Верования ногайцев

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Ногайцы исповедуют ислам суннитского   направления   ханафитского толка. Ислам стал проникать на территорию проживания кочевых тюркских племен-предков ногайцев, видимо, еще с Х-ХI вв. Массовая же их исламизация началась в Золотой Орде с официальным введением ханом Узбеком мусульманства  в  качестве  государственной религии в 1312 году. Ко времени этнической консолидации (XV в.) среди ногайских племен уже довольно прочно утвердился ислам, который оказал огромное влияние на их духовную культуру. В начале XX века С.В. Фарфоровский  отмечал:   «В  течение шести веков мусульманство вытесняло из их жизни все прежние верования и обычаи: требования ислама превращались в закон…» (Ногайцы Ставропольской губернии.   Историко-этнографический очерк. Кн. 26. Вып. 7. Тифлис, 1909. С. 24).

В то же время кочевой быт ногайцев накладывал свой отпечаток на их религиозную жизнь. Связанные с этим отклонения от привычных оседлым жителям форм ислама позволяли земледельческим соседям ногайцев считать их «плохими» мусульманами.

Однако то, что ногайцы были вполне твердыми и убежденными мусульманами, доказывает критический анализ дошедших до нас данных и свидетельств. Все без исключения группы ногайцев исповедовали суннитский ислам ханафитского мазхаба. В отношении таврических  ногайцев немецкий колонист Корнис отмечал: «Ногайцы исповедуют закон мугаммеданский с буквальною строгостию» (Краткий обзор положения ногайских татар, водворенных в Мелитопольском уезде Таврической губернии // Телескоп. 1836. № 9. С. 15). То же самое отмечается исследователями и в отношении северокавказских ногайцев (Бентковский И. Историко-статистическое обозрение инородцев-магометан, кочующих в Ставропольской губернии. Ногайцы. Ч. I. Ставрополь, 1883. С 80-81).

Как и у всех мусульманских народов, у ногайцев продолжали бытовать верования, обычаи и обряды, имеющие доисламское происхождение. Практически весь ногайский пандемониум состоит из духов с доисламскими корнями. Это страшный демон Албаслы, вредящий главным образом роженицам и маленьким детям, дракон Аздаа, великан Деюв, игривая пара, прожорливые духи Елмауз и Обыр, многочисленные духи-хозяева различных мест (ер иеси, уьй иеси, сув иеси и т.д.). Но больше всего ногаец сталкивается с духами исламской мифологии — джиннами (иин). Все прочие духи признаются родственными им по происхождению (йин йынысы — из рода джиннов). Именно джинны вредят людям, вызывая различные психические расстройства и болезни. На основе этой веры выросла целая лечебная обрядовая практика, которую сконцентрировали в своих руках муллы, называвшиеся йинли молла (мулла, имеющий джиннов). Они отчитывали больного молитвами, выписывали амулеты (дуа), а также гадали. По сообщению М. Алейникова, «жени (муллы, имеющие джиннов. — А.Я.) также занимаются ворожбою на бобах и окрашенных в различный цвет камешках, с целью открытия пропавших и уворованных вещей» (Поверья ногайцев. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа I Вып.17. Огд.2. Тифлис, 1893. С 11). Эта практика продолжается по сей день. Очень важно, что сами муллы всегда подчеркивают то, что излечение происходит их мольбами и заклинаниями только «с позволения Аллаха».

Широко бытовали и дожили до наших дней у ногайцев и различные обряды вызывания дождя, в частности, обряд Андир-Шопай, где главным персонажем была кукла, так и называвшаяся — Андир-Шопай (Керейтов Р.Х. Народный календарь и календарная обрядность ногайцев. Черкесск, 1989. С. 125). Но при всей, казалось бы, языческой обрядности (шествие с куклой, обливание ее водой и т.д.), вызывание дождя заканчивалось жертвой Аллаху и молитвой, обращенной к нему. Исламизированность древних обрядов ярко показал в описании опахивания аула Мансуровский Баталпашинского отдела от азиатской холеры уже упоминавшийся М. Алейников. Вот что он пишет: «Когда с полей был согнан в аул весь скот и снята со священной (жертвенной. — А.Я.) коровы кожа, процессия тронулась вокруг аула в следующем порядке: впереди два молодых муллы с пением волочили за уши коровью кожу; за ними плуг проводил глубокую борозду, по которой мулла сзади чертил саблею; позади всего два эфендия, с кораном в руках, читали нараспев; шествие замыкали все жители аула — стар и мал, по временам, по знаку эфендиев, громогласно произнося священные слова корана: «Аминь, Аллах!» (Поверья ногайцев… С. 14).

Таким образом, мы видим, что остатки домусульманских верований и традиций ногайцев были глубоко переосмыслены с позиций ислама и воспринимались самими верующими как исламские.

Значительный урон религиозной жизни ногайцев нанесли годы советской власти. По свидетельству муллы аула Камыш-Бурун Ногайского уезда Ставропольской губернии Аджи-Антакаева, после занятия в 1918 году ногайских земель большевиками «из всех мусульманских мечетей, число которых превышает 50, не осталось ни одной, не оскверненной и не разграбленной… В ауле Махмуд-Мектеб в главной соборной мечети была устроена стоянка для лошадей и отхожее место для красноармейцев. Священная книга Коран была разорвана и употреблялась красноармейцами в качестве клозетной бумаги» (Фельштинский Ю.Г. London: Overseas   Publications Interchange LTD, 1992. С. 194). В течение 1920-30-х годов были ликвидированы все мечети, репрессировано большинство мулл, кадиев (шариатских судей), эфенди (людей с высшим религиозным образованием). Муллы были вынуждены свернуть свою деятельность, с закрытием мечетей прекратили свое существование мектебы, медресе. Однако ногайцы не отказывались от своего вероисповедания. Довольно строго соблюдались внешние признаки принадлежности к исламу (пищевые запреты, обрезание и т.д.), однако такие важные обязанности, как молитва и пост исполнялись в основном людьми старшего возраста и муллами.

С конца 1980-х годов замершая было религиозная жизнь в Ногайской степи вновь оживилась.

Некоторые крупные аулы обзавелись мечетями, в большинстве других имеются молельные дома, под которые приспособлены бывшие сельмаги, административные здания и т.д. В каждой мечети имеется свой имам, азаншы — муэззин, не редкость, если в ауле живет несколько мулл. В центре Ногайского района — селе Терекли-Мектеб открыт Исламский институт имени имама Абу Ханифы. Организовываются мектебы при мечетях, где дети и взрослые получают азы исламской грамоты.

С каждым днем растет интерес к исламской обрядности среди молодежи. Многие занимающиеся бизнесом люди пытаются узнать, как надо вести дела в соответствии с требованиями Корана. Появились в степи и свои хаджи — люди, совершившие паломничество в Мекку. Из других обязанностей самым популярным является ораза -пост в месяц рамазан. Его держат даже те, кто не совершает пятикратную молитву; те, кто не постится весь месяц, постятся по три дня в начале, середине и в конце месяца.

Ногайцы сегодня отмечают те же праздники, что и остальной исламский мир. Это два главных праздника — ораза байрам (праздник разговения) и курман байрам (праздник жертвоприношения), а также маульт (мавлид — день рождения Пророка). Интересно, что мавлид отмечается не только в день рождения Пророка, но и в течение всего месяца рабиль-авваль, на который он приходится. Его старается провести каждая семья, для чего приглашаются муллы, умеющие читать тексты на арабском и ногайском языках, рассказывающие о рождении, жизни и деятельности Мухаммеда, устраивается угощение для них и соседей. Здесь же исполняются назму — стихотворные тексты на религиозную тему. Излюбленная тема сочинителей назму — идея бренности этого мира и суетности пребывания в нем, призывы к благочестивой жизни ради спасения в будущем. Эти тексты исполняются на ногайском языке и оказывают огромное влияние на слушателей.

Считается, что при проведении мавлида в этом благочестивом собрании правоверных незримо присутствует сам дух Пророка (Пайхамбардынъ рухы), тем самым благословляя их. Поэтому мавлид разрешается проводить и в течение всего года по той или иной важной причине, будь то рождение ребенка или постройка нового дома.

Другой интересной особенностью ислама у ногайцев является слабая роль культа святых мест. Святые места — это могилы святых людей, которые называются шийх, «шейх». Сегодня известно три таких места, расположенных на территории Ногайского района. Это могилы шейха Абдулгани на кладбище Коголи к юго-западу от села Терекли-Мектеб, шейха Байрамказы на кладбище Бакый недалеко от аула Калинин и шейха Абулазиза на кладбище Ялгыз-сын недалеко от аула Кунбатар. Среди населения еще живы рассказы, свидетельствующие о способности этих людей совершать чудеса при жизни. Так, шейх Абдулгани в месяц паломничества каждый день творил пятикратную молитву в мекканской мечети, будучи при этом дома. Люди верят, что перед ним земля чудесным образом сжималась, и он легко мог в одночасье попадать из родного аула в Мекку и обратно. Могилы святых выделяются среди остальных невысоким шестом, обвязанным разноцветными материями и платками. Несколько лет назад на могиле шейха Абдулгани построен небольшой мазар, который выделяет ее среди остальных.

Автор: Ахмет Ярлыкапов, старший научный сотрудник ИЭА РАН им.М.Маклая, кандидат исторических наук, Москва, журнал «Возрождение», № 9, 2006 г.

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: