Поделиться
26 Янв 2012 г.
Во время угрозы со стороны Ага-Мухаммеда-хана (в 1790-е годы) Акуша-Дарго вместе с другими дагестанскими правителями выступало на стороне России. Во время русско-иранской войны (1804—1813 гг.) Акуша-Дарго уже выступало на стороне Шихали-хана (владетель Кубинского ханства) против России. В 1806 году от шаха Аббас-мирзы акушинским кадием было получено письмо, в котором его призывали выступить против России. И после взятия русскими войсками в 1806 году Дербента Акуша-Дарго оставалось на стороне ярого противника России Шихали-хана.
В январе 1809 года Шихали-хан с помощью 5000 акушинцев завладел Кубинским ханством. Поддержка Шихали-хана Акуша-Дарго сильно беспокоило русское военное командование, так как это могло значительно изменить ход проводимых Россией военно-политических мер в регионе. Склоняли на сторону Шихали-хана Акуша-Дарго своими призывами в фирмане на имя акушинского кадия и правители Ирана и Турции. Но Шихали-хан, хотя и сумел в 1810 году на время завладеть Кубинским ханством, был разбит русскими войсками, после чего бежал в Акуша-Дарго. Конечно, Шихали-хан был принят в Акуша-Дарго, но после этого оно практически превращается в центр неспокойствия в Дагестане и становится плацдармом для дальнейшей политики Шихали-хана и его союзников, направленной против России.
Об этом ясно свидетельствует письмо шамхала Мехти генералу Тормасову, в котором говорилось, что «… некоторые жители Дарго, то есть Акуша, в намерении дать помощь Ших-Али вошли в сношения с жителями четырех сторон Дагестана». Шамхал жаловался на постоянные угрозы в его адрес со стороны акушинцев, намеревавшихся напасть на его владение и призвать население шамхальства, в частности губденцев, выступить против него. Значение Акуша-Дарго в происходящих событиях в Дагестане прекрасно понимало и русское военное командование.
В эти годы Акуша-Дарго вместе с другими противниками России угрожало ее сторонникам. Интересно отметить позицию к Акуша-Дарго другого противника России Сурхай-хана. Готовясь к решительному удару на Кубу, он надеялся привлечь на свою сторону Акуша-Дарго и в то же время обвинял его во всех бедах и волнениях в Дагестане перед военным руководством России на Кавказе. Тем не менее Акуша-Дарго поддержало план Сурхай-хана. Дербентский комендант полковник Андриано сообщает: «Акушинцы, Хасан-хан, сын умершего Али-султана Дженгутайского, Сурхай-хан учинили присягу вместе собрать войска и идти на кубинскую провинцию». Тем временем Шихали-хан склонил на свою сторону акушинского кадия Абубакра и собрал «при его содействии и с помощью денег, присланных в то время Персией, народ из Акушинского, Сюргинского и Табасаранского участков и далее имений Мехтулинских, причем также было выслано ему в помощь значительное войско Казикумухским и Кюринским Сурхай-ханом II с сыном своим Нухбеком» общим числом до 8000 воинов.
Главное сражение произошло у села Рустов (ныне Кубинский район Азербайджана), где Шихали-хан потерпел поражение. В бою был убит и акушинский кадий Абубакр. В следующем, 1812 году был разбит русскими войсками и Сурхай-хан. После того как приглашенные старшины Акуши и других обществ на просьбу «дать ему пособие в войсках для возвращения по-прежнему Кураха и всей провинции Кюринской» ответили отказом, верхнедаргинцы решили вступить в подданство России. В июле 1812 года к генералу Хатунцеву прибыли от «акушинского и всего даргинского народа» кадии и почетные старшины с просьбой принять в подданство России весь даргинский народ.
В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Дагестан был присоединен к России, после чего началась активизация колониальной политики России. В Дагестане размещались русские войска, строились укрепления и опорные пункты. Особенно активизировалась колониальная политика России при Алексее Ермолове, назначенном в 1816 году главнокомандующим на Кавказе. Конечно, такая политика вызвала недовольство многих феодальных владетелей. Некоторые из них, кто раньше сам обращался к Кавказскому командованию с просьбой принять их в подданство России и охотно принимал условия русских властей, теперь решили оказать сопротивление. В Дагестане, как и ранее, образовались две коалиции — сторонников и противников России: на одной стороне находились Кайтаг, шамхальство, Кюра, Куба, засулакские княжества, майсумство Табасаранское, Эрпелинское владение, а на другой — Аварское, Казикумухское и Мехтулинское ханство, Акуша-Дарго, бекские владения Северного Табасарана.
Акуша-Дарго, как и прежде, привлек на свою сторону Шихали-хан. Антироссийская коалиция решила напасть на главного союзника России — шамхала. В этом противостоянии основная роль принадлежала Акуша-Дарго — это хорошо понимал главнокомандующий войсками России на Кавказе генерал Ермолов. Поэтому, когда в Кайтаге в 1818 году происходили крупные военные события, он приказал генералу Пестелю немедленно «с двумя батальонами пехоты и кюринскою конницею занять пограничный с Акушой Каракайтаг, а от акушинцев потребовать присяги и аманатов». После поражения Кайтага и Мехтулы антироссийская коалиция стала готовиться к новым акциям, например, было решено воспрепятствовать строительству крепости Внезапной. Ермолов, расправившись с мятежными Кайтагом и Мехтулой, не спешил наказывать Акуша-Дарго, хотя дагестанцы ждали, что русские войска двинутся в горы. Но Ермолов «не двинулся дальше…, он возвратился на линию. Окончательный расчет с акушинцами был отложен до следующего года». Ермолов писал, что «акушинцы являются виновниками всех беспокойств, и так далеко простирается его дерзость, что… я должен непременно идти для наказания народа».
Целью участников антироссийской коалиции было, объединившись в союз, отстоять общую независимость, принудить войти в союз оставшихся и восстановить весь политический строй Дагестана в том виде, как он сложился испокон веков и существовал до появления русских. Сначала предполагалось напасть на шамхала, чтобы заставить его отделиться от русских, и одновременно атаковать Чирахский пост, чтобы открыть дорогу в Кубу и разорить владения преданного России Аслан-хана Кюринского. При удаче этих планов предоставлялась возможность предъявить русским условия мира и заставить их возвратить Дербент, Кубу, Кайтаг и Дженгутай.
Очевидно, что в этих условиях новый поход в Дагестан был неизбежен, тем более, что аварский Султан-Ахмад, казикумухский Сурхай-хан II, Шихали-хан Дербентский, Акуша-Дарго принимали меры к отторжению от России шамхала Тарковского. Они требовали не пропускать через его территорию русские войска, отдать в Акушу сына. Кроме того, до Ермолова доходили слухи, что намечены одновременные удары Гасан-хана на Казиюрт, Султан-Ахмед-хана — на Эндирей, Акуша-Дарго — на шамхала и уцмия, а Шихали-хан и табасаранский Абдул-бек идут на Кюру и на Кубинское ханство. Был убит сторонник России — табасаранский кадий. Связь Кизляра с Дербентом фактически прервалась.
В таких условиях Ермолов поставил во главе экспедиционного отряда против горцев генерала Мадатова. В результате сначала был усмирен Табасаран, а из Дербента Мадатов двинулся в Кайтаг, уцмий которого — Адиль-хан — вел двойную политику с Россией. Уцмий был разгромлен и бежал в Акушу, где ему дали убежище. Жители Каракайтага, Каба-Дарго и Терекеме присягнули на верность России, а уцмийство указом Ермолова было упразднено, правление временно поручено племяннику уцмия Амир-Гамзе, но без титула уцмия.
