Поделиться
01 Янв 2005 г.
Кара Караев
22 июня 1941 года Кара Караев, находившийся на курорте Талги, услышав по радио сообщение о вероломном нападении фашистских агрессоров на нашу Родину, сразу же объявил главному врачу санатория о невозможности продолжения лечения, выехал в Махачкалу, явился в Дагвоенкомат, где просил отправить его на фронт. Руководство Дагвоенкомата поручило Кара Рабадановичу возглавить сборный пункт гужевого транспорта в Махачкале, обеспечить сбор лошадей для Красной Армии из всех запасных частей конных депо, табунов колхозов и других хозяйств, расположенных на территории Дагестана. В июле 1941 года Кара Караев прибыл в Ростов, где был назначен командиром полка 68-й Отдельной кавалерийской дивизии Южного фронта, непрерывно находившегося на линии огня.
8 августа 1942 года приехал в Махачкалу с важным заданием военного командования. На встрече с членом Военного Совета 44-й армии А.Д. Данияловым он узнал, что фашистские войска вплотную подошли к Моздоку, стали угрожать Грозному и Дагестану, в связи с чем возникла срочная необходимость в дополнительном развертывании воинских частей, в том числе кавалерийских.
В те дни Совнарком ДАССР обратился к Верховному командованию Красной Армии с просьбой разрешить трудящимся Дагестана сформировать добровольческий кавалерийский эскадрон. 3 сентября 1942 года Военный Совет 44-й армии дал добро на формирование в составе кавалерийского полка 44 армии эскадрона из добровольцев Дагестана. Этот вопрос был возложен на Караева К.Р. Эскадрон получил право на ношение национальной формы: черкески, шапки, кинжалы, башлыки.
В течение нескольких дней был набран полный состав. Из Сергокалы, Цудахара, Хунзаха, Кумуха, Левашей Чоха съезжались всадники в Буйнакск — на место сбора добровольцев. Таковых оказалось значительно больше, чем требовалось. Многим горцам приехавшим в Буйнакск вступить в эскадрон, пришлось вернуться домой, так как эскадрон был полностью укомплектован.
Командиром эскадрона был назначен Кара Караев, который, несмотря на солидный возраст, добровольно пошел на фронт. Храбрый, ловкий, подвижный, он ни в чем не уступал молодым бойцам. Эскадронцы любили его как отца.
Жители города Буйнакска, руководители предприятий и организаций, несмотря на большие трудности со снабжением, помогали чем могли в формировании эскадрона: одели, обули, обеспечили питанием около 200 человек.
Эскадрон начал свои боевые действия под станицей Ищерской восточнее Мздока и прошел очень длинный и тяжелый боевой путь от Моздока до Берлина.
С чувством глубокого уважения и любви следили дагестанские и другие народы нашей страны за боевыми подвигами бойцов Дагестанского добровольческого кавалерийского эскадрона. Многих люден и военных, и мирных — восхищало их единство и сплоченность, организованность и самоотверженность, готовность отдать жизнь за общее дело — за победу над врагом.
Высоко оценивая боевые подвиги бойцов эскадрона 1-й секретарь Дагобкома БКП/б/ Алиев А.М. писал: «…На всем славном боевом пути кавалеристы-дагестанцы показали себя мужественными воинами.
Сотни, тысячи писем приходят с фронтов Отечественной войны, в которых выносится благодарность народам Дагестана за воспитание замечательных сынов нашей Родины, доблестных героев Красной Армии. Везде где бы ни находились дагестанцы, они себя показали верными и преданными сынами Родины, не запятнали чести горцев.
Генерал-майор М.В. Калинин — командир 91-й стрелковой дивизии — отмечал. «Я с любовью вспоминаю храбрых джигитов из Дагестана… В нашей победе немалая доля принадлежит дагестанскому народу, любящему свою свободу больше, чем жизнь. Дагестанский народ дал Красной Армии замечательные кадры воинов».
Начальник штаба Дагестанского кавалерийского эскадрона Магомед-Расул Товкаев вспоминал: «Дойти до Берлина, взять фашистскую столицу и водрузить над ней знамя Победы было целью всех советских воинов.
Мы, эскадронцы, участвовали в штурме Берлина и видели его последние бои. Можно ли описать то, что мы пережили тогда? Мы рвались вперед неудержимо, и никакая сила не могла нас остановить. Это был великий порыв. Город горел. Мы шли сквозь дым и пламя, брали дом за домом, сражались на лестницах, отбивали отдельные комнаты. После ожесточенного штурма Берлин пал. Мы были в Рейхстаге, мы видели на нем Советское знамя Победы. Я написал на стене Рейхстага: «И нам орлам Красного Дагестана, отряду Кара Караева, пала честь быть участниками штурма Берлина!».
