Табасаранцы

2

Поделиться

06 Авг 2018 г.

Табасараны — один из коренных народов Дагестана; их численность – около 146 тыс. человек согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, что составляет 4,5 % населения Дагестана. Основной территорией их расселения является юго-восточный Дагестан. Большая часть (64 %) табасаранов живет в сельской местности в Табасаранском районе (80 %), Хивском (62 %) и Дербентском (15 %). Небольшое число их живет в Каякентском и Кизлярском районах. Горожане сосредоточены главным образом в Дербенте и Дагестанских Огнях (до трети населения в каждом), а в Махачкале и других городах число табасаранов незначительно.

На протяжении длительной истории на территории Табасарана возникали различные политические образования — племенные объединения. С IV в. до н. э. по II — III вв. н.э. территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию. С распадом Кавказской Албании Табасаран в источниках фигурирует как самостоятельная область, а табасараны известны как один из древних и крупных дагестанских народов. В средневековых источниках содержатся сведения о борьбе табасаран против сасанидов, хазар и арабов. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против арабских завоевателей. В последующие века жителям Табасарана пришлось бороться против сельджуков и татаро-монголов. Против иноземных завоевателей табасараны выступали всегда совместно с остальными дагестанскими народами. В XV-XVI веках Табасаранское майсумство было одним из крупных феодальных владений Дагестана. Оно включало в себя не только территорию, населенную табасаранами, в его состав входили некоторые современные лезгинские и азербайджанские аулы. На протяжении XV-XVII вв., как и в предыдущие века, табасараны вместе с остальными дагестанскими народами вели борьбу за независимость против сефевидов, турок и других завоевателей. По-прежнему табасараны находились в разносторонних взаимоотношениях с даргинцами, лезгинами, азербайджанцами и др. дагестанскими народами. В XI-XV вв. в Табасаране создавались рукописи, хроники, а в некоторых аулах действовали мектебы. Муталимы из Табасарана учились в Дербенте, других центрах мусульманской культуры. Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие различные отрасли богословия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Карахи, Рад-жаб из сел. Ругуджа, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в сел. Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел. Зирдаг найдена книга, написанная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табасаранском языке арабскими буквами. Название книги — “Диндин асулар шубуб — иман, ислам, суннет ву” (“Иман, ислам, суннет — основные черты религии”). В XVII — XVIII вв. создавали свои труды ученые Хасан ибн Рабадан и его сын Гаджи-Магомед из Зирдага. Они сыграли большую роль в культурном развитии не только табасаран, но и других народов Дагестана.

Видным представителем дагестанской культуры был известный табасаранский поэт Мирза Калукский (1697 — 1741). По данным XVIII — первой половины XIX в., Табасаран распался на владения майсума, кадия и на ряд союзов сельских обществ. Основными занятиями табасаран оставались земледелие, скотоводство и различные промыслы и ремесла. Во второй половине XVIII — начале XIX в. отношения табасаран с Россией, как и всех остальных народов Дагестана, усиливаются. Следствием всего этого явилось присоединение Табасарана к России в 1806 г., а Дагестана — в 1813 г. Однако жизнь табасаранского народа, как и остальных, не улучшилась. В XIX в. табасараны вели антиколониальную борьбу против царизма, а также против местных владетелей. С завершением антиколониальной борьбы в Дагестане были образованы округа. Население Северного Табасарана вошло в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а Южного — в Кюринский. В пореформенный период социально-экономическая жизнь табасаран характеризуется некоторыми сдвигами в развитии производительных сил. Получили дальнейшее развитие отдельные отрасли кустарных промыслов. Малоземелье, низкий уровень развития производительных сил, тяжелые условия жизни привели к росту у табасаран промышленного и сельскохозяйственного отхода. Сотни табасаран отправлялись в Дербент, Кизляр, Грозный, Баку и другие города, области. Когда иностранные интервенты и внутренняя контрреволюция развязали гражданскую войну, табасараны, как и остальные дагестанские горцы, поднялись на борьбу против внутренних и внешних врагов. Войны с иностранными интервентами дагестанским народам стоили больших потерь и лишений. Многие табасаранские аулы были разорены и разрушены. Посевы и количество скота сократилось наполовину. В аулах царил голод, свирепствовали болезни.

