Агул на грани исчезновения

0

Поделиться

27 Фев 2013 г.

Агулы наряду с родственными лезгинами, табасаранами, рутулами, цахурами, крызами, будухами, хиналугами и удинами, составляют группу народов албанского круга. Общая численность их по примерным подсчетам составляет 30 тысяч человек.

Древний народ растворяется в равнодушии чиновников

Однако, не смотря на малочисленность, агулы как этническая группа сформировалась очень рано. Так, средневековые хроники сообщают о том, что агулы под названием филаны вместе с лезгинами и табасаранцами в составе арабских войск участвовали в арабо-хазарских войнах.

Название «филан» произошло от одноименного политического образования ранних веков Филан. Причем в хрониках указывается позиция, которую занимали агулы в арабском войске во время таких походов – это середина.

История и геополитика

Но если учесть, что формирование самого административного образования Филан относится еще к более раннему периоду (4 в. н.э.), то становиться понятным, что агулы как обособленная этническая группа сформировалась к началу первого тысячелетия новой эры. Примерно в такие же сроки укладывают исследователи и период формирования агульского языка.

Геополитическое положение территории расселения (современный Агульский и часть Курахского районов) во многом и определяло судьбу агулов. Доминантой при этом выступали две стратегические пути, который пролегали через эти территории.

Первый – это общеизвестный путь Дербент – Рича – Кумух и далее по внутреннему нагорью. А второй – это древний путь по маршруту Персия – Партав — Дербент через Большой Кавказский и Самурский хребты, который просекал Дагестан с запада на восток.

В народе он известен как «Дорога послов». Преимуществом его являлось то, что он позволял, минуя Дербент выйти в Прикаспийские степи. Ведь древний Дербент не всегда был доступен, желающим пройти его.

По этому поводу в исторических хрониках сохранились сообщения о том, что «гунны, когда могли преодолеть Дербент на одних и тех же лошадях добирались до закавказских стран. А когда преодолеть Дербент не получалось, они вынуждены были преодолеть крутые горы, при этом им часто приходилось менять свои лошади».

Именно по этому пути к гуннам с миссионерскими целями в 622 году из Албании отправился и епископ Исраил. Промежуток этой дороги, пролегающий через крутые склоны Самурского хребта, сохранился недалеко от селения Бедюк Агульского района.

И надо отметить, что по своему масштабу этот участок дороги после Дербентского оборонительного комплекса является едва ли не самым крупным строительным объектом в Дагестане.

Он же является едва ли и не самым впечатляющим объектом по дерзости воплощенного в нем замысла древних инженеров и строителей. Однако в дагестанской истории об этом нет ни слова.

Древнее городище

«Дорога послов» не единственный исторический объект, который сохранился в Агуле. Недалеко лежат и развалины бывшего административного центра, упомянутого выше Филана.

В народе они известны под двумя названиями – Сарфун и Суфиян-шагьар. Второе название восходит к средне-персидскому названию Спендан-шахр, что буквально переводиться как «святой город».

«Святые духи — эраны» Спендан-шахра агулы и лезгины до сих пор упоминают в своих молитвах. Но в советское время «ради светлого будущего» здесь была размещена колхозная ферма со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вообще надо сказать, что Агул в историко-культурном плане представляет собой невероятное напластование друг на друга культур и эпох. Одних только п1иров — зияратов здесь насчитывается более ста — факт сам по себе неординарный и требующий к себе особого внимания.

Но едва ли не самыми ценными не только для истории агулов, но и для всего Дагестана являются сохранившиеся здесь несколько древних надписей, выполненных албанским и персидско-арамейским шрифтами.

Мы неоднократно об этом сообщали структурам, которые по долгу своей службы обязаны этим заниматься. Но в ответ как всегда было молчание. От средневековой крепости селения Тпиг сохранилось одно лишь название «буцур». Последняя стена ее была разобрана в 80-х годах прошлого столетия.

Легендарные села

Единственный населенный пункт в Дагестане, который получил почетное прозвище от арабов Баб-аль-кьист-Риджа «Ворота справедливости» расположен в Агульском районе. Это знаменитый аул Рича с его древней и уникальной мечетью с вращающимися колоннами.

Он же единственный населенный пункт, который сумел в течение 26 дней оказать яростное сопротивление татаро-монголам в начале 13 века. И вообще необходимо отметить, что в Нагорный Дагестан воинствующие татаро-монголы с интервалом 10 лет совершали два похода, и оба раза это было связано с агулами и Агулом.

Квадратной планировки боевые башни сс. Бедюк и Хпюк, единственные во всем Южном и Среднем Дагестане дошедшие до наших дней были также разобраны в 60-х годах. А о совершенстве ремесла агульских мастеров свидетельствует узор на дверях мечети селения Тпиг, который как образец резьбы по дереву вошел в исторические учебники.

Здесь же повсеместно можно увидеть и древние захоронения с могилами-цистами (каменными ящиками), датируемые периодом 500 годы до н.э. 500 годы н.э. Боюсь ошибиться, но, кажется, в Дагестане только в Агуле можно встретит могилы внутри жилых помещений – форма захоронений, которая, по нашему мнению, восходит к грузинской традиции, также как и строительство на могилах квадратных мавзолеев «куба» от грузинского кIуба «гроб».

Мертвая зона

В общем, о подобных объектах Агула можно говорить бесконечно. Но по иронии судьбы сами агулы сегодня известны не по своему богатейшему историко-культурному наследию, а по — малочисленности.

А этот показатель в Дагестане, как известно, играет решающую роль при проявлении не только частного, но и государственного отношения к каждому конкретному этносу. Является народ многочисленным – на его поддержку и направляется весь государственный ресурс.

Не важно, что у этого народа ни перед республикой, ни перед ее населением нет никаких заслуг и даже имени его в истории нет. А если этнос небольшой, как например агулы, цахуры или рутулы, то и отношение к нему проявляется соответственное.

Главное здесь количественное соотношение народов. Именно по такому принципу Агул сегодня, как и весь Южный Дагестан, превращен в мертвую во всех отношениях зону. Здесь мы не ставим своей целью говорить о вопиющем социально-экономическом положении агулов, которые десятилетиями живут за гранью нищеты.

Но если даже взять гуманитарную сферу, то думаю, не ошибусь, если скажу, что в кругах, по сути созданных чтобы беречь и сохранить историко-культурное наследие народов, об истории Агула или самих агулах знают лишь понаслышке.

Кричащие проблемы

Восемнадцатиметровый минарет ричинской мечети, переживший семь веков, если не сегодня, то завтра рухнет, от появившихся в кладке трещин. Но никому нет до этого дела. Здесь же любители старины из чистого любопытства откапывают и разбирают раннесредневековый водопровод, сооруженный из керамических труб «гунгов», которым в древности село обеспечивалось водой.

Такой же вывод можно сделать, если судить по состоянию культурных учреждений в районе, где за исключением центрального Дома культуры не работает ни одно такое заведение.

В начале 90-х годов была создана агульская письменность. Но за истекшие двадцать лет кроме букваря не издано, ни одного учебника или иного учебного пособия не говоря уже о другой литературе.

В школах вместо агульского языка преподают что угодно, но только не сам агульский язык. И это не удивительно, поскольку материально-техническая база для преподавания агульского языка в школах отсутствует. Более того из-за отсутствия должного внимания со стороны компетентных органов пришлось закрыть агульское отделение в ДГУ, где пытались подготовить специалистов по этому языку. Складывается ощущение, что проект с агульской письменностью был придуман правительством для того, чтобы пустить пыль глаза этому маленькому народу.

Агульские населенные пункты стремительно пустеют, а сам народ на грани исчезновения. В большинстве селах остались по 20-25 хозяйств, а в районе в целом проживают всего 5 тысяч человек. А это население одного среднестатистического поселка.

Остальные предпочли покинуть места своего исконного проживания. Понять их конечно можно. Кому охота в 21 веке пахать первобытной сохой поле, топить одну единственную буржуйку в доме кизяком, спать в комнате, где замерзает вода и не знать, как завтра прокормить свою семью. Других перспектив, к сожалению, у агулов в Дагестане уже не остались.

, раздел: Статьи

Автор: Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе / Источник: ФЛНКА
0

Поделиться

27 Фев 2013 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Буркихан

    О Буркихане и буркиханцах упоминается еще в «Сборнике сведений о кавказских горцах», изданном 130 лет назад в Тифлисе, В «Воспоминаниях...

    Май 2019 г.

  • Агул – наш дом! (стихотворение)

    В лучах спектрального рассвета Агул раскинулся, как рай. У пира шейха Мухаммеда Молитвы шепчет Чираг-чай. Вещают надписи на плитах. И слышим...

    Янв 2019 г.

  • Долгая дорога домой

    Он многое вмешал в себе, этот человек, добрый сердцем и твердый в принципах. Его врожденное понятие о чести, человеческом достоинстве не раз...

    Ноя 2018 г.

  • Багаутдин Сулейманов – алим из Буршага

    Багаутдин Сулейманович Сулейманов родился в 1911 году в селении Буршаг Агульского района в семье богослова. Когда ему исполнилось 7 лет, отец...

    Ноя 2018 г.

  • Ода хлебу

    Однажды на вопрос журналиста: «Что вы считаете самым великим открытием человечества?» — великий Эйнштейн ответил: «Хлеб». Культура и...

    Ноя 2018 г.

  • Великие эмиры Агула

    Как агульские правители дали отпор монголам Одна из кровавых страниц мировой истории связана с выходом на международную политическую арену...

    Ноя 2018 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля