Поделиться
17 Окт 1996 г.
Аулы Кульзеб и Шугиниб были отселены в Чечню, и оттуда — в села плоскостных районов Дагестана. Аул Хецоб погубила Великая Отечественная война: из ушедших на фронт 17 мужчин мало кто вернулся, а молодежь потянулась в города, за большими заработками на заводах и фабриках. Мой друг, урожденный хецобец Ибрагим Магомедов, прочитал стихотворение, посвященное аулу, из которого ушла жизнь, и оно защемило сердце. Такая же судьба, если политика в отношении гор не изменится, ждет аулы Кучраб, Хурух, Багинуб и Чунио, в каждом из которых живет всего по нескольку десятков человек, а три четверти людей уже покинули аулы и осели на жительство в других местах. В Чунибе, например, с прошлого года из-за отсутствия детей не работает начальная школа. Только на аулах Магар, Ценеб и Мукутль эти процессы не так сильно сказались. Так что колыбели Мукратл и некого общества нанесен непоправимый ущерб.
Мукратлинцев издревле привлекала наука. Книгами Маха-хаджи из Мугутля до сих пор руководствуются изучающие арабский язык, на могилу ученого-арабиста Мухамеда-хаджи в Цоре до сих пор ходят паломники, были известны Шуайб-апанди из Багинуба, Мирзабег-хаджи из Магара и т.д. Ныне на научном небосклоне ярко сияют звезды ученых А. Магомедова, М-М.Чагучиева, Н.Муртазалиева , Р.Гайдарбекова, М.Гасанова, С.Махмудова, М.Арацилова, Б Магомедова, Б. Абдурашидова и других, начиная с Османа Омармагомедова, приглашенного М.Дахадаевым работать на оружейную фабрику в Темир-Хан-Шуре, сотни мукратлинцев 6ыли затребованы и до сих пор приглашаются на важные государственные посты. Это были судья военного трибунала в годы Великой Отечественной войны Чухав Махаев, представитель Совета обороны по Кавказскому региону Тажудин Омаров, полковник в отставке Вали Зубаиров, известный редактор журнала «Горянка» Айшат Хажилова, член Госсовета РД Магомед Абдулхаликов, начальник отдела прокуратуры РД Осман Омаров, избранный чародинцами четырежды своим депутатом в республиканский представительный орган власти Магомедрасул Магомедов и сотни других. Подобного уровня научный и интеллектуальный потенциал, конечно, не может найти применения в рамках аулов.
Но не это служит основной причиной оттока населения, а культурно-бытовая неустроенность и, в особенности, отсутствие работы. Работа имеется только в школах, учреждениях культуры и здравоохранения, в колхозе, да еще на двух водяных мельницах в Кучрабе и Магаре. При наличии работы сотни развалин Мукратля заново обрели бы крыши. О ностальгии по родным местам говорит тот факт, что живущие десятилетиями на чужбине люди, прослышав, что в том или ином ауле строят водопроводы, родники, мечети, спешат оказать помощь. Купол для восстанавливаемой в Магаре мечети сварил, например, Магомед Алимирзоев, проживающий на станции Пельтиевское.
Однако, прочно установленный на годекане Магара с древних времен камень с дырой до сих пор используется для выделки кожи, что свидетельствует о неподходящих традициях. Из поколения в поколение здесь жили животновдды. Недавно магарцы горевали по причине смерти потомственного чабана Алимирзы Нуриева. Человек и в 97-летнем возрасте мог ходить за овцами, не скупился на советы. Столь же известными были чабан Мухидин Саидов, доярка Айшат Багадурова. Их наставления до сих пор используют в своей работе чабаны Омарасхаб Газимагомедов, Магомед Омаров, Ахмед Абдулаев. Здесь большим уважением пользуется столяр Магомед Абдулхаликов, каменщик Магомед Абдулаев, кузнец Султан Муртазалиев. Тон во всех общественных начинаниях задают аксакалы, участники Великой Отечественной войны ПаридалавЯрбилов, Наби Магомедов, Бадав Ахмадов, Далгат Шихамиров, Наби Джаораилов, Абдулхамид и Магомед Рамазановы.
Это по их советам джамааты аулов Магарской сельской администрации разумно распоряжаются землей. На каждого взрослого человека в семье отводят девять, а на каждого ребенка -четыре сотки пашни. Сенокосами ведает колхоз «Дружба», часть сдают за разумную плату сородичам в аренду, а сено с другой используют на содержание молочнотоварной фермы, молоко и мясо с которой поступает в Магарский детский сад.
Земля, в основном, перешла в приусадебный фонд, но скота на подворьях граждан не стало больше. Поголовье коров на личных подворьях выросло на семьдесят голов, но овец-коз содержат наполовину меньше того, что имели в 1991 году. Невыгодно. По той же причине отощал колхоз. При семи тысячах гектаров кутанов поголовье сократилось с 640 в 1991 году до 160 в 96-м.
В общем, живется в Магаре и окрестных аулах нелегко. И, тем не менее, жители их не теряют оптимизма, присущего мукратлинцам издревле. Это несложно заметить на частых здесь свадьбах, где Абдурахим Османов и Юсуп Шахбанов не уступают другим роль веселого тамады, а мужчины и женщины считают долгом отличиться в танцах и песне. А когда кому взгрустнется, захочется угадать судьбу и будущее, помогут, как мне рассказали, очень почитаемые здесь гадалки Патимат из Мукутля и Туказабан из Чуниба.
Поделиться
17 Окт 1996 г.
Комментарии к статье