Традиционная одежда ногайцев в XIX-начале XX века

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Традиционная форма одежды ногайцев особым образом сочетала в себе элементы старого костюма народов кочевого мира – Поволжья, Средней Азии, Казахстана – и национальных костюмов горцев Кавказа.

Ногайская мужская одежда XIX-начала XX в. в основном имела единый покрой на всей территории расселения этого народа/ Природная среда диктовала свои требования к одежде, изготовлявшейся в основном из бязи и холста, которые в условиях ногайской степи лучше защищали кочевника-скотовода от палящего летнего солнца. Для анализа традиционной одежды определенный интерес представляют исторические свидетельства исследователей рассматриваемого периода.

Полный комплекс одежды ногайца середины XIX в., по описанию одного из первых исследователей ногайской культуры А. Архипова, выглядит так: «Люди богатого и посредственного состояния надевают обыкновенно сверх белья бешмет или архалук (къаптал) желто-полосатого, зеленого или синего цвета, а в холодное время года шубы (тон-шуга), крытые синим или черным сукном и даже плисом; летом какой-нибудь халат, нередко шелковый и шелковый же бешмет стянутый ременным поясом (бельбеу), чаще кушаком с привешенным к нему ножиком (пшяк) в черных или красных ножнах. Синие нанковые демекитоновые штаны (стан), баранья шапка (боьрк) с круглою верхушкой, крытою сукном, иногда под него аракчин или ермолка, шитая мишурою, черные сафьяновые чулки, а на них черные или красные сафьянные с толстыми подошвами и увесистыми подошвами башмаки (башмак)… Вот общий характерный костюм ногайцев… Некоторые из молодых людей носят черкески или чекмени из белого и желтого сукна домашнего изделия, без газырей и даже порой С газырями на груди…» (Этнографический очерк ногайцев и туркмен. «Кавказский календарь на 1859». Тифлис, 1858. С. 353).

Нательной одеждой у мужчин была туникообразного покроя рубаха — коьлек и штаны — шалбыр, ыстан, относящиеся к типу «штанов с широким шагом», весьма распространенные в прошлом у многих других народов. Поскольку они были достаточно широкими у пояса, затягивавшегося на шнур из самодельной тесьмы, на них уходило довольно много ткани.

Своеобразны короткие овчинные штаны ногайцев — тери-шалбыр, обшитые снизу кожей. Крой их был схож с тканевыми.

Верхняя одежда мужчин была разнообразней. Кроме бешмета и черкески она состояла из шубы, иногда безрукавки, бурки и т.д.

Безрукавная куртка — къыспа, куьрте тон — была сходна с татарским и башкирским камзолом. Она выполняла функцию рабочей одежды и шилась из овчин мехом внутрь, хотя изредка могла изготавливаться из тканей.

Одним из основных элементов одежды ногайцев был весьма популярный на всем Северном Кавказе бешмет – къаптал, который носили поверх рубахи практически круглый год. Нельзя не отметить относительное разнообразие используемых тканей — как домашнего изготовления, так и покупных — ластика, сатина, шерсти, атласа, шелка. Зимний вариант такого бешмета шили стеганным на вате или шерсти. Оригинальной деталью ногайского бешмета, отличавшей его от бешметов горцев Северного Кавказа, были его откидные (ниже локтя) рукава. Кроме того, в манере ношения его — «почти всегда нараспашку» (Малявкин Г. Караногайцы.

«Терский сборник», вып. 3, кн. 2, 1893. С. 149) — проявлялась, по-видимому, старая традиция ношения халатов.

При изготовлении бешмета мастерицы использовали самые разнообразные варианты отделки. Это и фигурная строчка, украшавшая его и мелкие тесемные шелковые пуговицы и петли, и тонкий шнур, которым обшивали края бешмета. Кроме того, в более ранний период по свидетельству ДубРовина, спинки бешметов декорировались четырехугольной нашивкой на «из красного или черного сукна или сафьяна, иногда обшитых серебряным галуном» (история войны и владычества русских на

Кавказе. Т.1, кн. 1. СПб, 1871. С. 267). Нашивка эта имела, по-видимому, сакральное значение. Судя по тому, что аналогичные нашивки бытовали у некоторых народов Средней Азии и Казахстана, обычай их ношения связан с религиозными верованиями кочевников.

Черкеска — шепкен, шогъа — была распространена у ногайцев, как и повсеместно на Северном Кавказе. Черкеску глубокого синего, черного или серого цвета из домотканого сукна, реже из ценной верблюжьей шерсти оживляла в нарядном ее варианте яркая контрастная подкладка широких длинных рукавов, отворачиваемых для удобства и красоты. Так же в основном декоративное нежели утилитарное назначение имел вариант оформления низа рукавов черкески небольшим разрезом с застежкой из самодельной черной тесьмы.

Композиционным центром и главным достоинством черкески, особенно выходной, служили ее нагрудная часть и пояс, украшенные газырницами и ременным поясом. Еще одна интересная деталь — особая плетенка, скреплявшая разрезы длинных пол черкески, не позволяя им расходиться при ходьбе.

С.Ш. Гаджиева отмечает, что и бешмет, и черкеска ногайцев в XIX и даже XX в. «была сходна с одеждой всех народов Северного Кавказа, но в то же время сохраняла ряд существенных отличий, которые сближали ее с костюмом других тюркоязычных народов» (Материальная культура ногайцев в XIX-начале XX в. М., 1976. С. 106).

В начале XX века у ногайцев, так же как и у соседних народов, традиционную нательную рубаху и бешмет все чаще стала заменять так называемая «кавказская

рубаха».

Шуба-тон — шилась мехом внутрь из шкур молодых барашков или — состоятельными людьми — из каракульчи и мерлушки, крытых дорогой тканью. Для того чтобы шубы меньше изнашивались низ рукавов, полы и подол обычно отделывались окантовкой из черной ткани. Другой вид шуб, пополнившийся в обиходе ногайцев позже, имел усложненный крой с расширяющимися книзу клиньями, а в качестве отделки по борту и низу шубы нашивалась узкая полоска меха.

Оригинальным локальным видом одежды была войлочная куртка без начеса, прекрасно защищавшая кочевников-скотоводов в ненастную погоду. Сведения о ней, которые мы находим у А. Павлова, хотя и отрывочны, все же позволяют прийти к заключению, что это была одежда свободного покроя типа куртки с капюшоном (О ногайцах, кочующих в Кизлярской степи. СПб., 1842. С. 46).

Бурка — ябыншы, ямышы — необходимая принадлежность костюма кочевника. Здесь, как и на всем Северном Кавказе, бытовали бурки двух видов: колоколообразные, поменьше размером, без начеса, и большие, черные, с начесом. Представляет интерес особая отделка – богатые ногайцы вырез горловины и края до талии обшивали шнуром и золотым позументом. У горловины делали специальные нашивки из сафьяна в форме треугольника или полукруга, через которые продевались тонкие ремешки для застежки.

Пояс из ткани – кушак, бытовавший наряду с ременным в середине XIX в., хотя и был достаточно живописной деталью одежды — нарядные кушаки шились из красного, желтого, зеленого и синего шелка — имел вполне утилитарное назначение. К нему в виде брелоков крепили нож, сумочку, кисет, трубку, веревку и другие мелочи, необходимые в поле.

Рукавицы  — кьолкъап — шили из овчины и сукна. Нарядные рукавицы искусные мастерицы украшали вышивкой, аппликацией, оторачивали у кисти хорошим мехом.

Что касается головных уборов, то они были представлены достаточно разнообразно. Ногайцы пользовались тюбетейками, меховыми шапками, войлочными шляпами, башлыками и т.д. Все традиционные мужские головные уборы изготавливались из меха, ткани и войлока, описания их можно найти у А. Олеария, Г. Ананьева, А. Архипова, С. Фарфоровского, С. Гаджиевой.

Женская одежда ногайцев отличалась от мужской сравнительно большим разнообразием. Это наиболее устойчиая часть старинной национальной одежды, сохранившая больше древних черт, ибо женщины редко выезжали из степи и меньше общались с другими народами. В основе своей однотипный для всех районов женский костюм, тем не менее, имел и локальные особенности. Гаджиева считает, что эти «различия в костюме отдельных этнических подразделений объясняются как местными условиями, так и чересполосным расселением ногайцев, т.е. отсутствием единой этнической территории, историческим разделением народа на ряд территориально обособленных групп, что вело к воздействию на культуру каждой отдельной этнографической группы ногайцев, культур соседних с ними народов» (Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С. 125).

