Цахуры.

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Цахуры (самоназвание йихъбы, в русской транслитерации — йикийцы) — один из коренных народов Дагестана и Азербайджана. На 01.01.2001 г. они насчитывают в Дагестане 6,6 тыс. человек. Генетически они, в частности по языку, входят в восточно-кавказскую семью, в которой представлены три нахских и 26 дагестанских языков. Этноним “йихъбы” обнаруживает идентичность со всеми этнонимами восточно-кавказских народов. Общность цахуров (цахов) с дагестанскими и нахскими народами последовательно проходит не только в языке, культуре, антропологии, но и в исторической действительности.

Генетическая общность политически была реализована в создании первого в истории человечества “федеративного” государства Кавказской Албании. В связи с этим определенный интерес представляет экскурс этимологических оценок некоторых этнонимов. Так, для носителей аваро-андо-цезских народов общим этнонимом выступают лексемы “маг1арулав” — горец (I класс), “маг1арулай” — горянка (II класс), “маг1арулал” — горцы. Этноним “горцы” встречается и у других народов Дагестана, в частности у цахуров, например, “сувахъан” — горец, “сувахъанбы” — горцы, “аляхъанбы” — верхнегорцы. В этнониме “горцы” аккумулировано понимание генеалогической общности дагестаноязычных народов. В этом плане этноним “горцы” по семантике непосредственно восходит к лексеме “албан”. Именно по этой причине этноним “Албан” тюрками, пришедшими на Кавказ (компактное заселение их на территории исторической Кавказской Албании относится к XI — XIII вв.), был озвучен собственной лексемой “Дагестан”.

Итак, цахуры — один из восточно-кавказских народов. Предки их с лезгино-язычными народами под названием “йикийцы — албанцы” ( в переводе означает “мы горцы”, “мы народ”) входили в состав Кавказской Албании и занимали цельную территорию на юго-западе, гранича с Арменией и Грузией. Знатоки истории, этнографии, антропологии, языка цахуров полагают, что они в прошлом занимали значительно большую территорию, чем в XIX — начале XX в., многие названия на Кура-Алазанской долине связаны с цахурским языком, имеют древнюю культуру и письменные традиции. Албанская письменность, зарождение которой определяют 430 г., непосредственно связана с праязыком йикийцев-албанцев, на котором создавалась богословская (перевод Библии в V-

VI вв., житие святых V-VIII вв.), светская и каноническая литература (V-X вв.). Некоторые образцы этой литературы сохранились в переводе на древнеармянский язык. Есть основание полагать, что йикийцы-албанцы имели письменность еще до 430 г. Она функционировала на арамейской графике и читалась справа налево. Памятником такого письма является оберег из Ихрека. В связи с принятием христианства Кавказской Албанией (313 г.) и потребностью в переводе Библии на язык (или языки) албанцев в 430 г. раннее письмо было реформировано: был использован опыт греческой филологии — в состав алфавита ввели гласные, чтение и письмо начали осуществлять слева направо. В этом, безусловно, велика роль Месропа Маштоца, с чьим именем связывают создание армянского, грузинского и албанского письма в начале (первой четверти) V в. Традиции албанского письма продолжались в Х-XV вв., до того времени, когда христианство постепенно свои позиции у йикийцев-албанцев уступало исламу. Так, в XII- XIII вв. при медресе в Цахуре на местный язык с арабского были переведены работы шафиитского толка, Коран Исмаила с комментариями о шафиитском учении, а также свод мусульманских правовых и теологических нормативов (в специальной литературе указанные работы известны как “Компендий Музани” и “Книга Имама ая Шафии”). Кстати, медресе в Цахуре, первое исламское высшее учебное заведение на Кавказе, было открыто в 1075 г. по распоряжению знаменитого визира Низама аль-Мулька (1017-1092), правителей государства Сельджуков Алп Арслана, затем Меликшаха.

Однако и тогда, и впоследствии, когда ислам стал ведущей религией Дагестана, албанская церковь в лице католикоса оказывала определенное влияние на народы Южного Дагестана и Кура-Алазанской долины, о чем свидетельствуют события второй половины XIV- первой половины XVII вв.

В XIV — XVI вв. у цахуров сложилась светская власть — Цахурское ханство. Оно образовалось на базе союза Цахурского, Илисуйского, Карадулакского и Сувагильского вольных обществ и подвластных селений тюрок-мугалов и ингиловцев (грузин). В начале XVIII в. резиденция Цахурского ханства была перенесена из Цахура в Илису (1725 г.). Соответственно ханство получило новое название — Илисуйское (Елисуйское) султанство.

В XVII в. Цахурское ханство (в последующем Илисуйское султанство) и Джаро-Белоканские вольные общества цахуров и аварцев образовали федеративный союз. Включая и владения Илисуйского султанства, он занимал территорию по нижнему течению реки Алазани, ограниченную с запада Кахетией, с юга — частично Ширакской степью (восточная часть Ширакской степи по руслу реки Иори, у цахуров — Габри, входила во владения вольных обществ и Илисуйского султанства), с востока — Шекинским ханством. В состав этой территории входили также земли, лежащие на северных склонах Главного Кавказского хребта (верховья Самура).

Военная и экономическая мощь союза Джаро-Белоканских вольных обществ определялась собственностью на землю и воду (природные ресурсы) и геополитическим положением.

В вольных обществах существовали два вида собственности на землю:

частная (пахота, сады, рисовые чеки, ближайшие сенокосы) и общинная (летние и зимние пастбища, трассы по перегону скота на зимние и летние пастбища, водные ресурсы по орошению, леса). Продажа земли адатом запрещалась. Те поселения, которые образовались на землях вольных обществ, земельной собственности не имели, они платили ренту за землю и воду тем обществам, на чьей земле они обосновались. Таковыми были енгиловские и тюрко-мугальские поселения (история их образования — отдельный вопрос). В литературе она описана как кешкельная рента.

Федеративный союз Джаро-Белоканских вольных обществ и Илисуйского султанства принимал активное участие в освободительном движении горцев в 20-60 гг. XIX в.: крупное восстание цахуров и аварцев в 1830 г., переход Даниял-султана Илисуйского в 1844г. на сторону Шамиля и объявление войны царской России; посещение Цахура в июле 1850 г. наместником Кавказа М. С. Воронцовым; карательная экспедиция 1852 г. в Горный Магал (верховье Самура) и полное сожжение 13-ти цахурских и 2-х аварских селений, насильственное переселение жителей этих сел в Алазанскую долину, неоднократные походы Даниял-султана и других военачальников имама Шамиля в Шеки, Закаталы и Кахетию.

После подавления восстания в 1830 г. Джаро-Белоканские вольные общества и Илисуйское султанство вошли в Закатальский округ. Хотя Илисуйское султанство было сохранено, но сам Даниял-султан в правах правителя был ограничен. Это обстоятельство стало одной из причин перехода его на сторону Шамиля. Илисуйское султанство в 1844 г. было упразднено.

В политической жизни цахуров и аварцев Джаро-Белоканских вольных обществ главным событием, связанным с Октябрьской революцией и установлением Советской власти (в 1919-1921 гг.), является ликвидация Закатальского округа и включение его в состав Азербайджанской ССР. Села Горного Магала остались в составе ДАССР. Это событие оказалось ключевым в судьбах цахуров, особенно Горного Магала.

В экономической жизни цахуров отрицательно сказался закон Советов о государственной собственности на землю и природные ресурсы. В первые годы Советской власти эти акции существенно не отразились на их жизни. Прежний ритм в быту и хозяйственной деятельности оставался без особых изменений, однако былая политическая активность оказалась парализованной, а коллективизация окончательно разрушила экономику и территориальную целостность. В 1947 г., по случаю строительства Мингечаурской ГЭС и города Мингечаур, зимовья цахуров на левом берегу Куры к северу от селения Ханават АзербССР были отобраны (точнее, экспроприированы). Взамен им были временно предоставлены зимовья в Кюрдамирском районе в сторону Евлаха. В 1951 г. хозяйства Горного Магала лишились и этих зимовий. РСФСР им временно отвела земли в Калмыкской АССР. Наряду с зимовьями, цахуры Горного Магала потеряли и долю собственности (общинную и частную) в Кахском и Закатальском районах АзербССР. Богатая экономическая база с тысячелетними традициями подверглась полному разрушению. Усилились процессы разобщения цахуров, проживающих в ДАССР (в составе РСФСР) и АзербССР.

В годы Великой Отечественной войны, особенно с 1944 г., цахуры Горного Магала в АзербССР со стороны официальных властей подвергались экономическому и политическому насилию. Негативное отношение официальных властей не только к ним, но и почти ко всем дагестанцам Азербайджана было вызвано тем, что Багирову М.А., тогдашнему первому секретарю ЦК Компартии АзербССР, не удалось реализовать планы присоединения или передачи ДАССР Азербайджану. Известный партийный и государственный деятель Дагестана

А.Д.Даниялов в своих воспоминаниях об А.Алиеве, первом секретаре обкома партии Дагестана в 1942 — 1948 гг., писал:

“…Однажды, это было в 1943 г., после Тегеранской конференции глав государств антигитлеровской коалиции, М.А.Багиров при встрече передал мне разговор с И.В.Сталиным. Описав трудности, которые испытывал Дагестан, М.А.Багиров высказал мысль о передаче или присоединении республики к Азербайджану. И.В.Сталин спросил: “А как отнесутся дагестанцы к такому предложению?” М.А.Багиров ответил: “По-моему, неплохо”. На этом разговор закончился. Я сказал M.A.Багирову, что надо посоветоваться с товарищами”. К этому вопросу М.А.Багиров возвращался неоднократно. В 1944 г. во время сессии Верховного Совета СССР М.А.Багиров пригласил к себе А.Алиева (первого секретаря Дагобкома партии), А.Даниялова (председателя правительства) и А.Тахтарова (председателя Верховного Совета ДАССР) к себе на квартиру в Москве и сообщил: “Я только что обедал у Сталина на даче. Вопрос о передаче Дагестана Азербайджану решен. Напишите на имя Сталина записку с просьбой об этом”.

Настойчивость Багирова относительно присоединения Дагестана к Азербайджану не была поддержана руководством Дагестана. После этого М.А.Багиров — человек, наделенный большой властью и поддержкой Л.П.Берия — затаил злобу и ненависть к А.Алиеву, А.Даниялову, особенно к Дагестану, дагестанцам. Он методично и последовательно мстил и дагестанским народам Азербайджана. Гнев Багирова дорого обошелся цахурам Дагестана и Азербайджана. Самыми тяжелыми оказались 1944 -1952 гг. В итоге цахуры Горного Магала лишились земельной собственности своих предков в Азербайджане, потеряли былые ценности в экономике, культуре, социальной сфере.

Национальная политика, разрекламированная именем вождя мирового пролетариата В.И.Ленина и великой революцией Октября, на практике оказалась дырявой. Именно фундаментальные основы этой политики привели к распаду СССР, к кровавым событиям в Прибалтике, Молдавии, на Кавказе. Кровоточит Крым, беспокойно в Поволжье, Сибири, на Урале, Дальнем Востоке. Национальная политика Октября никогда не считалась с интересами народов, интересами конкретных людей. В то же время графа национальности в официальных документах (паспорт, анкета и др.) в реальной жизни приобретала особую актуальность: представители малых этносов превращались в изгоев. Так реализовывался геноцид в отношении малочисленных этносов. Это явление масштабно проявлялось в республиках Закавказья. Для убедительности приведу некоторые официальные данные по переписи цахуров: 1871 г. -21 357 чел. (перепись колониальной службы царской России), 1899 г. — 20 000 чел.(перепись Российской империи), 1926 г. — 19 085 чел. (перепись народов СССР); данные переписи 1939 г. не обнародованы; 1959 г. — 7 321 чел., 1969 г. — 11 000 чел., 1979г. — 14 000 чел., 1989 г.-

20 100 чел. (перепись народов СССР). Картина ясна: сравнение переписи населения 1871 и 1989 гг. показывает, что за 118 лет цахуры, как этнос, не только не дали рост, наоборот, численность населения уменьшилась на 1257 чел. Это впечатляет, если учесть рост народонаселения мира. В этом же ракурсе следовало бы дать среднематематические расчеты увеличения населения за каждое десятилетие; для народов Дагестана такой рост составляет примерно 25 процентов. Впечатляет также сравнение численности населения цахуров 1926 и 1959 гг. после багировского геноцида в Азербайджане: за 33 года их численность уменьшилась на 11 764 чел., причем это уменьшение происходило именно в Азербайджане. Не стоит эту тему особо развивать, ибо она трагична. Трагичной была от начала до конца сама концепция национальной политики. Прекрасная и идущая от Бога идея равноправия народов извращалась; в действительности все зависело от капризов и поведения “вождей”: захотели включить Карабах в состав Азербайджана, и включили; захотели обезличить Закатальский округ и не считаться с интересами народов этого региона, в первую очередь цахуров и аварцев, поскольку они составляли абсолютное большинство населения этого края, и обезличили, включив его (бывший Закатальский округ) в состав Азербайджана; пришла в голову “вождя” идея отдать Абхазию Грузии, и отдали; а другой решил ублажить Украину великим подарком в связи с трехсотлетием присоединения Украины к России, и ублажил, подарив Крым. Вожди устраивали игры с судьбами народов. К сожалению, эти игры и ныне в разных вариациях проявляются. Словом, никогда сильный и слабый, богатый и бедный, властный и безвластный не могут быть равными. Эта особенность в полном объеме проявляется в повседневной жизни, социальной сфере, формировании структурных органов государства. Вместе с тем следует отметить, что в 30-х годах, когда цахурский язык получил статус письменности и стал предметом обучения и учения в школах, цахуры получили шанс на национальное возрождение. Но уже в 1938 г. цахурский язык перестал быть письменным, а цахуры в Азербайджане — народом (этносом).

Однако при всем этом они живут, развиваются, принимают активное участие во всех сферах деятельности народов Дагестана и Азербайджана.

Октябрьская революция, Советская власть дали и определенные блага человечеству, в том числе цахурам: они получили светскую среднюю школу, возможность учиться в вузах страны, проявлять себя в хозяйственной, научной, культурной жизни. За все хорошее, что дала Советская власть, они благодарны.

Правительство Дагестана в 1990 г. приняло важное постановление о введении статуса письменности для агульского, рутульского и цахурского языков, имеющее судьбоносное значение в возрождении и дальнейшем развитии этих народов. В первые годы это постановление активно работало: были составлены школьные программы и учебные планы, уже с 1991 г. начали изучение родных языков, подготовили и издали буквари, учебники для вторых классов, учебник математики для первого класса; регулярно при институте педагогики работал методсовет, периодически заседали авторские коллективы по составлению учебников и учебных пособий, проводили краткосрочные курсы по подготовке преподавателей, начали подготовку высококвалифицированных специалистов в Даггоспединституте (ныне педуниверситет), учителей родных языков в Дербентском педучилище. К большому огорчению, вся эта работа в последние 5-6 лет парализована.

По непонятным аргументам в Даггоспедуниверситете прекратили прием и подготовку специалистов по цахурскому, рутульскому и агульскому языкам; двери ДГПУ на филологический факультет (русско-дагестанское отделение) для агулов, цахуров и рутульцев закрыты. Эти вопросы официально ставились перед вышестоящими органами, в чью компетенцию входит соблюдение конституционных прав народов Дагестана. И здесь чиновничий произвол очевиден.

Распад СССР подвел окончательную черту по разъединению цахуров. В АР цахуры, как этнос, лишены всех прав. Худо-бедно в годы Советской власти они могли надеяться на что-то. В нынешнем режиме надежды на сохранение этноса (языка, культуры, других ценностей) полностью утрачены.

У цахуров Дагестана (в численном отношении их в 10-15 раз меньше, чем в Азербайджане) надежда на выживание, сохранение этнокультурных ценностей есть, она закреплена Конституцией республики. Но для реализации нужна большая помощь, моральная и материальная поддержка. Цахуры чувствуют себя равными в большой семье народов Дагестана и России. И в этом они видят свое будущее развитие, сохранение рода человеческого как ценность мироздания.

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: