Поделиться
09 Мар 2009 г.
Впрочем помещение стиле XVI—ХVII веков в понимании современника комнатой не назовешь: пол земляной, высокий ПОТОЛОК закопчен, окно едва пропускает свет. В углу спуск в яму для очищения от грехов (хабат), в которой глубоко верующий Мухаммед-Тахир месяцами отрешался от мирских забот, читал Коран, питаясь только лепешкой и студеной водой из родника.
Сохранились некоторые вещи, которыми пользовался учёный, в частности станок для сшивания книг. Прошедшие годы мало изменили комнату – лишь появился грубо сколоченный из горбыля стеллаж, на который уложили более двухсот книг и рукописей ученого. Из его трудов современнику известна лишь повесть «Три имама». Между тем, какой неоценимый материал по истории нашего края покоится на этих полках! К сожалению, многие записи ученого до сих пор не расшифрованы.
Надо отдать должное тем, кто на протяжении долгого времени оберегал бесценные фолианты от порчи и расхищений. И сын Хабибулахгаджияв, и внук Абдурахман, и правнук Абдула, и сын последнего Магомедтагир сохранили наследие знатного предка. Никто из наследников не стал ученым-арабистом, дорожили книгами рукописями ради нас с вами, ради наших потомков, которым, несомненно, очень важно иметь истинное представление о прошлом, и особенно о героической истории нашего Дагестана.
Но как говорится, мед не без примесей воска. Нашелся человек, который смог поднять руку на историю. Некоторое время назад под кровлей был обнаружен меч. Аксакалы села определили, что это меч, подаренный имамом Шамилем своему секретарю в день, когда у того родился сын Хабибулагаджияв. А недавно этот меч был похищен.
В комнате ученого возникает мысль, что человеку надо жить скромно и достойно, искать не богатства и славы себе, а добра — людям, благ — своей родине.
Джамалудин Джамбулаев, «Дагестанская правда», 27 июля 1991 года, № 150
Поделиться
09 Мар 2009 г.
Эта статья о Мухаммадтахире из Караха, так много сделавшем в области истории и культуры Дагестана XIX века и так мало известном широкому кругу...
Ноя 2009 г.
Комментарии к статье