В первые годы Советской власти местными органами власти и управления были окружные и участковые съезды Советов, сельские и соответствующие исполкомы. При окружном исполкоме функционировали отделы народного образования, военный, земледелия, здравоохранения и пр. Они подчинялись исполкому и соответствующему наркомату. В округах появились и крестьянские комитеты, которые организовывали взаимопомощь при неурожаях и стихийных бедствиях, обеспечивали маломощные и батрацкие хозяйства продуктами питания, семенами. В табасаранских аулах были построены лесопильные заводы, создавались пункты фруктосушения. Велась также работа по восстановлению и кооперированию кустарной промышленности. Уже в 1921 г. были организованы десятки товариществ по объединению кустарных артелей. В табасаранских аулах проводилась работа в области культурных преобразований: по созданию новой советской школы на родных языках основных народностей Дагестана, по подготовке педагогических кадров, строительству школьных зданий, клубов, кинотеатров и других учреждений.

Важнейшим этапом в истории всего табасаранского народа было образование в 1929 г. Табасаранского района. До образования района территория северного Табасарана входила в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а южный Табасаран — в Кюринский. По Конституции 1927 г. Дагестанская АССР состояла из 16 округов. В связи с тем, что старое административное деление задерживало культурное и экономическое развитие края, VI Вседагестанским съездом Советов было принято постановление об ускоренном проведении нового районирования на основании имеющихся экономических данных. В основу была положена четырехчленная система административно-территориального деления: сельсовет — район — округ — республика. В результате дальнейшего изучения экономики, культуры и этнического состава Республика Дагестан была разделена на 26 районов.

7 Вседагестанский съезд Советов (16 апреля 1929 года) внес изменения в Конституцию Дагестана согласно новому районированию. Округа были упразднены. Был образован Табасаранский район с районным центром Бурганкент. В состав этого района входили табасаранские аулы нынешнего Табасаранского района и нынешнего Хивского района (до образования Хивского района). С 1934 года центром Табасаранского района становится селение Хучни.

К началу весны 1930 года в Табасаранском районе функционировало 42 колхоза. Было начато строительство Арбакуранского фруктосушильного завода для переработки фруктов и овощей крестьянских хозяйств. Большим был удельный вес в экономике района и ковроткачества. В районе действовали ковровые артели в селах Кандик, Межгюл, Аркит и Хучни. Для артелей получали стройматериалы, пряжу и т.п.

Большая работа проводилась по развитию культуры табасаран. Было решено перевести школы с арабской письменности на новый алфавит, созданный на основе латинской графики.

Хотя вопрос о создании национальной письменности для табасаран обсуждался в 1927 г., еще до 1932 г. они не имели своей письменности. В создании табасаранской письменности огромны заслуги Г. Гаджибекова. На основе латинского алфавита составлялись учебники для табасаранских школ. Автором первых учебников был Т. Шалбузов. Большую роль в ликвидации безграмотности, создании школ в районе еще в 30-е годы сыграли Кахриманов Гаджи-Тагир, Асланов Рамазан, Гасанов Раджаб, Мусаев Кафур и др. Активными участниками ликвидации безграмотности в районе были Полов Урудж, Айдемиров Гасанбек и др. Еще в 20-х г. была создана газета “Голос табасаранца” на тюркском языке. В 1932 г. организована газета для табасаран в Бурганкенте, которая получила название “Уру Табасаран” (“Красный Табасаран”) и являлась органом Табасаранского райкома партии.

В Табасаране появились свои поэты и писатели — А. Джафаров, Д. Раджабов, Б. Митаров и др. Составной частью культурного строительства явилось открытие клубов, библиотек, изб-читален и т.п. Уже в начале 1940 г. в Табасаранском районе было 17 клубов, 18 изб-читален, 2 библиотеки, радиоузел, обслуживающий райцентр.

В 1941 г., когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, сотни табасаран вместе с остальными народами героически защищали каждую пядь родной земли. Тысячи табасаран за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами Отчизны, а также за самоотверженный труд в тылу награждены орденами и медалями Советского Союза. В послевоенные годы табасараны, как и все народы Дагестана, направили свои усилия на ликвидацию тяжелых последствий и дальнейшее развитие народного хозяйства и в целом республики.