Все это, конечно, не могло не беспокоить лидеров антироссийской коалиции и акушинцев. Под контроль русских попала вся приморская равнина от Самура до Сулака. Теперь очередь была за Акуша-Дарго, находившемся в Среднем Дагестане. Это было, по словам Василия Потто, «знаменитое в горах любовью к независимости и гордым, воинственным духом общество». И его предстояло покорить Ермолову. К этому времени Акуша-Дарго действительно стояло в одиночку против сильной России, которая уже покорила все Каспийское побережье, из своих земель были изгнаны уцмий Кайтага, Гасан-хан Мехтулинский и Шихали-хан Дербентский. Все они «стояли перед всем живым свидетельством грозящей горам опасности».
В такой обстановке у дагестанских владетелей возникает идея объединиться в союз и противостоять проникновению Ермолова в горы и строительству здесь опорных пунктов, какие они поставили в Чечне и на равнине. Во главе движения стали «гордые акушинцы», и «акушинская земля должная была сделаться ареною кровавого столкновения». Акушинский кадий принял на себя главное руководство, ему помогали аварский хан, Сурхай-хан II Казикумухский и Шихали-хан, располагавший значительными суммами, которые он получал из Персии.
Успешно ведя военные действия в Чечне, Ермолов поспешно приступил к подготовке похода в горы Дагестана. Он отдал приказ генералу Мадатову идти из Кайтага форсированным маршем к границам Акуши. А сам 4 ноября 1819 года пошел к Таркам с 9-ю батальонами пехоты и сильной артиллерией. 14 ноября он был в Тарках. Мадатов прибыл в Карабудахкент и отсюда послал акушинцам прокламации, в которых требовал от них аманатов и выдачу пленных. Акушинцы ответили отказом.
Согласно различным данным, у акушинцев было от 10 до 25 тысяч человек. Но это не помогло им, хотя весь Горный Дагестан был на их стороне. Ермолов, то льстя, то угрожая акушинцам, задерживал их движение, усыпляя их внимание, что дало возможность отряду Мадатова, двигавшемуся из Карабудахкента, занять выгодную позицию. Русским войскам удалось обойти акушинцев с правого фланга, вынудив их броситься для защиты других рубежей. Но их повсюду обстреливали из ружей и пушек русские войска. Попав под перекрестный огонь с фронта и тыла, акушинцы вынуждены были бежать. Не применив и четвертой части своих сил, 21 декабря русские войска без боя заняли Акушу, оставленную жителями.
Приказано было не трогать имущество жителей, разрушены были только дома, принадлежащие друзьям Шихали-хана и участвовавшим с ним в действиях против русских. Акушинцы постепенно возвращались в село. 150 почетных акушинцев явились к Ермолову, чтобы от лица народа объявить ему покорность. Главным кадием Ермолов назначил Зухума, были взяты 24 аманата и наложена ежегодная дань в 2000 баранов. 25 декабря русские войска покинули Акушу. Так завершилось многолетнее противостояние Акуша-Дарго с Россией.
После взятия своего политического центра Акуша-Дарго оставалось верно данной клятве России вплоть до 1843 года, когда оно перешло на сторону Шамиля. Дальнейшая его судьба связана с Россией, в составе которой оно находилось как одна из основных частей Горного Дагестана.
Поделиться
26 Янв 2012 г.
У Акуша древняя и яркая история: здесь было много битв, побед, героев, а сама местность издавна считалась богатой на урожай и славной своими...
Ноя 2019 г.
…Не чудо ли? Прошло всего 20 минут, как я произнесла «Очень хочу побывать в Балхаре, но не знаю, как туда добраться, в интернете пишут, что...
Окт 2019 г.
Ещё одним дагестанским открытием для меня стало горное селение Балхар! Давно хотела туда заглянуть, наконец-то доехала. Это село знаменито...
Окт 2019 г.
Алигаджиев Магомед 1934-го года рождения. Отец семерых детей и дед двенадцати внуков. В свои 85 лет удостоился чести быть главным пахарем на...
Окт 2019 г.
Республика Дагестан занимает первое место в России по объему производства изделий народных художественных промыслов. И свою небольшую лепту...
Окт 2019 г.
В отличие от большинства предыдущих героев наших публикаций в этой рубрике, Сумен Курбанов к началу Великой Отечественной войны не был...
Окт 2019 г.
Комментарии к статье