Нельзя не заметить сходство покроя между традиционной женской и мужской одеждой, оно было отмечено некоторыми авторами еще в первой половине XIX в. (Павлов А. Указ. соч. С. 46).

Характеризуя ногайскую женскую одежду середины XIX в., А. Архипов писал: «Костюмы женщин так же незатейливы как и мужчин; в обыкновенное время — красная или желтая рубаха, туфли, полосатые шальвары, а на голове белое покрывало, всегда откинутое назад. Сверх рубахи надевают также цветной женский бешмет — зеленый или красный, другие — кафтан из красного сукна, принадлежащего к числу лучших нарядов. Богатые женщины носят такого же цвета и покроя одежду, но чаще из канауса и других шелковых материй… Отличительный головной убор замужних женщин заключается в небольшом платке, повязываемом вокруг головы; сверх него накидывается тастар, опускающийся почти до пяток, девушки вместо того носят до замужества меховые или стеганые шапочки с круглыми, почти всегда из красного сукна, верхушками, обшиваемые накрест тесемками из кованого серебра, что весьма красиво на гладкопричесанных и смолью блестящих азиатских волосах» (Этнографический очерк…, С. 354-355).

Это довольно живое, колоритное описание костюма позволяет составить представление о нем, как о ярком цветовом ансамбле. Действительно, «молодые женщины шили одежду из тканей ярких расцветок, в большинстве случаев гладких, а иногда и с цветным рисунком, различными узорами» (Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С. 126). Спокойные, темные тона в одежде предпочитали женщины старшего возрасту.

Нательная одежда состояла из двух основных элементов — штанов ыстан и рубахи коъйлек.

Рубаха туникообразной формы одновременно являлась и платьем. Широкая, длиной до пят, отделанная контрастного цвета кантом, она шилась из разнообразных по расцветке и качеству тканей – из нанки, ситца, шелка, тонкой шерсти. На одну такую рубаху-платье уходило порядка 6-7 м ткани, поэтому качество последней зависело от благосостояния семьи.

Основным видом верхней распашной одежды являлся бешмет — къаптал, сходный по покрою с ногайским мужским бешметом, а в некоторых чертах и с северокавказским женским кафтанчиком.

Прилегающий в талии, с прямым вертикальным разрезом и вставными клиньями, расширяющимися от талии, он подчеркивал стройность женской фигуры.

Рукава бешмета имели разрез от локтя до кисти руки наподобие откидных рукавов некоторых видов платьев кавказских женщин (кумычек, абхазок, азербайджанок и др.). Разрез этот отделывали красивой яркой тканью, так как во время работы рукава подворачивались, обнаруживая яркую подкладку.

Воротник-стойку украшала горизонтальная строчка-стежка, как и весь бешмет, который шили на подкладке из пестрого ситца. Зимние бешметы, особенно для женщин старшего возраста, подбивали ватой или шерстью, а рельефная строчка, «утопленная» в такой мягкой прокладке, подчеркивала объемность выстеганного орнамента. Более затейливая фигурная строчка покрывала бешметы молодых женщин, девушек и детей. Спинку лифа простегивали мелкими квадратиками или вертикальными линиями, остальную часть — частой строчкой, причем, стан — вертикальными линиями, рукава до локтя — горизонтальными или же елочкой. Ворот,

края бортов», полы, низ подола, боковые разрезы — все кроме откидной части рукавов — покрывали волнистыми или ровными линиями. Благодаря этому рельефному рисунку, придававшему ткани дополнительную светофактурность, каждый бешмет был неповторим и наполнен внутренней динамикой.

Бешметы шили из разных, обычно плотных тканей, главным образом из атласа, канауса, сукна. Праздничные нарядные бешметы молодых ногаек были очень красивы. Их отличали не только лучшие сорта тканей ярких цветов — красного, малинового, зеленого и желтого, но и богатая вышивка из галуна и ажурной стежки. Нарядный бешмет также дополнялся нагрудными металлическими украшениями, а в талии стягивался широким кожаным поясом.

Другим видом верхней распашной одежды, была безрукавка — дженгсиз куърте (у караногайцев), къыспа (у терско-сулакских ногайцев). Она не имела такого широкого бытования, как бешмет, обычно ее носили женщины преклонного возраста и дети. Покрой таких безрукавок мало отличался от мужских.

Выше мы уже отмечали, что женская одежда ногайцев имела и локальные особенности. Так, ногайки кумыкской равнины в качестве верхней одежды в основном носили, так же как и соседние кумычки, надеваемые поверх рубахи длинные распашные платья — къабалай, къаптал, полша, реже длинные платья-рубахи с отрезной талией — коълек къаптал.

Выделяется нарядный костюм кубанских ногаек, сходный как по покрою, так и отделке с костюмом черкешенок, кабардинок и других женщин северо-западного Кавказа. Этот живописный костюмный ансамбль состоял из длинной туникообразной рубахи коьйлек, чаще красного или фиолетового цвета, короткого кафтанчика зыбын и длинного распашного платья — шыба. Зыбын хотя и напоминал по покрою ногайский женский бешмет, но был короче, плотно облегал фигуру, имел узкие рукава и воротник-стойку. Грудь его украшали десять и более пар серебряных застежек ювелирной работы, полы и рукава — золотая вышивка или аппликация, также кафтанчик отделывали галуном.

К нарядному платью ногайки Кубани, подобно кабардинкам и черкешенкам, довольно часто прикрепляли ниже плеча длинные (до 30 см) нарукавные подвески — къапашыкъ. Подвески эти шили из той же ткани, что и платье (чаще из шелка и бархата), на подкладке, богато украшались золотым шитьем и обрамлялись гаруном. Все это великолепие, как драгоценная оправа, украшало его обладательницу, каждый наряд был уникален.

Меховые женские шубки — тон, куьрте тон — не имели широкого распространения, хотя в более ранний период встречались достаточно часто. Шили их из подстриженных овчин — тери тон, из мерлушек — эльтир гон, коьрпе тон — мехом внутрь. Фасон шуб был един и напоминал бешмет, при этом их делали и крытыми, и нагольными.

Шуба, особенно из шкурок ягнят, была показателем большого достатка.

Пояса поверх одежды – къусакъ белбав, явлыкъ- ногайки носили в основном трех видов: кожаные, тканые и пояса-платки.

Кожаный пояс из широкой полосы красного или черного сафьяна с массивной серебряной пряжкой носили поверх бешмета. Богатые женщины носили и пояса сделанные целиком из серебра.

Традиционные головные уборы ногаек удивительно разнообразные и самобытные, подробно рассмотрены С. Гаджиевой в ее фундаментальном исследовании «Материальная культура ногайцев в XIX-начале XX в.», объем же данной статьи позволяет нам коснуться лишь наиболее интересных деталей. Они больше чем мужские сохранили старые традиционные черты и возрастные различия, хотя и подвергались с течением времени определенной унификации. Условно их можно разбить на три группы: уборы типа шапок, типа мешочков и типа платков.

Меховую шапку боьрк очевидно имел в виду С. Фарфоровский, когда писал: «Оригинальны их головные уборы. Высокая суконная шапка спереди обшивается кундузом, т. е. мехом речной выдры. Верх шапки делается из сукна красного цвета» (Народное образование у ногайцев Северного Кавказа в связи с их современным бытом. ЖМНП, 1909, ч. 24, № 12, С. 203).

Наряду с меховыми, бытовали и шапочки из тканей (бархата, сукна, вельвета) и галунов: тюбетейка — такъыя — чисто девичий головной убор, и высокая шапочка — теке боьрк — головной убор невесты или молодухи. Теке боьрк украшали богатой золотой или серебряной вышивкой с зооморфными мотивами, по нижнему краю шапочки нашивали украшения из серебра и кораллов.

Шуткъу — головной убор ногаек Терско-Сулакской низменности в виде мешочка, в который сперва опускали косы, а затем, как чепец, надевали на голову, ничем не отличался от «чуткьу» кумычек и, несомненно, был заимствован у последних. Поверх шуткъу вне дома обязательно надевали платок.

Большие платки — явлыкъ, тастар — были наиболее распространенными видами верхних головных уборов ногайских женщин всех этнических подразделений и возрастов.

Таким образом, старинная одежда ногайцев, основные черты которой формировались на протяжении многих веков, была, в общем, однотипна на всей их этнической территории, хотя и имела много локальных вариантов. В ней ярко отразились сложная этническая история и условия развития ногайского народа, его связи со многими народами кочевого мира в разные исторические эпохи, многовековое переплетение элементов культур разных народов.

Автор: Мисиду Султанова, мл.научный сотрудник ИЯЛИ ДНЦ РАН, журнал «Возрождение», № 9, 2006 г.

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: