Лакцы
Поделиться
06 Авг 2018 г.
Лакцы — один из коренных народов Дагестана, который имеет свой национальный язык – лакский. Самоназвание — лак, а свой край — лакрал кIану («место обитания лакцев»). Соседи именуют лакцев по-разному: аварцы – тумал; даргинцы — булугуни, вулечуни, лагла; лезгины — яхулви. По переписи 2010 года в России численность лакцев составляла 178630 человек, из которых в Дагестане проживает 161300.
Где живут
В сельской местности лакцы живут компактно в Лакском, Кулинском, а после насильственного переселения в 1944 г. на земли чеченцев-аккинцев — и в Новолакском (бывшем Ауховском) районах Республики Дагестан. Часть лакцев проживает в ряде селений Акушинского (Балхар, Кхоли, Цуликана, Уллучара), Рутульского (Аракул и Верхний Катрух), Дахадаевского (Шадни), Чародинского (Шали) и в сел. Советское Магарамкентского районов (переселенцы из сел. Бурши-Мака Курахского района).
Основная масса лакцев (около четырех пятых от общего числа) проживает в городах Дагестана, России и СНГ. Высокая степень их урбанизации восходит к традиции развитого в прошлом отходничества.
Территория лакского этноса представляет собой центральную часть Нагорного Дагестана. Вся территория проживания лакцев изборождена множеством ущелий, извивающихся преимущественно в направлении с юга на север. Представляя собой труднодоступный горный край, территория проживания лакцев все же достаточно сглажена и не имеет естественных препятствий для сообщения между ее отдельными частями.
Происхождение, история
Многие вопросы, связанные с происхождением лакцев и древней историей лакского народа, еще недостаточно изучены. В исторической литературе высказывались мнения о недагестанском происхождении лакцев. Однако сопоставление археологических, лингвистических, антропологических, этнографических материалов убедительно свидетельствует о том, что лакцы — древнейшие насельники на своей территории. Об этом говорят наскальные изображения, обнаруженные в ущелье Виттурзивалу около лакского сел. Кара, относимые археологами к концу V тыс. до н.э. – I тыс. до н.э. На протяжении столь длительного времени на этой территории проживало оседлое население, занимавшееся земледелием и скотоводством. В то же время эти изображения дают возможность проследить эволюцию сложения и утверждения мировоззренческих представлений предков лакцев.
Археологические материалы дают основание предполагать наличие в этногенезе лакцев индоевропейского компонента. Наиболее ранние контакты лакцев с индоиранским миром вначале через скифов, затем через сармато-алан нашли отражение в материалах святилища у высокогорного сел. Хосрек (VIII-VII вв. до н.э.) и Сумбатлинского могильника, датируемого первыми веками н.э.
Традиции государственности, сложившиеся в средневековый период, были продолжены и в последующее время, когда появилось Казикумухское шамхальство, которое в XV–XVI вв. становится одним из самых сильных феодальных владений Дагестана. В отдельные периоды власть кумухского шамхала распространялась на значительную часть Дагестана.
В правление другого сына Чолак Сурхай-хана — Магомедхана продолжались завоевательные войны в Закавказье, а при внуке — Сурхай-хане II казикумухские владения были расширены за счет включения в них ряда лезгинских, рутульских селений и агульского сел. Буркихан. 12 июня 1820 г. Казикумухское ханство было присоединено к России, а ханом Казикумухским назначен полковник Аслан-хан Кюринский.
Последним лакским ханом был Аглар-хан, отличавшийся грубостью и жестокостью в отношении своих подданных. В 1859 г. он умер, а в следующем году после реформы управления Казикумухское ханство было преобразовано в Казикумухский округ, разделенный на четыре наибства: Кумухское, Вицхинское, Мукарское, Аштикулинское.
Основные занятия
Вследствие сильно изрезанного горного рельефа территория проживания лакцев бедна удобной для возделывания землей. Но и имеющиеся сельскохозяйственные угодья были малоплодородны и не могли прокормить все население. Своего хлеба лакцам хватало на два-три месяца, поэтому приходилось прикупать его у лезгин предгорья, у кумыков, а также завозить из Закавказья.
Земледелие было террасным и склоновым. Основными культурами, которые возделывались здесь, являлись голозерный ячмень — у, ячмень — хъва, просо — ши, пшеница — лач1а, горох — хъюру, овес — нихъа, лен — турт. В начале XX в. в северной части территории проживания лакцев стали культивировать кукурузу. Молотили зерно на специально подготовленных токах молотильными досками, которые обычно тащили быки, иногда — лошади.
Животноводство, как и земледелие, было одним из древнейших и важнейших занятий лакцев. Развитию его способствовало обилие прекрасных альпийских пастбищ, хотя тормозом являлось отсутствие зимних пастбищ и необходимость отгона скота на равнинные земли.
В XIX — начале XX вв. у большей части населения имелся крупный рогатый скот, а также лошади, ослы, но крупный скот из-за недостатка кормовой базы держался исключительно для нужд семьи. Улучшением его породности почти не занимались. Современники отмечали невзрачность и малорослость местной породы при большой выносливости.
Широкое развитие имело овцеводство, которым население занималось издревле. На это указывает то, что общее количество названий овец доходит до 40. Они даются в зависимости от цвета, возраста и других характерных признаков овец.
Овцеводство имело отгонный характер, владельцы большого числа овец перегоняли их на плоскость; часть овец зимовала в горах на специальных хуторах, довольствуясь порослью на солнечных склонах и стерне. В традициях, связанных с уходом за скотом, содержанием его, использованием в хозяйстве, у лакцев имелось много общего с другими народами Дагестана.
Наиболее распространенные кустарные промыслы были связаны с обработкой металла. Изделия лакцев — ювелиров, медников, оружейников — пользовались спросом у всех народов Дагестана. Большой прочностью и изяществом отличались клинки лакских мастеров Чаргада (XVII-XVIII вв.), Абдуллы Акиева (XVIII в.), Гузуновых (XVII — начало XX в.) и др.
Наибольшего мастерства лакцы достигли в обработке драгоценных металлов. Они изготавливали из золота и серебра всевозможные украшения для женщин: кольца, серьги, пояса, ожерелья, браслеты, головные и нагрудные украшения и т.д. Лучшими считались мастера-ювелиры селений Кумух, Табахлу, Кара, Кунди, Унчукатль. Изделия лакских мастеров славились на Кавказе и за его пределами, в центральной части России, Средней Азии, Турции, Иране и других странах, где по многу лет жили и работали отходники. Известен случай, когда братья-ювелиры из Кумуха, поехавшие со своими изделиями в Абиссинию, стали там министрами при дворе правителя-негуса.
Повсеместно в Дагестане пользовались спросом гончарная посуда и утварь, производимые мастерицами лакского селения Балхар.
Домашними промыслами в основном занимались женщины. Изготовление сукна, производство паласов, вышивание золотой и серебряной канителью по сукну, шелку, коже, изготовление волокна также были женским занятием.
Обработка шерсти и производство изделий из нее требовали долгого и кропотливого труда. Производились прекрасные тонкие сукна, отличавшиеся большой прочностью, которые шли на шитье черкесок и женской одежды, и более грубые, употреблявшиеся для изготовления повседневной одежды. Сукно ткалось из овечьей шерсти естественного цвета, а для изготовления паласов шерстяные нити красили, используя местные растительные красители собственного производства.
В XIX в. получает развитие золотошвейное дело. Вышивкой украшались женские головные уборы, одежда, конская сбруя, кисеты для табака, переметные сумки, футляры для Корана, накидки на сундуки и т.п. Известными мастерицами-вышивальщицами в конце XIX — начале XX вв. были женщины из семьи Акниевых, Муслимат Мусалаева, Атабава, Тамари Муркелинская — все из Кумуха.
Материальная культура
В материальной и духовной культуре лакцев и других дагестанских народов много общего. Для своих поселений лакцы традиционно выбирали места, непригодные для использования в качестве сельскохозяйственных угодий (выход скалы, острый гребень горы). Большое значение они придавали близости земельных угодий: каждое селение имело невдалеке более или менее ровный участок пашни, а также места для выпаса скота.
Не менее важным фактором, определявшим характер заселения, была близость воды. Чтобы поить скот зимой, а также пользоваться водой при земляных и иных работах, традиционно создавали искусственные водоемы, где скапливалась дождевая и талая вода.
Селения, как и дома в них, ориентировались обычно на юг и юго-восток для возможно полного использования солнечного тепла. Немаловажным фактором, определявшим характер заселения, был оборонный. Форма и планировка лакских поселений тесно связаны с топографическими особенностями местности. Общественными центрами селения являлись мечеть и годекан.
По преданиям, многие аулы образовались из небольших поселений, объединившихся в одно селение. Часто названия этих поселений сохраняются в названиях кварталов больших селений. Так, по преданию, сел. Кумух образовалось в очень давнее время путем объединения сел на месте обширного кладбища, на котором хоронили покойников из окружающих селений. Время возникновения Кумуха определить трудно, но уже в IX-X вв. арабские авторы говорят о нем как о крупном населенном пункте. В названиях трех из семи кумухских кварталов, по-видимому, сохранились наименования тех поселений, из которых образовался Кумух: ЧIилейми, ЦIувади, Чуращи.
Самым ранним типом жилища лакцев являлся одноэтажный однокомнатный дом, врезанный в склон горы. Для XIX в. характерными были двух- или трехэтажные многокомнатные жилища, но основная жизнь семьи проходила обычно в одной комнате, где разводили огонь и готовили еду. Для выпечки хлеба и приготовления пищи использовалась глинобитная печь кIара в форме усеченного конуса. В зимнее время в углубление перед топкой выгребали из нее часть горячих углей, и семья садилась вокруг него и грелась.
Особенность традиционного лакского жилища, не встречающаяся нигде более в Дагестане и на Кавказе, — обогреваемая глинобитная лежанка, в основании которой каменными плитами был выложен дымоходный канал, начинавшийся от печки кара, вмазанной в лежанку с ее передней стороны; он был устроен таким образом, чтобы теплый дым равномерно обогревал всю лежанку.
Мебели в традиционном лакском жилище не было. Постельные принадлежности укладывали в глубокие ниши в стенах. Нарядная одежда членов семьи, украшения, приданое хозяйки и дочери хранили в покупных сундуках.
В двухэтажном доме хозяйственные помещения — хлев, сеновал — находились на первом этаже, в трехэтажном доме первый этаж отводился под хлев, второй — под сеновал и третий — под жилье. В помещениях первого этажа использовалась арочная конструкция, ее применяли и при строительстве оконных проемов в хозяйственных помещениях и сооружении коробки ворот.
В годы советской власти происходит разрастание поселений в сторону пологого склона или подошвы горы, на крутом склоне которой они раньше располагались. Начался этот процесс со строительства школ и советских учреждений на более ровном, удобном месте. Затем постепенно там же сооружались жилые дома.
Одежда лакцев шилась из местной выделки сукна и привозных хлопчатобумажных и шелковых тканей. Белья ни мужчины, ни женщины вплоть до конца XIX — начала XX вв. не знали. Нательной одеждой мужчин служила рубаха туникообразного покроя, сшитая из хлопчатобумажной ткани, с круглой окантовкой ворота, с прямым разрезом спереди, застегивавшаяся на одну пуговицу. Штаны шились из грубого местного сукна с неширокими штанинами. Поскольку белья не было, штаны имели бязевую или ситцевую подкладку.
Головным убором мужчин была папаха, размеры и высота которой зависели от господствовавшей на Кавказе моды, однако повседневным головным убором большей части мужчин служила так называемая чабанская папаха, дожившая до наших дней.
На ногах лакские мужчины носили местного изготовления сафьяновые сапоги, мягкие чувяки до икр, поверх них надевали кожаные калоши. Дома и в мечети мужчины носили пашмакъру — обувь без задника на деревянной подошве. Рабочей обувью были чарыки бурчул усру из грубо выделанной кожи крупного рогатого скота. Изготовлением кожаной обуви занимались в селениях Шовкра, Говкра, Куркли, Куба. Обувь шовкринских мастеров пользовалась спросом во всем Дагестане. Зимой мужчины и женщины носили войлочные сапоги, подошва которых подшивалась шестью-семью слоями простеганного войлока. Женская войлочная обувь отличалась от мужской главным образом наличием на ней вышивки и украшений из кожи.
