Старое село Гогаз расположено на территории Ахтынского района Республики Дагестан в 18 километрах от райцентра, на южном склоне самурского хребта на высоте 2400 м. над уровнем мирового океана.
Село окружено с юго-запада неприступными скалами, а с остальных сторон альпийскими лугами, чарующими взгляд пестротой сочных трав и диковинных цветов. Холм, где расположено село, обтекают с двух сторон ручьи с кристально чистой, студеной водой, которая по капелькам стекает в них из множества родников.
Когда именно поселились люди на территории старого села Гогаз, точно сказать ни кто не может. На территории села были найдены каменные, медные и стальные наконечники стрел, в двух км от нынешнего села в урочище Зеген, развалины сакел, построенных в форме круглых шатров, очень крупные (почти в два раза крупнее обычных) кости из старых, вскрывшихся кладбищ, древние албанские надписи и т.д.
Название села произошло от лезгинских слов «гъуьр регъвез», «Гъуьгъвез», что означает – молоть муку. На территории села найдены около 30 развалин мельниц. Даже с многих соседних сел шли сюда молоть муку.
Примечательно, что сами гогазцы называют себя несколько иначе – «эгъвезар», «эгъвезжыв». Слово «эгъвез» («эгъвуьн» в переводе с лезг. означает копать). Но «эгъвез» не связано со словом «копать», а скорее гогазская трансформация слова «гъуьгъвез», для простоты произношения.
Мы можем лишь привести сведения относительно живших в селе в XVIII – XX веках тухумов. По преданиям, первым поселились в селе люди из тухума «псияр» (в переводе с лезг. - коты), их дома занимали в старом селе наиболее выгодное место – холм в центре села, который смотрит на юго-восток. Самоназвание тухума «ялаватар» (произошло от лезгинского слова «ялав» - огонь, что подчеркивает связь с древними верованиями лезгин, когда те поклонялись духам огня и т.д.). Согласно другой версии, более достоверной, название «ялаватар» связано с тем, что члены данного тухума были чрезвычайно физически сильными, смелыми до безрассудства и крайне вспыльчивыми. За такой чрезвычайно импульсивный темперамент их и назвали «пламенными». (В данном случае слово «ялав» - пламя ассоциируется с крайней вспыльчивостью, бесстрашием, быстротой реакции и неестественной энергией). Стоить отметить, что данные черты характера наблюдаются за большинством членами тухума до сих пор. Представители вышеназванного тухума в основном занимались земледелием и охотой. Говорят, они были физически рослыми, имели средний рост 1,8 – 2 м. Примечательно, что большинство представителей данного тухума были голубоглазыми или зеленоглазыми и светловолосыми. Этот факт дает основание высказать мнение об албанском или европейском происхождении этого тухума.
До сих пор в селе встречаются члены тухума с подобными внешними признаками. Говорят, на территорию села, предки данного тухума переселились с местечка вблизи с. Гапцах (старого). И по преданиям, первым поселился в селе человек по имени Асыл с сыновьями и вся его жизнь прошла в постройках домов для своих сыновей.
Вторыми в селе поселились представители рода «татлар». Как-то добрался до села и пришел на годекан человек по имени Абумуслим, по национальности – тат, с семьей и с нагруженным домашним скарбом волом и попросил у старейшин села разрешения пожить в селе. Старейшины дали согласие и определили ему для постройки дома место за селом. Местечко это было непригодное для пашни и находилось рядом с селевым оврагом. Вышеназванный Абумуслим вначале установил там палатку из паласа, а позже построил с помощью сельчан небольшой домик. Абумуслим привел с собой сына и шесть дочерей. Его дочери были выданы в селе замуж. Говорят, что за каждую дочь ему в виде калыма дали земляной надел и, таким образом, он стал членом села. Впоследствии в селе появился уже немалочисленный род «татлар» (в переводе с лезг. - таты), которые заняли всю северную часть села. Внешне члены этого тухума были смуглые, темноволосые. Им свойственно относительно спокойный нрав, сплоченность, прагматичность, консерватизм.
Кварталы тухумов «ялаватар» и «татлар» были оснащены подземными ходами, доступ к которым открывался в хлевах или кладовых комнатах, именно, из ниш, маскированных под шкафы.
Третьими поселись в селе представители тухума «нурияр» (слово «нур» в переводе с лезг. – блеск, свет). Возможно, название данного тухума связано с профессиональной деятельностью его членов – они исполняли в селе обязанности муллы, а, как известно, ислам ассоциировался со словом свет. Данный тухум в селе был самый малочисленный, порядка 10 – 12 семей. Дома данного тухума были расположены на северо-западной окраине села. Представители данного тухума тоже были крупного телосложения. В настоящее время в селе (новом) люди из тухума «нурияр» не живут. Относительно «нурияр» стоить отметить, что этот тухум настолько был близок к тухуму «яляватар», что в селе считали – первый был включен во второй. То есть представители «нурияр» были приняты тухумом «псияр» к себе. Существует версия, что «нурияр» когда-то отделились от «ялаватар».
Четвертыми поселились в селе представители тухума «серкер» (в переводе с лезг. – овцеводы). Связано это с тем, что на летние пастбища за определенную плату сельским старейшинам загонял сюда свою отару житель села Хлют (нынешнего Рутулского района), Шахабас. Ему в селе понравилось, и он с разрешения сельчан остался здесь с семьей навсегда.
Представители этого тухума поселились по юго-западной окраине села, зачастую строили дома над отвесными скалами или в неудобной для жилья нижней части села, так как другого пригодного для строительства места в селе уже не оставалось. Представители «серкер» отличались физической закалкой, выносливостью, жестокостью, особенно к животным, бескомпромиссным, неуступчивым характером. Это, конечно, было связано с их основной деятельностью – овцеводством. Можно сказать, что «серкер» тоже имели своих лидеров и подчинялись им.
С 30-годов гогазцы стали переселяться в села Гюдеклы, Чинартала, Мирземет-оба, Кимил-кишлах, города Хачмас и Баку Азербайджанской ССР Их стало еще больше после Великой Отечественной войны, после чего не вернулось в родное село более 40 из ушедших на нее гогазцев. После 50 – х годов сельчане стали переселяться на территорию совхоза им. Революции (ныне им Тагиева) Хачмазского района АзССР. Ниже мы приводим план села, на которой отчетливо видно, какой квартал занимал каждый тухум ко второй половине 20 века. А в семидесятые годы молодежь стала перебираться в Махачкала и другие города необъятной России, вплоть до Сахалина.
Селение Гогаз расположено в горах, на левой стороне реки Самур, в 10 км. от райцентра. Кол-во хозяйств - 200, население 616 чел. В конце семидесятых годов жители селения переселились на участок «Чархи кам», что в Магарамкентском районе и живут там в составе колхоза имени Тагира Хрюгского.
Кварталы: Вини мягьле, Агъа мягьле.
Тухумы: Ялавар, Пепеяр, Дурияр, Серкер.
Известные люди селения: Ризванов (Абдулгамидов)* Абдулгамид - доктор математических наук. Известным в округе знахарем был Юсуфов Мирзали. Юсуфов Мирзали имел на занятие медициной разрешение, выданное врачам Нефедовым. Он лечил переломы, язвы желудка, ревматизм и многие другие болезни. Им был придуман специальный алфавит, для обозначения лекарств, коих у него было полная комната. Прожил он около 105 лет, говорят, во многом благодаря придуманной им же специальной диете. К сожалению, Мирзали не унаследовал никому свои уникальные знания и умения.
Гогазцы в те времена занимались овцеводством, возделыванием земли: выращивали злаковые. Зажиточные гогазцы держали отары по триста голов, а на зимовку отправлялись на арендованные земли в Азербайджан в село Нереджан или другую территорию. Большинство плодородных земель, лежащих в пойме речки принадлежало членам тухума «ялаватар», также было распространено террасное земледелие. Им же принадлежали почти все мельницы. Также было распространено пчеловодство.
Излишки продуктов сельчане продавали на ахтынском рынке, а взамен покупали одежду и фрукты (так как в селе деревья не росли).
Ростовщичеством из сельчан занимались Езибег и Гамид. Так Гамид из-за долгов выкупил у усурцев большую часть их плодородных земель.
Те, у кого было огнестрельное оружие, и определенные навыки занимались охотой. Охотились на зайца, барсука, лисицу, куницу, волка, на куропаток. Любители поднимались далеко в горы охотиться на горного тура и винторогого козла.
Были в селе также свои кузнецы. Ковали сельскохозяйственные обудия, холодное оружие, ножи для бритья.
Те, у кого не было своих отар или земли - «мулк», ездили в Азербайджан на заработки. Отмечаются случаи поездок в Грузию.
Около 20% гогазцев жили только за счет воровства и грабежей. Этим промыслом они занимались на территории южного Дагестана и северного Азербайджана отдельно или в составе банд. По этой причине жители многих соседних сел относились к гогазцам настороженно и называли село разбойничьим.
Годекан (по лезг. – ким) занимал особое место в общественно-политической жизни гогазцев. Годекан для гогазцев был местом собраний, дискуссий, здесь решались все общие для села вопросы: распределялись зимние и летние пастбища, устанавливались сроки посевов и сенокосов, решали спорные вопросы меду отдельными жителями, тут же играл свадьбы.
Спорные вопросы решал совет аксакалов – «диван», состоящий из 10 выбранных, уважаемых людей, аксакалов. Аксакалов выбирали для этого дела достойных: честных, бескорыстных, незапятнанных воровством у сельчан. Выборными могли быть не только старые люди, но и мужчины в расцвете сил. Все споры и жалобы гогазцев рассматривал именно этот выборной орган. Гогазский «диван» выводил решение по всем вопросам: виновную сторону принуждали заплатить штраф, возместить ущерб, особо провинившихся выгоняли из села сроком на 7 лет.
Тут же мастерили сельскохозяйственные орудия, предметы быта, вили веревки. По зимам сидели здесь аксакалы, укутавшись в длиннополые тулупы – «кавалы» и чинно рассказывали интересные истории из своей жизни. Остальные с особым вниманием слушали оратора, и ни кто не мог перебивать его. Некоторые мужчины спали прямо на годекане на каменных скамейках, окутавшись в тулупы, надвинув шапки на глаза, так как по ночам были заняты грабежом и воровством. Остальные относились к ним с пониманием и не тревожили.
В старом селе было три годекана: в центре села – для аксакалов, на западной окраине – для молодых, а на восточной – для подростков. Возрастное деление на годекане было строгим требованием местного обычая.
Стоит упомянуть, что все мужское население имело огнестрельное оружие: ружья, винтовки, пистолеты и постоянно тренировалось в стрельбе, то есть было готово к вооруженной стычке.
Село не подчинялось за всю историю существования ни Ахты-пара ни Рутул-чаю ни какинским бекам или еще кому либо, а функционировало и оборонялось как самостоятельное общество. Само село состояло из четырех тухумов, пришедших в разное время с разных месть, причем каждый из них был крупнее, чем соседние села как Ялак или Усур.
В доказательство наших слов привожу следующий исторический факт. «…В 18 – веке за отказ выполнять пахту объединенными силами рутулцев и ахтынцев было разрушено и сожжено дотла селение Хрюг. За участие ахынцев в нападении на Хрюг рутулцы уступили ахтынцам пахту от селений Гогаз, Усур, Кака…» (А.Алимов. Дагестан: время, судьбы. Стр. 22). По словам автора получается, что до ахтынского пахта село подчинялось рутулскому. Ссылаясь на вышеупомянутый источник, мы можем заключить, что до 18 – века с. Гогаз не входило в Ахты-пару точно. А входило ли в общество Рутул? Об это пойдет речь ниже. Может рутулцы «уступили» ахтынцам вообще свободные села, села им неподвластные? Да и само слово «уступили» показывает доминирующе положение рутульцев в самурской долине. Видимо после такой «уступки» ахтынские «бахтачияр» отправились в практически свободное село Гогаз, в надежде на угощение. Но им там объяснили, чтоб о «пахта» не может быть и речи, а дословно: «Мы мужчины и пахта для нас неприемлемо, а если хотите доказать свое превосходство, давайте соревноваться!». Ахтынцы проиграли соревнования, и ушли в с. Усур, которое входило в Ахты-пара Так на сайте односельчане. ру мы находим: «Усур вначале являлся яйлахом ахтынского джамаата, но в XII в. он стал самостоятельным хозяйством».
Так известно, что жители сел Ялах, Хрюг, Луткун и др. обратились за защитой от рутульцев к казикумухскому шамхалу и тот поселил в с. Кака своих братьев, Шуаб-бека и Иса-бека, вышеназванных какинских беков. Жители названных сел несли барщину (плату за защиту) уже этим бекам. Так если гогазцы тоже страдали бы от «пахта», то тоже подчинились бы какинским бекам, чего не было.
Представителю бека, пришедшему в село с предложением «зашиты», сельчане грубо ответили: «Мы сами беки и в защите мы не нуждаемся, защитим себя мы сами лучше вас». И вообще, попросили из села в грубой форме.
С рутульцами у гогазцев было 3 столкновения, попытки со стороны первых угнать отару, но гогазцы реагировали на такие выходки агрессивно и во всех случаях нападавшие были убиты.
Село Гогаз не входило в общество Рутул вообще, и рутулцы не появлялись в селе даже с предлогом пахты, исключая вышеотмеченные попытки воровства и угона скота, которые как мы видим, закончились для них негативно. Село Гогаз, судя по занимаемой позиции можно отнести на рассматриваемом периоде нейтральным к союзу «Ахты-пара», но ни в коем случае входящим в него.
Тут мы замечаем, что прежде чем навязать селу пахту или другую зависимость туда отправлялись мелкие в 2-3 чел группы под видом борцов или силачей, своего рода разведчики. Но, узнав, то собой представляет село, количество боеспособных мужчин, находящихся там, их настрой, естественно не решались отправляться туда с подобными требованиями.
Что же собою представляло село Гогаз до вхождения в состав России самурской долины? Гогаз представляло собой абсолютно свободное, имеющее демократическое выборное управление, способное охранять свои границы и суверенитет, общество. Был строго налажен вопрос самообороны села, которое включало: ведение дозоров на южной и северной границах (по 4 чел), ведение дозоров у двух главных входов в село (по 30 – 50 человек – молодежные годеканы у двух входов в село), и постоянная боевая готовность всего взрослого мужского населения более 300 чел. Все взрослое население имело как огнестрельное, так и холодное оружие, которое постоянно носило с собой.
О зависимости и, тем более, о пахта не могло быть и речи. Таким образом, село не входило ни в вольное общество Ахты-пара и не поднялось каким-либо феодалам. Примечательно, Гогаз, единственное в районе село, которое не говорит на ахтынском диалекте. Гогазский говор по своим окончаниям более близок к курахскому диалекту. Так, Аливердиевой С.А. защищена диссертация на соискание кандидатской степени по теме «Морфологические особенности гогазского говора кураского диалекта». Само название диссертации доказывает сказанное нами выше. Внутри самого села, где жили более 200 семей, не было какой-либо зависимости или подчиненности одних лиц от других. Все общие вопросы решались на сельском сходе. А все захватнические войны иранских и иных завоевателей, можно сказать, обошли сельчан стороною. Так как, с древнейших времен гогазцы выставляли караулы на северном и южном рубежах села. Вели дозор круглосуточно из специально построенных землянок и дежурили на каждом посту по двое. Все взрослое мужское население, исключая глубоких стариков обязано было нести дежурство. Следили за двумя крупными соседними селами: Ахты и Курах, и если там наблюдали появление непрошенных гостей в виде пожаров и остальных признаков войны, то сразу один дозорный докладывал селу, а второй следил за дальнейшим развитием событий.
Сельчане быстро прятали свой скарб в специальное подземное помещение, которое находилось в центре села. Вход туда закрывали каменной плитой и сыпали сверху для маскировки навоз. (Такое подземное помещение оставалось в районе центрального холма села до 50-х годов 20 столетия). Сами же направлялись в подземные убежища в ущелье «Зеген», находящееся в двух км от села, там же в подземных хлевах прятали и домашний скот.
Враг нарывался на пустующие сакли и проходил дальше. За его передвижением, естественно, тайно следили и, когда он окончательно покидал территорию села, люди выходили из своих убежищ. Так село оставалось невредимым, когда персы много раз предавали огню и мечу самурскую и курахскую долины. Мы считаем, что это был единственный, верно продуманный способ выживания. А воевать открыто с полчищами «конца, края которым не было видно» было бы просто глупо.
Когда самурская долина вошла в состав Российской империи, в селе был назначен старейшина – представитель царской власти (один для селений Усур и Гогаз) жител с. Усур – Прим. Как говорилось выше, с. Гогаз не входило в Ахты – пару, и поэтому ковха был назначен по совету ахтынцев из села, подвластного им – Усур (и вообще гогазцы не были в каких-либо контактах с ахтынцами, и поэтому узнали о новшествах в политике так поздно). Но гогазцы не были готовы к такому повороту событий и решили выгнать Прима и назначить старейшину (кавха) из своей среды. За это взялись Халил и Азизага. Прим был жестоко избит Азаагой прямо на годекане по просьбе Халила. Но виновным сделали в Ахтах Прима, после чего последний был снять с должности старшины, и старшиной назначен Ибрагим – Халил, старший сын Халила.
После этого случая Халил провел за свой счет водопровод протяженностью 2 км (купил в с. Испик трубы из керамики, доставил их на арбах в с. Гогаз на расстояние около 80 км, заплатил также за рытье траншеи), а в остальном помогли сельчане.
При Ибрагим-Халиле (ковха) и только благодаря его стараниям был присоединен документально к территории с. Гогаз участок с названием «Тамун ёгъ» около 50 га, права на которого оспаривало и с. Кака. (после его смерти село потеряло этот участок).
На настоящее время гогазцы компактно живут в Махачкале и Каспийске (около 100 семейств), в Дербенте – около 50 с., в городах Норильск – около 100 с., а также небольшими группами в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Сургуте, Чите, Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке, Ставрополе, Волгограде, Луганске и во многих других городах. По некоторым сведениям несколько семей гогазцев, потомки белых эмигрантов, живут в Казахстане, Турции, Иране и Германии.
Комментарии