Не бывает стопроцентно похожих друг на друга людей, не бывает в горах и схожих аулов. У каждого своя судьба, свой путь, своё неповторимо красивое и гордое прошлое. Две трети жителей ахвахского аула Изано осели в равнинных городах и поселках, но каждый из них считает честью именоваться изанинцем.

Огромная с высокими потолками и узкими, обитыми телячьей кожей оконцами, комната. Посередине дымоход, под которым разжигали костер, служивший одновременно и источником света в ночное время и источником тепла - в дневное. В каждом углу на постелях из сухого хвороста и кож располагалась отдельная семья. Носили одежду из войлока, бараньих или козьих шкур мехом вовнутрь. Особенно трудно было женщинам. Стоило, например, увидеть жующую что-либо девушку, и шансы "обжоры" выйти замуж уменьшались...

Очень тяжелой была жизнь в течение столетий, но и такую ее приходилось защищать с оружием в руках. Больше всех доставалось от хунзахских ханов, которых во все времена обуревало желание покорить край и приучить людей вносить подати. Но в пору, когда Дагестану угрожала опасность, изанинцы принимали активное участие в создаваемом Ахвахским вольным обществом войске.

Жители аула Изано на протяжении веков не могли обрести нормальные жилища еще и потому, что и хунзахские ханы, и царские генералы, и имам то и дело приходили с превосходящими силами и поджигали ахвахские аулы, из которых сбегало население.

Царское правительство не терпело вольные порядки на отдельных территориях, и, почувствовавшие тяжесть гнета, ахвахцы приняли активное участие в восстании 1877 года. Командиром ахвахского войска был Курбан из Изано.

Дети погибших в ходе этого восстания и угнанных в Сибирь изанинцев с воодушевлением восприняли февральскую и октябрьскую революции 1917 года, милые сердцу вольнолюбивого ахвахца лозунги большевиков...

Особым почетом и уважением пользуются в Изано имена Гаджимагомеда Эхунова, Гайдарбега Магомаева, Тахшо Дибиргазиева, Малаго Малагусейнова, Наби Ражиханова и других, прославившихся участием в устанавливавшем советскую власть в горах Ахвахском краснопартизанском отряде земляков. Этот период истории знаком настолько хорошо, что любой взрослый и школьник могут рассказать о том, как воевали их деды против деникинцев под Харайго, Ведено, Шали, Грозным, Чирката, Карапали Буртунали, Темир-Хан-Шурой, Порт-Петровском, против имама Гоцинского вблизи аулов Цекоб, Тукита, Карата, Кванада, Эчеда, Анцух, Бежты, Кидеро, на хваршинском мосту и т.д...

Руководимая Херенду Дибиргазиевой комсомольская организация вывела колхоз в число передовых, хозяйство заимело шесть десятков коров, триста овец, подняли целину и расширили площадь колхозных полей. Получили землю и на зимних отгонных пастбищах. На трудодень давали хороший доход, обновились жилища, в окнах появилось стекло, кое-кто настлал деревянные полы, почти каждая семья заимела отдельную саклю. В обиходе появились железные и керосиновые печи, столы и стулья, кровати и ватные матрасы, одеяла. Аульчане научились белить стены известью, а матерчатая одежда вытеснила одежду из шкур и войлока. Появление атрибутов цивилизации и благополучную жизнь люди ставили в заслугу советской родины. Давать в обиду такую власть и такую родину никто не хотел, и потому на защиту родины в годы Великой Отечественной войны маленький аул проводил 63 человека. 43 из них не вернулись.

Горевали люди, особенно - красный партизан Гаджимагомед Эхунов, трое сыновей которого не вернулись с фронтов.

В годы войны аульчане сеяли в горах шестьдесят гектаров земли, получали хорошие урожаи пшеницы, ячменя, картошки, конских бобов. И фронту помогали, и самим хватало. Первым депутатом Верховного Совета ДАССР от Ахвахского района была избрана доярка из аула Изано Айшат Гаджимагомедова.

К девяностым годам двадцатого века изанинский колхоз имени Кундухова имел более пятисот голов крупного рогатого скота, на сотню больше овен и коз, по десять и более тракторов и автомашин; только на кутане озимыми и яровыми зерновыми культурами засевали почти двести гектаров земли. Колхозники жили очень хорошо.

Ныне, однако, колхоз пришел в упадок, еле справляется даже с уплатой налогов. Потерянное в колхозе поголовье скота не восстанавливалось за счет развития частного сектора. Участки у сельчан солидные, их пашут, сеют, убирают, но в большинстве домов, аульчане говорят, люди стали жить беднее. Даже в таких условиях, когда сохранились бесплатная школа, государственный ясли-сад, медпункт, клуб, библиотека.
Признак бедности заключается, в частности, и в том, что грамотные, любознательные изанинцы меньше стали выписывать газет и журналов, почтовики сняли линию, перестало говорить радио, возросло число опустевших домов, хозяева которых уехали в поисках благополучной жизни.

Но патриоты аула Изано не унимаются. Ежегодно собирают изанинцев со всех краев то на "День аула", то на праздник первой борозды, то на "День родителей", то на спортивные соревнования, то на свадьбы. И все как один делают все возможное для возрождения дедовских традиций.

Джамалудин Джамбулаев, Бадрудин Султанов, "Дагестанская правда", 30 января 2000 г.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля