здесь, русские войска двинулись вперед и 21 декабря заняли безлюдную Акушу, «город был пуст». Жители его бежали в соседние горы.

Когда везде воцарился порядок, акушинцы и собранные «главнейшие из старшин всех селений даргинского общества» были приведены к присяге русскому императору. В приказе по корпусу Ермолов говорил: «Труды ваши проложили нам путь в середину акушинского народа, воинственного и сильнейшего в Дагестане». Ермолов назначил главным кадием бывшего в этом звании до этого старца Зухума, сняв Магомед-кадия, от почетных старшин были взяты 24 аманата, наложена дань в 2000 баранов, и русские войска 24 декабря покинули Акушу.

Акуша-Дарго сохранило прежний образ управления на основе местных обычаев. Во главе союза по-прежнему оставался акушинский кадий, власть которого была наследственна в кадиевском тухуме.
Все время вплоть до присоединения к движению горцев во главе с Шамилем и даже позже Акуша со своим наследственным кадием являлась одним из самых значимых политических структур Дагестана. Акушинский кадий и в этот период пользовался огромным авторитетом и влиянием на других правителей Дагестана.

Авторитет и влияние акушинского кадия в Дагестане делали его власть в Акуша-Дарго еще сильнее, а столицу федерации - сел. Акуша - одним из политических центров Дагестана. Таким практически оставалось селение Акуша и после присоединения Дагестана к России, и в годы гражданской войны, и в период советской власти. И сегодня Акуша является райцентром. За годы советской власти райцентр сильно изменился. Он стал экономическим, культурным центром региона.

Б.Г.Алиев, доктор ист. наук, профессор, научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля