Поделиться
25 Окт 2018 г.
Как окончившего начальную школу и грамотного юношу, новые власти привлекли его к работе с молодежью села. Он первым в селе был принят в комсомол. В 1923 г. на организационном собрании комсомольцев Абдулбари Казиев был избран секретарем комсомольской организации села. Принимал активное участие в становлении новой власти.
В 1926-1930 гг. был уполномоченным Даготдела ОГПУ по бывшему Кайтаго-Табасаранскому округу, а потом более тридцати лет работал в органах прокуратуры и суда. Был прокурором в Дербенте, Хасавюрте, Буйнакске, Каспийске, Карабудахкенте, председателем городского суда в Хасавюрте. Некоторое время проработал и председателем Бабаюртовского райисполкома.
В 1936 г., когда работал прокурором в Хасавюрте, Лбдулбари Казиев по ложному доносу был арестован вместе со многими другими, как враг народа. Несмотря на угрозы, Лбдулбари категорически отказывался признавать обвинение во враждебной деятельности. Полтора года шло следствие. Уже десятки его знакомых были осуждены и расстреляны. За это время пошатнулось и здоровье Абдулбари Казиева, он понял, что если не предпримет какие-то меры, ему конец. Во время прогулки осужденных он обратился к ним с просьбой достать для него карандаш. На следующий день ему передали маленький, с мизинец, «химический» карандаш. Кто-то из осужденных донес об этом, и человека, передавшего карандаш, на трое суток посадили в карцер, а в камере Абдулбари устроили обыск, но найти карандаш не сумели. Ночью, когда все заснули, Абдулбари, сняв с себя белую нижнюю рубашку, на внутренней стороне пишет письмо И. В. Сталину, в котором описывает творящиеся в Хасавюрте и в районе по вине начальника НКВД, некоего Махаева, произвол и беззаконие.
Через некоторое время ему удалось передать рубашку, вместе с другой одеждой для стирки, жене. Дома жена случайно обнаружила запись на рубашке, которая начиналась словами: «Ужукъ (жена Лбдулбари – прим. А. Г.), я написал жалобу Сталину, отпечатай ее и сделай все, чтобы она дошла до него…»
Долго не могли найти машинку, чтобы отпечатать письмо. С большим трудом и риском отпечатали текст жалобы на машинке в г. Буйнакске (?!), затем Ужукъ вместе с еще двумя женщинами – женами осужденных зимой выехала в Москву. Среди женщин была одна, которая могла кое-как говорить по-русски. С большими трудностями им удалось пробраться в канцелярию Кремля и там передать письмо.
Через три месяца Абдулбари Казиев был оправдан и освобожден.
Еще в тюрьме Абдулбари дал себе слово, что если он освободится, то сделает все, чтобы виновные в беззаконии по отношению к нему и другим заключенным понесли должное наказание. Оставив работу, в течение нескольких месяцев он собирает большой материал по Хасавюрту и району о незаконных действиях Махаева и его подручных. Несколько раз сам ездил в Москву. Так как не было денег, жене пришлось продать домашнее имущество: ковры, драгоценности и т. д.
Так прошел целый год, но Абдулбари все-таки удалось доказать свою правоту, Махаев был арестован и расстрелян. Десятки незаконно осужденных были оправданы, сотни арестованных освобождены.
Только после этого в 1939 г. Абдулбари возвращается в органы прокуратуры. Некоторое время он работает помощником прокурора республики.
В 1955-1957 гг. Абдулбари Казиев был прокурором Карабудахкентского района. В 1959 г. он ушел на пенсию, был персональным пенсионером. Находясь на пенсии, принимал активное участие в общественной жизни.
О его характере, принципиальности и нетерпимости к неправде свидетельствует и такой факт.
27 июля 1967 г. в газете «Дагестанская правда» была опубликована статья «Они подарили радость», автор которой, некий Г. Хасаншин, писал: «… Махач Дахадаев – первый руководитель дагестанских большевиков». Конечно, автор и тем более редактор газеты прекрасно знали о том, что Махач Дахадаев не только не был 1-м руководителем дагестанских большевиков, он даже не был членом партии большевиков. Но это был такой период, когда кое-кто из руководства обкома партии упорно пытался возвеличить Махача Дахадаева в ущерб исторической правде, приписывая ему то, чего на самом деле не было. Поэтому Хасаншин и ему подобные в угоду начальству без зазрения совести готовы были писать любую ложь.
Подобные случаи были не единичны. Так, известный советский писатель и поэт Николай Тихонов в своей книге «Сыны Дагестана», изданной в Дагестане, в очерке «Слава Кавказа» писал, что Махач Дахадаев, умирая, говорил: «Убивайте меня, но знайте, палачи, что вместо меня одного народ выделит из своей среды сотни и тысячи мне подобных, которые доведут до конца дело его освобождения». Конечно же, Николай Тихонов ни в каком архивном документе не мог прочитать подобное, написал он это со слов бесчестных людей, подобных Хасаншину. Махач Дахадаев – выдающийся герой Дагестана, и он не нуждается в приписывании ему чужих слов и заслуг. Абдулбари Казиев обратился в редакцию газеты «Дагестанская правда» и добился признания неправильности напечатанного и объявления замечания автору статьи.
В 1976 г. Абдулбари Казиева не стало, но сельчане не забыли его. Его именем названа улица, на которой он проживал, где также установлена мемориальная доска.
Поделиться
25 Окт 2018 г.
1. Абакаров Абдулбасир Абакарович 2. Абдуллаев Магомедмубин Имамутдинович 3. Абдуллаев Магомедтагир Муталимович 4. Агаев Магомедмубин...
Окт 2018 г.
20 июля 1982 года в одном из домов села начался пожар. В это время мимо этого дома проезжала совхозная машина с рабочими, возвращавшимися с...
Окт 2018 г.
В нашем селе в прошлом было немало талантливых умельцев. Мы уже писали о том, что еще до революции широкую известность в Дагестане имели такие...
Окт 2018 г.
В грозные годы Великой Отечественной войны более 600 карабудахкентцев были призваны на фронт, и около 300 из них отдали свою жизнь за свободу и...
Окт 2018 г.
Наш земляк Зильпухар Хасбулатов с начала войны геройски сражался с врагом. Зильпухар Хасбулатов был призван в Красную Армию в 1939 г., служил...
Окт 2018 г.
«Подвиги отцов – крылья сыновей», – говорят в народе. Новые поколения, выросшие и воспитанные после Отечественной войны на традициях отцов,...
Окт 2018 г.
Комментарии к статье