Женская одежда, по сравнению с мужской, была более оригинальной и разнообразной; в некоторых случаях она имела свои локальные варианты, чего нельзя сказать о мужской одежде. Повседневная одежда лачек состояла из широкого и длинного туникообразного покроя платья-рубахи, которое в некоторых селениях носили подоткнутым на бедрах в штаны, и штанов с неширокими штанинами, которые однако в составе нарядного костюма отличались более значительной шириной. Эта одежда шилась из бязи, ситца или сатина: для девушек и молодых женщин — ярких расцветок, для пожилых — темных. В XIX в. редко кто из женщин, даже из зажиточных семей, имел больше одного платья.
В одежде лакских женщин большое место занимали украшения из золота и серебра: пояса, кольца, серьги, а также налобные, нагрудные, украшающие низ подола и рукавов сочетания блях и цепочек. В украшениях использовались жемчуг, кораллы, драгоценные и полудрагоценные камни.
В пище лакцев использовались главным образом мясо-молочные и мучные блюда. Большое значение в питании имели привозные фрукты и дикорастущие съедобные травы. Овощей в рационе лакцев имелось мало, это главным образом лук, чеснок, отчасти морковь и тыква, позже и картофель.
Одним из самых популярных блюд лакской кухни являлся хинкал — особым образом сформированные кусочки теста, сваренные в мясном бульоне и подаваемые с чесночной приправой. Формы и размеры хинкала были разнообразными. Важный компонент этого блюда — свежее или вяленое мясо.
Большое место в пище лакцев занимали пироги — буркив со всевозможными начинками: творожной, мясной, солодовой, тыквенной, травяной. На начинку пирогов шли крапива, молодые листья лебеды, дикого лука, черемши, конского щавеля. Пироги пекли на железном листе, смазывая их по мере готовности. Эти же виды начинок, кроме солодовой и тыквенной, использовались и для пельменей. Редким, сезонным блюдом были пельмени с начинкой из молозива первых доек после отела коров. Роскошным блюдом считались пельмени с яичной начинкой.
Обязательным блюдом праздника весны была каша къурункъуса из пшеничной крупы, крупно молотой на ручных жерновах, в которую при варке клали вяленые языки или куски сушеного мяса. Это блюдо подавалось с кислым молоком, приправленным чесноком. Его называли еще — къатта тату (способствующий загустению в доме), т.е., готовя его на этот праздник, надеялись, что в доме целый год будет достаток.
Традиционный напиток лакцев — буза дукьра гьян, которая до появления чая употреблялась повсеместно и весьма интенсивно. Это был слабохмельной напиток с несложной технологией производства, получаемый способом самоброжения мучной массы без добавления инородных катализаторов, в меру тонизирующий и питательный.
На свадьбах и в других торжественных случаях шел в употребление и другой напиток — медовая брага мачча, имевшая сладковатый вкус и значительную крепость.
Семья и семейная обрядность
Основной формой семьи у лакцев в XIX в., судя по письменным источникам и полевому материалу, была малая семья, состоявшая из брачной пары с детьми и родителями мужа. Членами такой семьи могли быть незамужние и неженатые сестры и братья мужа.
Однако есть свидетельства о бытовании у лакцев в XIX — начале XX вв. и не разделившихся семей, состоявших из родителей, детей, внуков, правнуков и насчитывавших 20-25 и более членов.
Наиболее распространенная форма брака у лакцев — брак сватовством, но еще в XIX — начале XX вв. сохранялись в пережиточном виде, хотя и практиковались очень редко, и такие древнейшие формы заключения брака, как похищение, похищение прикосновением, брак «убегом», левиратные и сороратные браки. Браки между родственниками были предпочтительны, но не обязательны; большую роль играли сословные предпочтения и ограничения. Браки в прошлом заключались преимущественно по выбору и желанию родителей, прежде всего отца.
