Поделиться
01 Янв 1999 г.
Биография Тайгиба еще не изучена. О поэте мы имеем скудные данные. Тайгиб учился у разных ученых по-арабски, проводя в мечетях мутаалимскую жизнь. Здесь же Тайгиб, по всей вероятности, и начал слагать стихи. Накануне присуждения степени алима Тайгиб попал в Аранинскую крепость в Хунзахе. Там, говорят, он нанес тюремному офицеру пощечину за оскорбление и был сослан на каторгу.
Тайгиб, несмотря на тяжелые условия, и в тюрьме и на каторге продолжает творить. В его стихах мы чувствуем постепенно растущий протест. Конечно, в ранних произведениях Тайгиба мотивы борьбы против царизма не достигают того накала, который мы видим в его более поздних стихотворениях. Однако надо сказать, что они и в эту пору достаточно ярки. Образцом творчества Тайгиба Аранинского периода является стихотворение «Слушайте люди», направленное против колониального режима царизма. Здесь речь идет о судьбе поэта, невинно попавшего в тюрьму. Лирический герой стихотворения — это человек, понимающий цену мирной трудовой жизни. Его идеал — труд и воля.
Поэт ярко рисует атмосферу ябедничества, кляузничества, клеветничества. Все это враждебно герою — мирному труженику.
В других произведениях автобиографического характера этого времени мы встречаем реалистические картины из тюремной жизни. Они окрашены разными оттенками чувства. На них налет тоски, легкой печали и юмора:
Находясь в Аранинской крепости, Тайгиб пишет не только о тюремной жизни. Его внимание привлекает и жизнь русского гарнизона крепости. Поэт реалистически изображает армейскую жизнь, военную муштру. Ему чужд и враждебен этот мир жестоких издевательств над человеческой личностью.
По возвращении в Обода ему стало известно, что его мать тайно обвенчалась с его бывшим учителем, одним из ободинских арабистов, нарушив местные обычаи. Не выдержав этого позора, Тайгиб покончил с обидчиком памяти своего отца. Случилось это между домами Махсудова Магомеда и Батирова Сулеймана, недалеко от своего дома (Тайгиб с братьями проживали в доме, который впоследствии принадлежал покойному Газиеву Гамзату).
К верхам военной службы, офицерству у Тайгиба обнаруживается враждебное, ненавистное отношение, а к низам — очень сочувственное. О военном начальстве у Тайгиба читаем:
Совершенно по-другому относится поэт к русскому солдату. Тайгиб проявляет сочувствие и сострадание к нему, входя в тяжелое его положение. В этом отношении показательны следующие строки:
В другом произведении, описывая ужасы царской тюрьмы, Тайгиб говорит:
Особенно тягостным для поэта было высокомерное, враждебно отношение начальства к национальному меньшинству, в частности к дагестанцам. Тайгиб пишет:
В другом произведении:
Увиденное и испытанное приводит Тайгиба к мысли о необходимости решительной борьбы с царизмом. Он пишет:
Конечно, борьба против царизма, к которой призывает Тайгиб, носит стихийный характер. Она не опирается на ясно разработанные политические и идейно-социальные основы. Этого нельзя требовать от него. Для такого сознания у Тайгиба не было соответствующих условий. Тем не менее, его призыв к свободе имел большое значение для своего времени.
Творчество Тайгиба, отражающее общественно-политические тенденции конца XIX века в Дагестане, имеет большое познавательное и воспитательное значение».
Разумеется, Тайгиб затрагивал в своем творчестве и многие другие стороны жизни второй половины XIX века. Но сохранилось, естественно, то, что ему удалось передать на волю: его переживания в тюрьме и ссылке.
Какова дальнейшая судьба Тайгиба: вернулся он из Сибири, или погиб там? об этом нам ничего не известно. Но понятно, что в его жизни там, как видно из приведенных выше стихотворений, было слишком много мрачных страниц, от которых талантливому человеку приходилось страдать. О многих вещах на родине, как писала ему сестра, Тайгиб не мог без ужаса вспоминать.
Устное народное творчество, как известно, продукт коллективного творчества. И в Обода оно проявлялось в сказках и песнях, загадках, в легендах и плачах, в пословицах и поговорках.
К сожалению, кроме пословиц и поговорок, я не собирал в Обода ни сказок, ни песен, ни легенд, хотя их было здесь, как и в других населенных пунктах, множество. Еще с детства помню, среди старших поколений было немало талантливых сказителей — непрофессиональных певцов, исполнителей историко-героических песен, сказочников, которые знали множество сказок и хорошо, красочно их рассказывали.
Здесь была такая традиция: чтобы слушать сказителей и сказочников, устраивались зимние вечера, ходили к ним домой, до глубокой ночи сидели, слушали их, угощали друг друга принесенными с собой продуктами.
Другим местом, куда ходили слушать фольклорное народное творчество своих предков, являлся кор (общественная печь): если пели к свадьбе, то почти до утра пели песни, рассказывали сказки.
Старшие поколения ободинцев до 50-х гг. XX в. хорошо помнили сочинения Тайгиба. На мои упреки, почему, имея двух ученых-филологов из Обода, творчество Тайгиба не изучено, доцент-литературовед Усахов Магомедрасул рассказал мне следующее: «С помощью отца (отец его наизусть знал многое, что сочинил Тайгиб) он собрал полную тетрадь произведений Тайгиба» и «передал тетрадь в редакцию аварской газеты «Красное знамя». Но тогдашние газетчики были больше озабочены своими публикациями, кстати, давно забытыми читателем, нежели историческим наследием, которое сохранилось в памяти народа более 100 лет: творческое наследие Тайгиба не было опубликовано. Материал, по неизвестным нам причинам, попал, к счастью, в руки известного аварского литературоведа Бадави Магомедова из Батлайчи (ныне покойного).
Магомедов Бадави был замечательным ученым, благодаря которому во многом сохранилось творчество дореволюционных поэтов Аварии. После его смерти я попытался вернуть «усаховскую тетрадь», но безуспешно. Уверен, что она находится в его архиве, либо он вернул ее в редакцию.
Но, тем не менее, именно Бадави Магомедов сохранил нам то немногое от творчества Тайгиба.
Поделиться
01 Янв 1999 г.
Бизнесмен и первый вице-президент Олимпийского комитета обещает превратить Северный Кавказ в туристическую Мекку. Цена вопроса — $15...
Ноя 2011 г.
Комментарии к статье