Поделиться
01 Янв 1970 г.
В 1332 году хиджры была построена из резного камня зеленоватого цвета новая мечеть, которая сохранилась и функционирует в настоящее время. До закрытия Советской властью работал алимом и служил кадием в мечети известный арабист Аюб-оглы. Новая мечеть (хъарщу мизит), построенная при участии всего джамиата села в верхнем магале стала главной – Джума-мечетью.
Каждый житель села должен был добыть, обработать и привезти к месту строительства камень. Многие жители работу заказывали мастерам-каменотесам, которые за определенную плату обрабатывали камень. Обтесанный готовый для кладки, он доставлялся аульчанами к месту в указанные сроки. Добывался этот вид камня (мягкий, цветной) в местности «Кьули» и «Балбал бекIали».
При каждой из мечетей функционировали мактабы где 15-20 человек обучались Корану, чтению и письму на арабском языке. После окончания местных примечетских школ выпускники направлялись в медресе селений Урахи, Цудахар, Кази-Кумух, Чох, Согратль и других населенных пунктов Дагестана для продолжения учебы. Многие ученые-арабисты обучались в исламских центрах, затем возвратившись работали в селе кадиями, муллами, алимами. Известны имена ученых-арабистов – Мяннай Рабдан, Кваса Яхъя и других, которые получили образование в Аварии. Духовное образование ученые-алимы Чирага получали в селах Дагестана, где были сосредоточены центры арабо-мусульманской духовной культуры. В Чираге были очень богатые библиотеки. Одна из самых знаменитых книг, которая была издана в нескольких экземплярах во время кампании против религии, хранилась в Чираге. Много книг было уничтожено, а значительная часть из них была оставлена в святых местах для хранения.
Ислам начал проникать в Чираг вместе с арабскими завоеваниями с VIII века. Об этом говорят и куфические надписи, сохранившиеся в разрушенных древних поселениях. Б. Г. Алиев пишет: «Древние эпиграфические памятники с куфическими надписями обнаружены в даргинском селении Чираг, входящим в состав Агульского района. Около здания средней школы имеются две надгробные плиты. Одна из них относится к 601 г. Хиджры (1204-1205 гг.) Другое надгробие некоего Кабира относится к 707 г. Хиджры (1307-1308 гг.). Эти куфические надписи наиболее древние на территории даргинцев. Эти надписи носят не только исторический характер, но и свидетельствуют о высоком уровне развития камнерезного искусства. Как известно, новая религия вначале утвердилась в Дербенте, в Кала-Корейше, затем она начала распространяться по всему Дагестану.
После завоевания больших территорий на Кавказе арабы назначали на покоренных землях своих наместников. Об этом пишет в своей истории Дагестана и Мухамед-Рафи: «У них (арабов) был старый обычай… назначать в каждое селение или город старшину или правителей из числа собственных вождей. Такой правитель был оставлен после покорения Кала-Корейша и в селении Гургели (Чираг), который занимался укреплением власти арабов и религиозным просвещением жителей. Первая мечеть появилась в селении в XIV веке. Ислам в начальный период его проникновения утвердился в Чираге, как и во всем Дагестане не без борьбы. В начале чирагцы упорно сопротивлялись установлению нового порядка, норм шариата. Об этом говорит большое количество памятников, могил шахидов — борцов за веру ислама, которые сохранились до сих пор. После полной исламизации в селении функционировало шесть мечетей.
При Барщу-мизит (мечети) функционировало частное медресе, где обучалось 25 учащихся. Преподавали известные алимы и преподаватели Кваса Яхън, Заке Рабдан и другие. Была в середине села и другая мечеть (ГъятIна мизит) — в переводе лягушачья мечеть. Так называлась она потому, что иногда здесь появлялись лягушки, так как построена она была над родником (водоисточником). В настоящее время здесь находится сельская библиотека.
Большое влияние на культурное развитие села оказала религия ислама, которая утвердилась окончательно в начале XIV века, хотя пережитки других религий – христианства, язычества и зороастризма сохранялись еще долго. Отдельные из них все еще сохраняются в обрядах и ритуалах. Об этом говорят эпиграфические памятники, найденные в разных местах села. Чирагцы поддерживали связи с арабскими странами Йеменом и Хиджазом, откуда они получали исламскую литературу и приезжали муталимы. Во время распространения и утверждения религии ислама особую активность проявил тухум села Яманхъале. Среди них был и Магомед, иеменит, отдавший свою жизнь за веру ислама. Потомки этого рода проживают в настоящее время в г. Каспийске.
В это время Чираг вместе с зирехгеранцами (кубачинцами, аштынцами) попадает под власть Кайтага. Религия ислама принесла не только веру, шариат, но и арабскую культуру, Многие чирагцы научились читать и писать по-арабски, овладели языком священной книги мусульман – Кораном. В Чираге были построены мечети, открыты примечетские школы. Последнее функционировавшее медресе размещалось в здании мечети Барщу мизит. Хозяевами медресе были аксакалы, алимы из рода Закехъала (Рабадан). Здесь обучались и представители соседних сел Амух, Санжи, Цирхе, Рича и других. В частности, окончившие медресе Шахбанов Камиль из Санжи работал кадием в селении Анклух, а Магомедов Гасан-Гусейн – в Амухе.
В советское время, когда была полностью запрещена пропаганда религиозной идеологии, детей обучали Корану на курсах дома. Такие курсы были организованы у Буттай къари — Патимат и Жамилат, Миме Хажат, Къата Пайшабай, благодаря которым многие сельчане получили начальное духовное образование и воспитание. В это же время неформальными алимами были признаны Магомедрагим Гаджиев, Гаджиисмаил Валицаев и Магомед Османов, которые поддерживали исламские традиции и занимались во времена атеизма сохранением духовного потенциала религии.
В ауле была большая библиотека, где хранились ценнейшие книги, отражавшие состояние развития науки того времени, рукописей, переписанные местными авторами, учеными-арабистами: Аюб МахIмадом, Гавгьар Кьадн, Кваса Яхъей, Мяннай Рабданом, Кади Рабданом и другими. Дабтар (книга Корана), где собраны ценнейшие научные сведения и факты по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам, хранится до сих пор в селении. До войны она хранилась у алима Гасана Пакьирахьала. В настоящее время она передана алиму чирагской мечети. Чирагцы приверженцы суннитского направления ислама и придерживаются ханифитского мазхаба.
За пределами Чирага религиозную деятельность исламского традиционного направления осуществляют Магомед Рабданов (Мяннай Магьмад) и Нуруллагь Танашов. Они самоучки, достигли больших успехов в усвоении религиозного умения (илм). шариатских предписаний и священных книг. Манаскентский Маннай Магьмад читает и переводит любые тексты арабского языка. Он всю жизнь совершенствует знания в области исламской религии, стремится передать их окружающим – родным, близким, сельчанам.
Поделиться
01 Янв 1970 г.
В 1741 году огромная армия Надиршаха, захватив Азербайджан, Южный Дагестан, прибыла в Чираг для дальнейшего покорения Страны гор. Преследуя...
Янв 1970 г.
Гургни (Гугул) – так называлось, как было сказано, село Чираг до начала XIX века. На его территории расположены крупнейшие древние и...
Янв 1970 г.
Русское военное управление, чтобы закрепиться в Дагестане долго и основательно в наиболее стратегически важных точках возводило...
Янв 1970 г.
Кавказская война охватила все территории и перекинулась в Южный Дагестан. При правлении первых имамов Дагестана Гази-Магомеда и Гамзат-бека...
Янв 1970 г.
После поражения Омара Гоцатлинского и провала его попыток прорваться в вольный Кайтаг и Табасаран Шамиль предложил Хаджи-Мурату взяться за...
Янв 1970 г.
Многие сельчане из-за сильного гнета казикумухских ханов ушли из аула и влились в отряды Шамиля. Оставшиеся жители Чирага неоднократно...
Янв 1970 г.
Комментарии к статье