Автор: Миседо Абдулхамидова, директор музея Советской средней школы
С юго-восточной стороны села Карата Ахвахского района представляется нашему взору гора «Рекъа» с её дымчатыми лесами и вечными снегами. Даже в знойный период лета на вершине сохраняется снег. У подножия этой горы на откосой стороне было расположено село Тунситли. Родина моих предков, моя Родина! Сколько трудностей пришлось пережить горцам, моим односельчанам. Сколько раз им пришлось переселяться с одного места на другое, начинать жизнь заново?!
Место это было заселено ещё в 13-14 веках. Село находилось выше уровня моря на 1500-2000м. Место это очень живописное, особенно летом. Кругом альпийские луга, усеянные разноцветным ковром цветов, вечнозеленые леса со смешанными широколиственными деревьями. Недалеко от села протекает река Косих, которая в низовьях соединяется с притоком Андийского Койсу — Тахро.
Каждый горный аул в Дагестане, каждое местечко имеет свое неповторимое название. Одними из таких являются названия нашего села и названия имений.
Тунситли, на ахвахском языке «КЬ1УнССИ» означает «сено». Здесь были богатые зеленые луга, вероятно, это и дало название нашему селу. Есть еще предположение, что еще до того, как заселились первые жители, на эти луга ходили запасаться сеном.
Изучая историю своего села мы встречались со многими старожилами, использовали материал, собранный Амачиевым Ш.Т.- основоположником нашей школы. Им собран богатый материал об истории нашего села, составлены карты местности, маршруты переселений.
Вспоминая прошлое, долгожитель Абдурахманов Пахрудин рассказывал: «Мой дедушка рассказывал,- говорил он,- что ,хотя и называли это место селом, но жителей в нем было мало. В каждом имении проживало 2-3 семьи. Все дома строились из камня, предварительно оставив в них отверстия для стрел и ружей, для самозащиты».
Тунситли состояло из нескольких имений, которые были расположены друг от друга на небольшом расстоянии и носили разные названия: Кутало, Ачоло, Яриманало, Анцатара, Эчоло, Мукугвадари, Асех, Ахоколо.
Имения соединялись между собой узкими тропинками, которые зимой заносились снегом. Мы изучили происхождение и название имений, установили кто жил в этих имениях.
Кутало некогда в этом имении жил могучий, богатырского телосложения человек по имени Кута. Его имя и послужило названием для этого имения. Об этом человеке в народе бытует много интересных историй. У Кута была большая самодельная бурка и шапка, такая большая, что казалось что она сделана из половины бурки, обувь, изготовленная из шкуры, набитая мягкой прошлогодней травой. Одежда тоже была изготовлена из шкур баранов, намазана жиром, чтобы была мягкой, кинжал с ножнами, украшенный серебром и большая шашка без ножен.
Однажды хунзахский хан собирал силачей для состязаний. Много народу собралась тогда в Хунзахе. Отправился в Хунзах и Кута в своей обычной форме. Кута не приглянулся хану и, издеваясь над ним, сказал, указывая на огромную собаку, съедавшую бычье мясо: — Подойди к собаке, съешь мясо. Когда Кута приблизился к собаке, та прыгнула ему прямо в лицо. Кута не растерялся, схватил собаку за горло и, не отпуская на землю, задушил её. Затем подошел к бычьей туше, руками вырвал печенку и съел её. Победу в состязании присудили Куте.
В имении «кутало» проживало десять семей. Долгожитель этого имения Дибиров Ризван прожил 100 лет.
Имение «Асех». Чтобы добраться до него, нужно подниматься по крутой тропинке и приходится останавливаться для передышки у «Аси-рехъу»- так стали называть это имение- «Асех». В этом имении проживал Муридов Магомед с пятью сыновьями. Во время Великой Отечественной войны они ушли на войну. Четверо братьев погибли, только самый старший Мурид вернулся домой, но через 2 года умер, его дочь Муридова Меседо прожила 80 лет.