Большой рост в Табасаранском и Хивском районах получило ковровое производство. За высокое мастерство по изготовлению ковров Совет Министров ДАССР присудил 37 лучшим ковровщицам Дагестана дипломы мастера коврового производства первой, второй и третьей степеней. Среди известных ковровщиц — М. Эсрепова, Н. Алибекова, М. Магомедова, М. Тагирова, Г. Пачаева, У. Аскерова и др. В послевоенные годы в аулах открывались или расширялись медпункты, сельские аптеки, библиотеки, клубы, школы. Проявлялась большая забота о подготовке специалистов из числа табасаран. Они учились как в средних, так и в высших учебных заведениях в Махачкале, Дербенте, Буйнакске и в других городах Советского Союза. Серьезное внимание придавалось подготовке сельскохозяйственных, медицинских и других работников. В системе народного образования в Табасаранском и Хивском районах, помимо местных учителей, трудились сотни учителей — представителей народов Советского Союза: русские, азербайджанцы, армяне, осетины и др. Следует отметить особую роль русских учителей, обучавших и воспитавших ряд поколений школьников, ставших впоследствии учеными, педагогами, агрономами. Сегодня у табасаран есть доктора наук, профессора: А. Юсуфов, Б. Ханмагомедов, С. Ханмагомедов, 3. Юзбеков, Н.Исмаилов, 3. Загиров, М. Алиев и др. Десятки табасаран стали кандидатами наук.

Новых высот достигли поэты, писатели. В послевоенные годы дальнейшее развитие получила табасаранская литература. Образ современника раскрывается в произведениях А. Джафарова, М. Митарова, М. Шамхалова, А. Везирова, И. Шахмарданова, К. Рамазанова, Б. Раджабова, Ю. Базутаева, Ш. Казиева, А. Асланова, Ш. Шахмарданова, П. Касимова и пр. Большая работа проделана по дальнейшему развитию культурно-просветительных учреждений, печати, издательского дела, кинофикации и радиофикации. В Табасаранском, Хивском районах функционируют десятки библиотек и клубов, при домах культуры созданы коллективы художественной самодеятельности, которые выступают с концертами перед населением, разъезжают по селам, обслуживают животноводов и хлеборобов на полях и кутанах. Большим событием в культурной жизни табасаран стало создание народного театра в Хиве в 1960 г., а также в Хучни. На страже здоровья трудящихся -десятки медицинских учреждений и сотни специалистов.

Мы не только наследники прошлого нашего народа, но и предки тех, кто будет жить после нас, обреченные на вечный их суд. Сейчас мы как бы заново вглядываемся в историю каждого народа. Равенство народов не должно быть лишь конституционной строкой. В нынешних условиях необходимо учитывать тот факт, что крупные перемены, происходящие в жизни нашей страны, неуклонный рост национального самосознания и этнического самоутверждения настоятельно требуют внимания и развития творческих сил всех народов и этнических групп.

2

Поделиться

06 Авг 2018 г.

Комментарии к статье

  • esref

    ДИПЛОМ 1 степени
    На основании Постановления Совнаркома СССР от 22 августа 1954 года за №2139
    Постановлением Сов. Министров ДАССР от 9 октября 1959 года №383
    Присуждён Диплом 1 степени ковровщице ковровой артели Эсрефовой Шедье за массовое производство и изготовление художественных изделий. Село Межгюль.
    Автор публикации или ошибся или была ошибка при наборе текста . Напечатали М. Эсрепова вместо Ш. Эсрефовой

    20.04.2019 в 11:11

  • esref

    ДИПЛОМ 1 степени
    На основании Постановления Совнаркома СССР от 22 августа 1954 года за №2139
    Постановлением Сов. Министров ДАССР от 9 октября 1959 года №383
    Присуждён Диплом 1 степени ковровщице ковровой артели Эсрефовой Шедье за массовое производство и изготовление художественных изделий.
    Или опечатка в публикации, или ошибка автора. Не М. Эсрепова, а Шедья Эсрефова (Хидирова) — моя мать

    20.04.2019 в 11:20

  • Войти с помощью: 
    Чтобы ответить, вам необходимо
    Авторизация
    *
    *
    Войти с помощью: 
    Регистрация
    *
    *
    *
    Пароль не введен
    *
    Войти с помощью: