Поделиться
12 Май 2017 г.
— Связь с большой землей ловят воо-о-н на той крыше, ну или на этой. Лучше на той, там черточек в правом углу телефона на одну больше появляется, — инструктируют меня. В маленьких горных аулах со связью всегда так. Или так, по старинке, если не звонишь на эту большую землю.
— Ё! Рокъой яч1а! Гьобол яч1ана (Домой иди, женщина! Гости к нам пришли), — кричал куда-то вдаль с балкона собственного дома Магомед. И жена прибежала, примчалась по первому зову, подбирая рукой подол юбки.
В ауле Мочох прямо с порога меня усадили за стол. С дороги проголодалась и от дразнящего запаха горской еды даже руки помыть забыла, полезла к сушеной колбасе с «хинками». Поверила, что чеснок убьет всех невидимых «микробов». А в воздухе витали несказанные рецепты сушки этого самого деликатеса с непередаваемым вкусом от хозяйки Написат.
— Весь секрет в воздухе и солнце! — поспешила я с мнением, точно зная, что других быть не может, да и неоткуда ему взяться.
Оказалось, неправда.
— Весь вкус — в необычной соли, — объяснила мне Написат.
При слове «соль» я ожила, засветилась, как лампа накаливания. И в деталях рассказала про житье-бытье драгоценных бабушек из селения Кванхидатли Ботлихского района, про то, как вместе с ними добывала белое золото на соляных копях.
Вспомнила, как руками растирала песок, как волочила тяжеленные ведра, а из них во все стороны выплескивалась соленая вода, набранная в местной узенькой речушке, как месила «кашу-малашу», как растворялась в солеварне, как «тьфукая» выплевывала жгучий концентрат. И как до сумасшествия преданные своему делу бабки, труженицы Патимат и Исманат, обильно обливая песок, всегда что-то приговаривали, должно быть, тайное заклинание или благодарность Всевышнему за чудо-землю. И каждое тысячное по счету действо начиналось словами: «Бисмилляхи рахмани рахим…»
После рассказанного потянулась я за солонкой со словами: «Ну это разве соль?»
После чего мы все дружно посмеялись, потому что в семье Рахматуллаевых давным-давно заправляют пищу именно кванхидатлинской солью.
В остальную часть трапезы мне только оставалось лениво поддакивать по поводу тяжелого журналистского бремени и что негоже девушке вот так, одной, таскаться по горам, долам, пусть даже дружелюбным и совсем не опасным селам.
А на самом деле я люблю свою работу. Она знакомит меня с интересными людьми и периодически балует гастрономическими турами. Вспомню хотя бы шашлычный бой в Дербенте, где, увлекшись вкусными рассказами, так ничего путного я и не отведала.
От предположений Магомеда о немыслимых размерах корреспондентской зарплаты в 50–60 тысяч рублей пришла в себя и вспомнила, зачем собственно я забралась в аул Мочох Хунзахского района.
И если бы я писала не житейскую историю, а, скажем, введение в животный мир, то начала бы со знакомства с первым в моей жизни ослом. Не бременским, а настоящим. И героем непременно был бы Ушастик, который рьяно рвался в дом. Ругать его не было смысла. И не потому, что осел. Он тут самый важный помощник и требует к себе соответствующего отношения. На нем почти все хозяйство держится.
А в селении я за рассказами любопытными, как ослиные уши, или самыми простыми житейскими историями, быть может, «ниочемными» для сельской летописи. Пусть, думаю, расскажут мне, как и чем живут, о местных знаменитостях, о происшествиях, развлечениях. Взрослые любят поговорить. И была бы мне радость.
Но радости не получилось. Истории здесь не собирают: некогда людям. Все в хозяйстве. Дух переводят за телевизором. Многие семьи живут тем, что в огороде вырастят и чем корова поделится. Вот картошка, морковка, капуста, свекла, сыр, масло, творог, летом еще фрукты из сада. И пенсия есть. А у кого-то даже государственная работа. Но на всех ее не хватает.
Тем временем за окном, на крыше:
— Алло! Алло! Не слышу, громко говори! – крепко прижимая мобильник к уху, требовала тетка. Будто дело было не в связи вовсе, а в силе давления на телефон. Это соседка Умужат. Ее внук где-то на Севере трудится и живет.
В дверь влетел румяный мальчишка с пыльными ногами, нухутовыми глазками. Прокричал о приезде гастролирующего рынка. Для мест, небогатых на культурно-массовые истории, — это развлечение и повод оторваться от домашней рутины.
Настал час доставать заначки. Что продают? Разные халаты, носки, кофты, штаны. А отрезов ткани нет. Говорят, раньше только их и привозили и калоши всякие блестящие с красными стельками, а сейчас — туфли. И на шпильках тоже. Прямо из Хасавюрта. Качество проверяют тут же: мнут, растягивают, верят иноязычной абракадабре псевдобрендовых ярлыков. Нарядили маленькую Аминат в пестрое, как альпийский луг, платье. И радости сколько было! Она долго вертелась в нем перед зеркалом и собирала дань с домашних на первый портфель.
— Вот тебе история, — сказала Написат, разворачивая купленную детскую рубашку. – В городе такого базара не бывает.
Потом мы пошли загонять во двор коров. И напрасно я думала, что в обращении с животными никаких навыков иметь не надо. Подумаешь, сложное дело – травки им накидать, навоз за ними убрать. Вроде справилась. А вот на счет подоить не сложилось. Случайным людям в этом деле не место. И мне это как-то сразу дали понять, лягнув копытом и вытолкнув прочь жгучим взглядом из-под роскошных ресниц.
Поделиться
12 Май 2017 г.
Впереди последний месяц зимы, и если в Махачкале снег не обещают, то в горах еще будет возможность покататься на санках, коньках и слепить...
Фев 2021 г.
Магомед проснулся от неясного чувства тревоги. Прислушался. Раздался резкий грохот. Рассветало быстро, и стало видно: гигантская гора, целый...
Фев 2020 г.
Здесь мало молодежи и много старых саклей. Издали они, что соты пчелиные. Кажется, каждая из них служила фундаментом для всего аула. Некогда...
Янв 2017 г.
1. Росу бижи ва гьеб г1ун бач1ин Умумузул биценазда рекъон Моч1охъ росдал ц1ар бач1ун буго « Моч1ч1ухъ» абураб раг1иялдасан.Гьеб раг1ул т1убараб...
Янв 1970 г.
Комментарии к статье