Имение «Ахоколо» расположено на окраине села. Последнее имение- » ахирисеб кули», что и дало ему название. Здесь проживало две семьи. Долгожительница этого имения Алибегова Хурулин, ей 80 лет.
Имение «Мукугвадари» получило свое название от имени женщины Мукугвадари, которая первая заселилась в этой местности. Здесь проживали два брата Умахановы. Долгожительница этого имения Забитова Салихат, ей 73 года. Несколько лет в этом имении, восстановив дом проживала семья Мусы из Тадмагитли, они разводили скот.
Имение «Ачоло» — по рассказам старожилов первый житель этого имения женился на девушке из села Арчо и поэтому оно получило своё название-Ачоло. Здесь проживало десять семей. Долгожитель этого имения Шапиев Шапи, ему 83 года.
Имение «Яриманоло». Первым жителем этого имения был человек по имени Ярима, от его имени имение и получило своё название. Это имение делилось на две части- Верхнее Яримано и Нижнее Яримано. В имении проживало девять семей. Долгожитель — Абдурахманов Пахрудин, ему 77 лет.
Имение «Эчоло». По рассказам старожилов это имение получило своё название из-за одного случая: житель имения хотел продать участок земли. Он с покупателем заключил договор-сделку, по которой тот должен был расплатиться овцами. Когда загнали овец на этот участок, то овцы заняли не весь участок. Продавец земли был этим недоволен и выкрикнул » гIечIо»- что означает «не хватает». Имение так и стали называть- Эчоло. В этом имении проживало шесть семей. Долгожительница этого имения Алимуслимова Асият, ей 95 лет.
Имение «Анцатара» — первым жителем этого имения был человек по имени Ан-цатара. Имение получило своё название от его имени, здесь проживало пять семей. Долгожитель его Исхаков Уцум, ему 72 года.
Место для села предки выбрали выгодное, так как недалеко от села протекала река Косих. Вот что вспоминает долгожительница Магомедова Бахарай: «Дома у нас были двухэтажные, обмазанные глиной с плоскими крышами. В нижнем этаже размещался скот, а наверху на втором этаже жили мы сами. Внутри помещения строился большой шкаф (цагъур), где хранились продукты питания- масло, сыр, урбеч, сушенное мясо, курдюки. Чем больше было курдюков, тем семья считалась состоятельней. И по обычаям, распоряжались цагъуром только женщины. Стены домов были увешаны домашней утварью. Зимой огонь разводили в каминах, еду готовили там же. Хлеб пекли в горячей золе. Ели всей семьей, усаживаясь вокруг очага.»
Основным занятием наших предков, как и во всем Дагестане, было земледелие и скотоводство. Плодородной земли в горах было очень мало, земледелие было террасным. По горным склонам, как разноцветные лоскутки, можно было увидеть земельные участки, которых обрабатывались ручным способом. Алимуслимова Асият, которой исполнилось 95 лет, рассказывала нам: «Весной рано начинались земельные работы. После пахоты участок очищали от камней. Террасы, поврежденные ливнями, восстанавливали. Сеяли яровую пшеницу, ячмень, просо, горох, сажали картофель. Наши мужчины уходили в поисках работы, большинство из них уезжало в Азербайджан, Хасавюрт, Грозный. К осени возвращались домой, привозили в основном зерно».
Хотя село наше было маленьким, но очень много в нем мастеров слова; хорошо сохранились произведения устного народного творчества.
Встречаясь с старожилами, мы услышали очень много интересного о прошлом нашего маленького народа. Очень много сказаний и былин собрано в дневнике Амачиева Ш.Т. Вот одно из них- «Оленье озеро»
В селе Тунситли, там, где кончается родовое место Кутало, напротив аула за речкой, у подножья горы есть небольшая выемка- её называют «Швалигванда».
Чуть выше » Швалигванда» есть невысокая гора, покрытая сплошным густым лесом. По рассказам старожилов в этом лесу обитались большеро-гие красивые олени. В лесу было много корма, зима в те давние времена была теплее, чем сейчас. На опушке леса было живописное озеро с прозрачной чистой водой.
Каждый день дикие животные ходили на озеро напиться. Люди их не трогали. Сейчас там нет ни леса, ни озера. Однако старейшины до сих пор называют выемку «озером, где купаются олени».
В 1936 году с горы, которая была покрыта лесом, пошла оползень. То там, то здесь в почве можно было увидеть кости диких животных, рога оленей, ветки деревьев, зола. Так же там были найдены рубленные топором пни, и это свидетельствует о том, что в этих горах жили древние люди. Интересный рассказ мы услышали от Алибековой Хурулин.
Впереди имения Кутало очень много пещер. Вход в одно из пещер закрыт оползнем. Об этой пещере есть легенда. Это была большая пещера, куда можно поместить около 1000 овец. Этих овец пасли два чабана, с ними был ещё мальчик. Загнав овец в пещеру, чабаны стали готовить еду. Но воду не нашли. Посланный за водой мальчик вернулся без воды, он сказал, что в колодце тоже нет воды. Чабаны подумали, что он испугался темноты и не дошел до колодца, они послали его вторично. Колодец был далеко, мальчику было страшно идти, но дорогу ему освещал какой-то удивительный свет. Обидевшись на чабанов, мальчик в сердцах произнес: «Дай Аллах, чтобы они остались в пещере навсегда». Не успел мальчик произнести эти слова, как странный свет исчез. На этот раз мальчик нашел в колодце воду.
Еще много интересного о жизни, быте и культуре узнали мы, изучая историю своего села. Трагической страницей в истории села являются переселения.
15 февраля 1936 года в Тунситли был организован первый колхоз. Люди из отдаленных имений были переселены в Кутало имение. Не успели люди достроить дома, обосноваться на новом месте — и снова переселение. Много горя, невзгод и бед принесли людям переселения.
1 апреля 1944 года жители села Тунситли были насильственно переселены в Веденский район, село Дарго, которое было переименовано в Шамиль-калу, а затем в Новое село. Долгожительница Абдурахманова Загидат рассказывала: — Захватив с собой предметы первой необходимости, посадив маленьких детей в хурджины, пешком жители нашего села вышли в путь. Шел то снег, то дождь. На дорогах слякоть. Плакали дети. Было трудно и холодно. Уставшие, замерзшие и измученные, через трое суток добрались до Дарго. Местность это была живописная и плодородная. Казалось, что здесь можно хорошо и зажиточно жить. Но на новом месте наши односельчане встретились со многими трудностями. Не зная сроков сева, поля давали очень низкие урожаи. Действовала на людей и перемена климата. Начались заболевания различными заразными болезнями. За 2-3 года в селе появилось такое большое кладбище, что даже не сравнить его по величине с кладбищем в селе Тунситли за 100 лет.
Шли годы. Уменьшились случаи заболеваний и смертность. Вернулись ушедшие на фронт мужчины. Колхозники научились вести хозяйство. В Дарго прожили 13 лет. В августе 1957 года новое переселение, на этот раз переселились в Хасавюртовский район, где раньше был хутор Карасу-отар.
Село назвали Советское, здесь и проживают в основном выходцы из ахвахского села Тунситли.
А старое село Тунситли в высокогорном Ахвахе, покинутое жителями, из года в год приходило в запустение. Ветшали дома, обваливались пристройки и заграждения. Жители близлежащих сел, растаскали перекрытия домов, окна, двери. За 15-20 лет на месте бывшего села Тунсит-ли остались одни развалины. С таким трудом завоеванные у природы не одним поколением террасные поля, заросли сорными травами. В 1995 году учителя нашей школы в сопровождении старожила Ди-бирова Ризвана побывали на родине наших предков. Дибиров Ризван знакомил нас с селом, с отдаленными имениями, давал пояснения.
Увидели мы и «Оленье озеро», развалины «Шулагьани», пещеру, где остались чабаны. И больше всего потрясли развалины домов, заросшие бурьяном с обвалившимися стенами. Ни одно строение в селе Тунситли не сохранилось.
Комментарии