С установлением советской власти основой брака стали равенство, добровольность, взаимное уважение вступающих в брак; авторитарные порядки в семье уступили место демократическим.
Общественный быт
Множество игр и развлечений лакцев были связаны с праздниками, среди которых наибольшей популярностью пользовались: инт дайдихьу (начало весны), хъурдуккаву (праздник первой борозды), гъи дайдихьу (начало лета). Праздник начала весны, он же — праздник встречи нового календарного года, был самым светлым и любимым у лакцев. Он отмечался в дни весеннего равноденствия (21-22 марта) и сопровождался целым рядом ритуальных и развлекательных действий.
Праздник первой борозды, который отмечался в зависимости от погоды в середине или в конце марта, символизировал начало хозяйственного года, как бы открывая пашню для весеннего сева. До совершения обряда первого выхода плуга никто не имел права начинать весеннюю пахоту. Считалось, что урожай хлебов, обилие влаги для полей зависит от удачливости пахаря, проведшего первую борозду. Поэтому первым пахарем старались выбрать человека, известного «легкостью руки». В этот день практиковалось коллективное угощение сельчан мясом, хлебом и бузой на средства, собранные со всего села вскладчину. Праздник повсеместно сопровождался соревнованиями в скачках лошадей, беге юношей, девушек и детей.
Органы сельского самоуправления составляли сход, совет старейшин хъунисса, или марцI арамтал (досл, «честные мужчины»), кадий, глашатай, мангъуш, чауш, мюхчи, исполнитель ялурзу. На сельских сходах решались вопросы, касавшиеся всего селения: ремонт старых и строительство новых дорог, общественных сооружений (мечети, мосты, оборонительные сооружения), водных источников и т.п. Здесь же выбирались должностные лица сельской администрации и назначались кадий и муллы.
Судебная власть возлагалась на старейшин, которых избирали из влиятельных фамилий. Количество их зависело от величины селения. Они разбирали такие дела, как ссоры, драки без ранений, жалобы на потравы полей, назначали пастухов для сельского стада, определяли места для весеннего выгона и летнего выпаса, назначали штрафы за потраву летнего пастбища, за кошение травы определенными лицами до особого распоряжения старейшин.
В общественном быту лакцев большое значение имели кровнородственные связи. Широкий круг лиц, объединенных родством по отцовской линии, называется тухумом. У лакцев для обозначения тухума существуют еще названия — сакIа, агьлу, ляхъин. Самая близкая степень родства внутри тухума обозначается терминами уссур-ссу («братья-сестры»), мачча-гъанмий («родные — близкие»); дальнее родство обозначается словосочетанием къанкъ диесса (досл. «до которых доходит запах родства») и самая дальняя, едва уловимая степень родства — кьункьал кьанкь («запах запаха»). Каждый тухум имел определенное название по имени какого-нибудь известного предка или основоположника тухума.
В общественном быту лакцев большую роль играли различные формы взаимной помощи — марща, кумаг: при строительстве дома, сельскохозяйственных работах, главным образом, при сенокошении и жатве, во время свадеб, похорон, в очистке и обработке шерсти, валянии войлока, изготовлении паласов и т.п. Завершалась марща коллективным угощением, организованным хозяином работ, и весельем. Наиболее многолюдной бывала взаимопомощь при работах, связанных с сельским хозяйством.
Одним из древних обычаев лакцев был обычай гостеприимства. Приезжему гостю предоставляли ночлег в лучшей комнате жилища, кормили его сытно и вкусно, выполняли все его желания, помогали ему по возможности быстрее решить дела, которые привели его в это селение. Гостя, кроме того, старались развлечь, при уходе его чем-нибудь одаривали.
Духовная культура
До принятия ислама лакцы поклонялись различным явлениям и силам природы. Еще в конце XIX — начале XX вв. у них сохранялись пережитки культа огня, земли, камня, железа, вера в существование домового и духа хлебных закромов, разнообразные магические обряды, реликты шаманства, ритуалы, связанные с культом святых. Дождя в засуху, удачи в своих делах, больные — здоровья, бездетные — детей просили на могилах святых Вали-Абдуллаха, Гази-Мандала, Гази-Каландара. Известны рассказы о чудесах, связанных с именами Джамалудина Казикумухского — наставника Шамиля, Гаджимусы-Гаджи из сел. Кукни.