Знамя Дагестанского добровольческого кавалерийского эскадрона, впервые развернувшееся в боях у Моздока, было пронесено сквозь огонь ожесточенных битв до стен Берлина. Кавалеристе проявили в боях с врагами отвагу и героизм, выполняя самые ответственные задания командования в качестве ударного подразделения. Овеянное славой героических дел, победных боев, гордое знамя Дагестанского кавалерийского эскадрона после разгрома фашистской Германии возвращено на родину. Народы Дагестана бережно хранят его как символ неувядаемой славы своих верных и мужественных сынов. Воины эскадрона во главе с Кара Караевым проявили массовый героизм на фронтах Великой Отечественной войны, обогатили историю Дагестана новыми яркими страницами.
Кара Караев родился в 1881 г. в с. Цудахар. В годы гражданской войны руководил партизанскими отрядами и громил отряды турецких интервентов и внутренней контрреволюции. За это был награжден орденом Боевого Красного Знамени и другими наградами. После гражданской войны работал председателем Гунибского, Самурского и Кайтаго-Табасаранского окружных исполкомов, зав. отделом ДагЦИКа, затем — зам. Наркома внутренних дел ДАССР, нач.республиканского Упр. милиции, руководителем Гергебильской ГЭС. В 1935-1936 годы возглавил конный пробег вокруг Кавказского хребта. После ВОВ в 1945 т. назначен нач. упр. по делам охотничьего хозяйства ДАССР.
Неоднократно избирался в состав обкома КПСС, депутатом, членом Президиума Верховного Совета ДАССР. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного 3намени, орденом Красной 3везды, двумя орденами «Знак Почета» и многими медалями, грамотами.
М.-С.И.Умаханов
Среди прославленных воинов Великой Отечественной войны достойное место занимает М.-С.И. Умаханов. С первого же дня вероломного нападения фашистской Германии на нашу Родину и до победоносного завершения войны Магомед-Салам Ильясович участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками. В июле 1941 года М.-С.И. Умаханов в качестве заместителя командира роты по политчасти 198 батальона аэродромного обслуживания принимал активное участие в боевых операциях против немецко-фашистских войск на Центральном фронте. В составе этого же батальона участвовал в боевых операциях на Брянском фронте.
В период службы во 2-м Прибалтийском фронте за успешное выполнение боевого задания командования, мужество и героизм, проявленные в боях, М.-С.И. Умаханов был награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени.
В ходе упорных боев на реке Одер войска 1-го Белорусского фронта ликвидировали укрепления на правом берегу реки, расширили свои плацдармы за Одером и тем самым создали более благоприятные условия для выхода на рубеж реки Нейсе и наступления на берлинском направлении. За успешное выполнение задания командования и боевое содружество с частями Войска Польского М.-С.И.Умаханов был награжден медалью Польского правительства «За Одер, Нейсе и Балтику».
С марта 1945 года до окончания Великой Отечественной воины Магомед-Салам Ильясович являлся парторгом 525 стрелкового полка, 171 стрелковой Дивизии 1-го Белорусского Фронта. Характеризуя его боевую деятельность в тот период, заместитель командира 525 стрелкового полка по политчасти подполковник М.-Х. Пашаев 13 июня 1945 года писал: «Майор Умаханов за время пребывания в полку с марта 1945 года по настоящее время показал себя способным, деловым партийно-политическим работником, умеющим организовать свою работу так, чтобы обеспечить авангардную роль коммунистов в бою и в тылу, через них охватить партийным влиянием весь беспартийный состав.
В боях по прорыву в Берлин и в последующих уличных боях в Брлине, так же как и в Померании, тов. Умаханов показал свою способность и личную храбрость в боях.
В ответственном периоде боя, не взирая на опасность для жизни, сражался в боевых порядках, на деле показывал пример другим и этого требовал от своих коммунистов».
Известно, что разгром берлинской группировки и взятие Берлина должны были осуществляться 1-м Белорусским фронтом под командованием маршала Советского Союза Г. К.. Жукова при содействии воинских частей 1-го Украинского фронта. Магомед-Салам Ильясович вспоминал: «В годы войны мне приходилось быть непосредственным участником жестоких сражений с фашистскими агрессорами, но предстоящая битва за Берлин была особой, ни с чем не сравнимой операцией, все мы -командиры и политработники, офицеры и солдаты — отдавали себе отчет в том, что Берлинской операцией заканчивается наш победный путь. Нужно было сломить упорное сопротивление крупнейшей группировки немецко-фашистских войск на подступах к Берлину».
Всюду развернулось патриотическое соревнование за то, чтобы первыми ворваться в Рейхстаг и водрузить на нем Знамя Победы.
Военный журналист М. Гурьев писал, что «одно из таких знамен войны 525-го полка во главе с парторгом капитаном М. Умахановым водрузили 22 апреля, в день 75-летия со дня рождения В.И.Ленина, над пригородом Берлина — Панковым». По этому поводу фронтовая газета «Горняцкая правда» в статье «Легендарная дивизия» писала: «22 апреля воины-разведчики во главе с парторгом части М.Умахановым водрузили над пригородом Берлина — Панковым Красное Знамя. Это был не простой красный флаг, а знамя, которое было вручено Военным Советом третьей ударной армии для водружения над Берлином».
В ночь с 20 на 21 апреля 1945 г. при разгроме превосходящих сил противника на подступах к Берлину Умаханов М.-С.И. со специальным заданием командира полка был направлен в 1-й стрелковый батальон, где действовал в передовых рядах наступающих, личным примером воодушевлял бойцов и командиров на героические подвиги, в результате чего батальон блестяще выполнил поставленную задачу.
А в момент, когда противник крупными силами, под прикрытием сильного артиллерийско-минометного огня и при поддержке самоходных орудий перешел в контрнаступление, М.-С.И. Умаханов по заданию командира полка гв. подполковника Николаева, взяв две стрелковые роты, обойдя шоссе, зашел в тыл к противнику и напал на него, создал видимость окружения и посеял панику. Неся большие потери в живой силе и технике, противник отступал, оставив на поле боя 2 автомашины, 2 пушки, более 100 убитых и 46 пленных.
Оценивая подвиги М.-С.И. Умаханова в период боев за Берлин, генерал-лейтенант К.Телегин писал: «525-й стрелковый полк 171 дивизии ворвался в город Панков. Но на пути — средневековый замок превращенный в сильный опорный пункт. Возглавив группу разведчиков и взяв знамя, врученное Военным Советом армии парторгполка Магомед Умаханов идет в первых рядах, штурмующих замок Боевое знамя в его руках боевой призыв, личный пример все это вдохновляет бойцов, с разведчиками Булатовым, Поповым, Мининым парторг одним из первых врывается в здание. Таков был Умаханов на всем большом боевом пути полка».
Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко писал Магомед-Саламу Ильясовичу: «В годы суровых испытаний Вы находились в рядах активных защитников нашей Родины. Ваши заслуги в Великой Отечественной войне будут вечно жить в памяти нашего народа».
Боевые подвиги Магомед-Салама Ильясовича Умаханова в период подготовки и штурма Берлина были высоко оценены Командованием Советской Армии и советским государством. В марте 1945 года за взятие германского города Баль он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В мае 1945 года за мужество, проявленное в боях за взятие Берлина, М.-С.И. Умаханов был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а за активное участие в боях и овладение зданием Рейхстага ему была объявлена благодарность Командующего войсками 1-го Белорусского фронта Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.
Магомед-Салам Умаханов родился в 1918 г. в с. Цудахар. Окончил рыбный техникум. В 1937 году его избрали секретарем Махачкалинского ГК ВЛКСМ. В 1938 г. призван в Армию. После ВОВ работал заворготделом обкома КПСС. Окончил партшколу при ЦК КПСС. Работал председателем Избербашского окружного исполкома. В 1953-1956 годы работал министром легкой и пищевой промышленности, затем министром промышленных товаров ДАССР, первым секретарем Карабудахкентского РК КПСС, а в 1956-1967гг., председателем Совмина ДАССР, 1967 — 1984 гг. — первым секретарем обкома КПСС, избирался делегатом пяти съездов КПСС, членом ЦК КПСС, 6 раз — депутатом Верховного Совет СССР. Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской революции и другими наградами.
М.-Г.Зульпукаров
Цудахарцы гордятся и тем, что среди защитников Родины достойное место занимает Магомед-Герей Зульпукаров. В Московском районе Ленинграда формировалась 2-я дивизия народного ополчения, в составе которой воевал Магомед-Герей. В артиллерийский полк, образовывающийся над территории Ленмясокомбината, влились работники этого предприятия, а также студенты Авиационного института, где учился Магомед-Герей. Командиром дивизии был назначен Герой Советского Союза полковник Н. С. Угрюмов. 12 июля 1941 года формирование дивизии было закончено.
Советские войска, в числе которых и находились части 2-й дивизии народного ополчения, оказывали врагу ожесточенное сопротивление. Однако силы были слишком неравные. 16 августа противник захватил Кингисепп и окружил часть войск этого участка, которые продолжали самоотверженную борьбу с фашистами.
Исключительное упорство и героизм бойцов позволили им выйти из окружения и соединиться с войсками фронта.
В боях за освобождение Ленинграда от вражеской осады солдаты и офицеры проявили невиданный героизм. «Никогда еще, — писал Л.А. Говоров, — героизм воинов фронта не носил столь всеобщего, массового характера, как в этих боях».
Благодаря мужеству и героизму, блокада Ленинграда была полностью ликвидирована. Как докладывал Военный Совет Ленинградского фронта в Ставку Верховного Главнокомандования, «под ударами наших войск потерпела крушение сильнейшая оборона немцев, которую они сами расценивали как неприступный и непреодолимый «Северный вал», как «стальное кольцо» блокады Ленинграда.., Выполнена задача первостепенной важности — ликвидирована полностью вражеская блокада Ленинграда».
После прорыва блокады Ленинграда Магомед-Герей был переведен на III-й Прибалтийский фронт, образованный решением Ставки Верховного главнокомандования из войск левого крыла Ленинградского фронта во второй половине 1944 года. На этом Фронте он воевал в качестве командира отделения разведки при 167 артиллерийском полку 85-й стрелковой ордена Красного знамени Павловской дивизии. На фронте вступил в ряды ВКП/б/, по партийной линии работал парторгом батареи, членом партийного бюро дивизиона, парторгом дивизиона.
Заниматься вместе с командирами во фронтовой обстановке расстановкой партийных сил, разъяснением в воинских подразделениях приказов военного командования, принятием лучших, изъявивших желание бойцов вступить в ряды ВКП/б/ — это была ответственная работа.
Вместе с воинами III-го Прибалтийского фронта Магомед-Герей прошел сложный боевой путь.
М.-Г. Зульпукаров принимал активное участие во многих военных операциях по освобождению городов и сел прибалтийских республик от фашистских захватчиков. Во время их проведения был ранен дважды и контужен.
Подвиги воинов-фронтовиков, обеспечивших оборону Ленинграда, освободивших города и села прибалтийских республик от фашистских захватчиков, навсегда останутся в народной памяти. Они служат вдохновляющим примером для молодого поколения, бдительно стоящего на страже священных рубежей нашей Отчизны. Родина высоко оценила самоотверженность, героизм и высокое мастерство воинов Ленинградского и III-го Прибалтийского фронтов, осуществивших разгром немецко-фашистской армии под Ленинградом. Правительственными наградами были отмечены боевые подвиги десятков тысяч воинов армии, флота и народных ополченцев. Магомед-Герей Зульпукаров, сражавшийся со дня начала блокады Ленинграда и до ее ликвидации, был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», многими благодарственными грамотами и знаками отличия.
Магомед-Герей Зульпукаров родился в 1917 г. в семье архитектора. После ВОВ окончил Азербайджанский индустриальный институт. В 1949 г. Зульпукаров назначен зав. Махачкалинским нефтепромыслом, в 1950 г. его утверждают зав. отделом тяжелой промышленности Дагобкома ВКП(б), в 1951 г. — директором конторы бурения №2, в 1952 г. — управляющим трестом «Дагнефть». Четырежды избирался депутатом Верховного Совета ДАССР. Ему было присвоено почетное звание «Заслуженный нефтяник ДАССР». За большой вклад в развитие экономики республики награждался орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», целым рядом медалей и грамот.
Подвиги воинов Советской Армии, в том числе наших дагестанцев, вызывали восхищение всего советского народа, вселяли уважение и любовь к народам Дагестана. Сегодня, в канун 60-летия Победы нашего народа над фашистскими агрессорами, хочется выразить уверенность в том, что пройдут годы и десятилетия, залечатся раны, занесенные нашему народу фашистскими варварами, но никогда не померкнет в наших сердцах образ мужественных сынов нашего народа.
Поделиться
01 Янв 2005 г.
Многовековая традиция исповедования ислама дагестанцами привела к тому, что большинство прежних языческих богов и демонов либо забыто...
Май 1999 г.
В 1844 году царское командование на Кавказе организовало из даргинских обществ (Акушинского, Цудахарского, Усишинского, Мекегинского,...
Мар 1997 г.
Комментарии к статье