Село Хутхул — одно из крупных в Агульском районе. На сегодня здесь около 150 хозяйств и более 400 человек населения. Расположено оно в 1,5 км от райцентра, хотя можно сказать, что почти слилось с Тпигом из-за продвигающихся к Хутхулу новостроек. Хутхул обладает огромными территориями пастбищ и сенокосных участков. На юге он граничит с Курахским районом, с селами Усуг и Хпюг, на севере его владения доходят аж до Мисси и Курага.
Село имеет большую историю. Хутхул — одно из самых старых сел в нашем районе. Несколько раз менялось его местоположение ввиду многочисленных нашествий. Село подвергалось разрушениям, но отстраивалось вновь. И сегодня руины можно наблюдать в местностях «Xlapyx» и «Гъуралдал»
Кого только ни видели стены Хутхула за его многовековую историю — монголы, арабы, персы. И каждый раз полчища захватчиков встречали здесь упорное сопротивление. Но силы были неравны. И село подвергалось уничтожению. За старым селом есть площадка, на которой, по преданию, аскеры Надир-шаха затоптали лошадьми героически оборонявшихся жителей села. А женщины и дети были угнаны в рабство. Существует предание, что находившиеся на заработках отходники из нашего села встретили на одной из тегеранских улочек женщину, которая, сбивая масло, пела на агульском языке песню, где упоминалось наше село. Оказывается, ее еще ребенком угнали в плен. Находясь на чужбине, она предавалась воспоминаниям по родному краю.
Когда после опустошительного иранского нашествия опустела южная часть Кушан-дере и местность, где теперь расположено селение Хпюг, решением межаульского совета старейшин из Хутхула для воссоздания аулов Кураг и Хпюг туда были направлены по две семьи.
В 20-е годы прошлого века, когда передовой отряд Красной Армии, устанавливая в нашем районе Советскую власть, подошел к селу, хутхульцы в очередной раз оказали сопротивление. Для переговоров с обороняющимися в село был послан красноармеец по имени Юсуп. Однако переговорщик обратно не вернулся. Он был заколот вилами женщинами. Красноармейцы потребовали вернуть тело, в противном случае обещали предать село огню. Говорят, что до сих пор жители села, откуда был родом убитый красноармеец, называют нас кровниками.
По рассказам старожилов, в те годы село было зажиточным. Население имело много крупного и мелкого рогатого скота, выращивало в достатке пшеницу. В период раскулачивания большая часть скота была конфискована, а сами жители загнаны в колхоз. Да какие тут могли быть кулаки. Люди работали на себя. Дедушка и бабушка рассказывали, что когда моему прадеду сказали, мол, несколько овец зарежем для семьи, а то ведь заберут, он ответил: почему я должен меньше тысячи сдавать.
Многие так называемые кулацкие семьи были высланы в Киргизию.
Они до сих пор проживают там. Побывавшие там родственники говорят, что в поселке компактно проживают выходцы из многих сел Агульского района, однако все они разговаривают на хутхульском диалекте. Нас, оставшихся в селе, между прочим, они называют колхозниками.
Со дня созданиями до перестроечных времен хутхульский колхоз был одним из передовых хозяйств в районе. В лучшие времена в нем насчитывалось до 7 тысяч голов МРС и до 300 голов КРС. В 1939 году председатель колхоза Р Алиев, зав. ОТФ М. Баршаев и зав. МТФ А. Гасаев участвовали в ВДНХ в Москве за отличные показатели по производству сельхозпродукции. Кроме обширных земель в горах, хозяйство располагает лучшими кутанами в Каякентском районе рядом с курортной зоной.
Лишним свидетельством солидного возраста села служат многочисленные кладбища. По воспоминаниям стариков, на площади, где ныне расположена администрация села, стоял лес надгробных камней, которые кувалдами свалили «строители нового». Да и дорога, проходящая через верхнюю часть села, построена на старинных могилах.
В Хутхуле на сегодня две действующие мечети, одна из которых — памятник горской архитектуры и зодчества. В советские времена она, как многие ей подобные, была приспособлена под склад. Теперь она приобрела свое первоначальное предназначение. До Советской власти при мечети было и медресе, славившееся во всем Дагестане.
Учиться сюда приезжали со многих концов нашего горного края. О высокой религиозности жителей села может свидетельствовать тот факт, что, когда в очередной раз селу грозило уничтожение, наши предки спрятали в пещере над селом ящики со священными книгами — Коранами, дабы они не подверглись кощунству со стороны иноземцев. Там они и до сих пор хранятся.
Когда началась Великая Отечественная война, семьдесят восемь хутхульцев отправилось на фронт, вернулось лишь 34. На Курской дуге погиб старший лейтенант Исмаил Гусейнов, кавалер орденов Отечественной войны и Красной Звезды. Всего двенадцать дней не дожил до Победы кавалер ордена Славы III степени и медали «За отвагу» Курбан Ахмедов. Гаджисалих Рамазанов прошел путь от Северного Кавказа до Кенигсберга и вернулся домой с орденом Отечественной войны и двумя медалями.
Хутхульцы ковали победу не только на фронте, но и в тылу. 32 человека работало на строительстве оборонительных сооружений, в прямом смысле не щадя своих сил. При строительстве умерли три уроженца нашего села.Бывший учитель Хутхульской СШ 3. Галимов работал на строительстве бронепоезда «Комсомолец Дагестана»
Что и говорить, село всегда славилось своими людьми. Можно вспомнить Р. Исмаилова (Манучарин), который был членом ЦИК ДАССР, депутатом Верховного Совета ДАССР. Или депутата Верховного Совета ДАССР Керимову Раханат. На научном поприще больших заслуг добились доктор медицинских наук, хирург О. Мустафаев, доктор химических наук К. Рамазанов, кандидат медицинских наук М. Шабанов. Кавалер ордена Знак Почета А. Курбанова до сих пор работает в родной школе.
А кто в районе, да и в Дагестане не знает двукратного чемпиона России по вольной борьбе, чемпиона мира среди полицейских, мастера спорта международного класса Рамиса Рамазанова. Хутхул дал семь матерей — героинь, а подвиг X. Генджаевой является уникальным в своем роде: 12 сыновей из 12 детей.
Что сегодня представляет Хутхул? На реке Чирагчай три моста, 2 из которых — арочные, построенные в старину всем джамаатом. Третий мост — это гордость села. Он был построен совсем недавно, при его строительстве использовалась новая технология возведения буровым способом. При въезде и выезде из старой части села стоят два ПИРА, построенные в куполообразном стиле.
Местная школа была построена в 1936 году. Она носит имя нашего земляка Д. Гашимова, погибшего в Афганистане. В бою за город Асадабад он ценой своей жизни прикрыл отход роты. За подвиг Д. Гашимов был посмертно награжден медалью «За отвагу».
В свое время школа считалась одной из лучших не только в районе, но и в республике, что отметила даже московская комиссия.
Жители соседних сел называют хутхульцев езидар. Не известно, откуда пошло это название. Может, до принятия ислама сельчане исповедовали культ божества Авесты, последователей которого так и называли.
В школьные годы я часто задумывался, с чего это хутхульцев жители других сел, когда шутя хотят слегка задеть, обзывают езидами и обидно это воспринимал, но до сих пор, откуда и с каких времен это пошло ни в литературе, ни в устных преданиях не нашел. Тогда как, прозвища других сел как-то понятнее и каждое имеет свою реальную или выдуманную п р е д ы сторию. Особенно часто, в годы учебы в Тпигской СШ, к этому прозвищу прибегали ровесники -тпигцы, также как и мы в отношении их к прозвищу «пеэч», так сказать по-соседски взаимные дружеские колкости.
А что же конкретно означает слово езид, мне стало понятно после школы, когда стала доступна академическая литература.
Езиды (от перс, «езд» — бог, «езди» — признающий бога) называют себя последователи особой религиозной секты или самостоятельной религии, распространенной среди курдов Ирака и Турции (в небольшом количестве живут также в Иране, Сирии и Закавказье). Общее число езидов в наши дни оценивается в 200 тысяч человек. Их верования соединяют в себе элементы древней религии персов зороастризма, язычества, иудаизма, ислама и христианства несториансгого толка.
Езиды веруют в единого бога и его эманацию — верховного ангела Таус-Мелека, которого изображают в виде медного или бронзового павлина. Это-то и дало повод считать езидов «поклонниками дьявола». Езиды верят в загробную жизнь, принимают как обрезание, так и крещение. Религиозные доктрины езидства изложеы тайнописью в священных «Книге откровений» и «Черной книге». Из многочисленных признаваемых ими пророков езиды больше всего почитают шейха Ади (ок. 1074 — 1164), основателя вероучения. Потомки шейха являются духовными главами езидов. Храмов или общих молельных мест у езидов нет. Единственное место паломничества-могила и храм шейха Ади в одноименной долине к северу от Мосула. Езиды делятся на мирян, «муридов», и духовенство, «руани». Духовные лица, в свою очередь, подразделяются на высших (эмир, шейхи, пиры) и низших (каввали и кочаки). Езиды в отличие от полукочевых курдов полностью оседлы.
А вот что пишет о езидах известный немецкий писатель Карл Май в своем знаменитом восточном романе «Через пустыню, через гарем».
«… У езидов не такие строгие правила в отношении женщин, как это принято у мусульман. Они ведут патриархальный образ жизни, и нигде на Востоке я так не вспоминал о немецкой семейной жизни, как у езидов. Конечно, обычные люди не обладают такой ясностью религиозных взглядов, как пир Камек, но, сравнив их с двуличными греками, безнравственными торгашами -армянами, мстительными арабами, ленивыми турками, лицемерными персами и разбойными курдами, я научился уважать этих открытых и мужественных людей. Их культ представляет собой объединение различных черт халдейства, ислама и христианства…»
В Курахском районе, на границе с Агульским, есть агульское селение Курдал, а в Тпиге тухум гурдар. Может это как-то взаимосвязано с курдами. Как знать……
Также жители райцентра называют своих соседей чIкьатар, хотя никто не помнит, чтобы здесь занимались гончарным делом. Может, в незапамятные времена, и с тех пор из уст в уста-сохранилось.
После установления Советской власти было решено создать районный центр Агульского района в Хутхуле. Были вырыты фундаменты под административные здания. Однако население воспротивилось. Особенно сильно село преобразилось в последние годы. Настоящей бедой для хутхульцев была проблема обеспечения питьевой водой. Сегодня в село водопроводы, построено 5 родников. Добротно отремонтированы клуб и сельский Дом культуры. Старое кладбище со стороны дороги в новой части села полностью отгорожено.
Примечателен один из обрядов хутхульцев. который из агульских сел присущ только Хутхулу. При рождении первого сына каждый глава семьи идет без какого -либо приглашения к дому новорожденного и открывает пальбу в воздух. Хозяин выходит и приглашает его к застолью. Этот обряд исходит к временам абрекства на Северном Кавказе. Когда рождался ребенок мужского пола, считалось, что в рядах воинов добавился еще один. Это событие знаменовалось пальбой,скачками и обильной гульбой с бузой.
Свои корни пустили хутхульцы и в Соединенных Штатах Америки. Из Баку ушел на войну мой дядя, двоюродный брат отца Абдурахман. Говорят, он был советским офицером. Он считался пропавшим без вести. Считая его погибшим, когда я родился в ноябре 1956г.. меня нарекли его именем. Прошло где-то около двух месяцев, семья получает письмо из США от Абдурахмана, прошедшее все цензурные инстанции. С того же дня была отменена пенсия в 12 рублей бабушке.
История пребывания моего дяди в Америке, как он нам писал, такова.
Попал в окружение, потом — плен. Когда захватили Берлин и разделили город по секторам между державами — победительницами, дядя оказался в американском секторе. Ему сказали: можем тебя передать русским и тебя ожидает 25 лет лагерей, так что выбирай. Он выбрал Америку. Женился на русской санитарке — эмигрантке, которая приняла ислам. Они проживают в штате Айова, имеют троих детей, которых зовут Гайдар, Аминат и Тамам. Дядя писал, что дважды совершил хадж в Мекку. Получили мы от него и посылку. Кроссовки, которые он прислал, износила моя дочь. Иногда пишет американский хутхулец Абдурахману агульскому хутхульцу Абдурахману
Приезжал к нам домой один агулец из Кушан-Дере, военный переводчик от него: дядя наказал ему побывать в Хутхуле. увидеть Джалила, моего отца, принести весточку и горсть хутхульской земли, что и было исполнено этим парнем
А мы с ним отправили в Америку агульские джурабы, семейные реликвии, старинные фотографии и вид на современный Хутхул. Вот такая вот история.
По другой версии, он являлся советским разведчиком-нелегалом, в пользу которой говорит встреча с ним нашего военного переводчика. Такие вещи в КГБ или ФСБ случайно не происходят.
Из села Хутхул были призваны в ряды Советской Армии 80 человек. Учащиеся решили увековечить подвиг своих земляков. Несколько лет разыскивали и устанавливали связи с ветеранами. Все принимали участие в поиске и сборе материалов. Куда только ни писали ребята. В военкоматы, в Министерство обороны, в архивы. Когда получали письма из архивов с ответом, в школу приходили нескончаемым потоком односельчане узнать, числится ли в списках его сын или брат. До получения ответа из архива многих считали без вести пропавшими. Многие узнали, где они воевали, какие у них награды, и где похоронены. Из 80 участников войны вернулись домой только 34 участника. 16 хутхульцев имеют боевые награды, два из них награждены орденом «Красной Звезды». Советом отряда были взяты на учет 32 человека, которые участвовали на трудовом фронте на оборонительных рубежах городов Хасавюрт и Буйнакск с сентября до января 1943 года. Из них 3 погибли и были похоронены там же. 29 человек вернулись домой, из них 10 женщин.
Не считаясь с трудностями военного времени, сельчане из своих личных сбережений помогали фронту. Каждая мать и сестра вязали теплые носки и варежки, чтобы отправить защитникам Родины. Все для фронта, все для Победы — таков был девиз тех лет. И об этом мы должны помнить всегда и передать подрастающему поколению.
Абдурахман Манафов, «Вести Агула», № 11-12
Комментарии