Значительного развития достигла у лакцев народная медицина. Определенное влияние на народную медицину лакцев оказала медицина стран Востока.
Мысли, чувства, чаяния народа отразились в многочисленных произведениях фольклора: эпических поэмах, лирических песнях, сказках, легендах, пословицах, притчах. Лучшие лакские традиции устного народного творчества нашли свое дальнейшее развитие в произведениях передовых поэтов XIX в.: Махаммада Гаджиева, Малла-Магомеда Махмудова, Патимат Кумухской, Махмуда Курклинского, Щазы Курклинской, Гасана Гузунова и др. К началу XX в. относится деятельность революционных поэтов и публицистов Саида Габиева, Гаруна Саидова, прогрессивных деятелей Курди Закуева, Али Каяева.
За последние полвека у лакцев появилась многочисленная интеллигенция: поэты, писатели, композиторы, известные всей стране специалисты разных отраслей народного хозяйства, культуры, науки. Среди них много ученых — докторов и кандидатов наук, в том числе и женщин. Во многих странах мира известны имена композиторов-лакцев Мурада Кажлаева, Ширвани Чалаева. Лакцем является и первый космонавт из числа кавказских народов Муса Манаров.
Коренные изменения произошли в экономике, быту и культуре, особенно в материальной культуре лакцев: изменилась планировка сельского жилища, увеличилось количество комнат, преобразовалось их внутреннее убранство; национальная одежда почти полностью вытеснена одеждой общеевропейского городского типа. Только отдельные элементы традиционного костюма сохраняются еще в сельской местности в костюме лиц пожилого возраста.
Исчезли некоторые изжившие себя обычаи и обряды традиционного семейного и общественного быта. В современной свадьбе, хотя и в видоизмененном и упрощенном виде, сохраняются и органично взаимодействуют с инновациями те из традиционных ее ритуалов, которые не противоречат нравственным и эстетическим представлениям современного человека. С сожалением можно отметить, что многие традиционные развлечения, праздники, как и некоторые произведения фольклора лакцев, ушли в прошлое и неизвестны не только молодому поколению, но и людям среднего возраста. Это в большей степени относится к лакцам-горожанам, так как проживание в городах усиливает межэтническую интеграцию и способствует постепенной нивелировке этнических особенностей в быту, культуре, ведет к утрате многих традиций. В ряде случаев мигранты из села во втором, третьем и дальнейших поколениях утрачивают частично, а в отдельных случаях и полностью знание родного языка, и языком семейного общения становится русский. Проблема эта для Дагестана универсальна.
Вместе с тем необходимо отметить, что в семье братских народов развивается культура лакцев. Мы гордимся тем, что Министерство культуры республики возглавляет З. Бутаева, которая прежде всего является представительницей лакского народа. Сегодня в республике функционирует Лакский государственный музыкально-драматический театр им. Э. Капиева, который берет свое начало от любительского кружка лакской интеллигенции в селении Кумух Кази-Кумухского округа в 1914 году. Издается республиканская общественно-политическая газета «Илчи», выражающая интересы и чаяния народа.
Мы гордимся тем, что небольшой этнос вырастил 7 Героев Советского Союза, трех Героев Российской Федерации и трех Героев Социалистического Труда. Гордостью республики является Герой Советского Союза, летчик-космонавт Муса Манаров, осуществивший семь выходов в открытый космос.
Лакцы, занятые созидательным трудом, принимают активное участие в процессах, происходящих в постсоветском обществе, активно участвуют в социально-экономическом развитии Дагестана. Среди них ныне немало предпринимателей, банкиров, коммерсантов, руководителей больших и малых предприятий.
Зоя Рамазанова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, 2014 год
Лакская песня
Поёт Лариса Гаджиева на лакском языке
Поделиться
06 Авг 2018 г.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
мой отец Кардашов Ибрагим Магомедович уроженец села УБРА умер давно. может о нем что-то известно? Он был скульптор
05.06.2021 в 14:12