Краткий очерк даргинской литературы

0

Поделиться

25 Дек 2018 г.

На территории, где испокон веков проживают даргинцы, найдены каменные плиты с домусульманским письмом, но по имеющимся ныне данным, история литератур народов Дагестана, в том числе и даргинцев, начинается с Х-ХI вв. Средневековые дагестанские авторы создавали произведения разных жанров: панегирик и элегию, сатиру и публицистику, любовную и философскую лирику, дидактическое обращение, послание и назидание, эпистолу и научное и теологическое сочинение — для удовлетворения насущных жизненных потребностей. Арабоязычная средневековая литература, безусловно, отражала теологические воззрения авторов, но вместе с тем — и научные взгляды и общественно-политические идеи времени. Хотя средневековая литература имела арабоязычную оболочку, своими корнями она уходила в родную почву и способствовала интеллектуально-духовному развитию горцев. Среди творческих лиц, создававших свои произведения на арабском языке наряду с Мухаммедом Рафи (XIV в.), Шабаном из Обода, Мухаммедом Аваби из Акташа (XVII в.), Абубекиром из Аймаки, Дибир-Кади из Хунзаха (XVIII в.), Абдурахманом из Ка-кашуры, Даудом из Карабудахкента Мирза-Али из Ахтов (ХЛ/Ш-ХГХ вв.) были известны и Дамадан-Эффенди Мугинский (XVII в ), Гаджи-Дауд Усишинский, Магомед-Кади Акушинский (XVIII в ), Барка-Кади из Кавкамахи (умер в 1837 г.) и др.

Определить точную дату создания первых произведений на даргинском языке, как и на других языках народов Дагестана, пока еще не представляется

возможным. Можно предположить, что арабский алфавит был приспособлен для создания письменности на языках народов Дагестана еще в Х-ХI вв. Но так случилось, что пока в качестве первых памятников литературы ученые имеют в своем распоряжении лишь «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго» (начало XVII в.) и стихотворение неизвестного автора «Когда смертная болезнь поразит меня» (начало XVIII в.). Более ранних памятников не обнаружено, хотя переписчики на полях арабских книг писали даргинские слова еще в XIV в. Даргинское печатное слово появилось в конце XIX в. Видный ученый в области обычного права, этнографии, антропологии и фольклора народов Кавказа Башир Керимович Далгат в 1892 году в «Сборнике для описания местностей и племен Кавказа» (вып. XIV) опубликовал двенадцать цудахарских песен (фольклорных текстов), сопроводив оригиналы собственным подстрочным переводом.

В 1911 г. в Тбилиси был издан первый даргинский букварь «Даргилла алипуне ва лужизне жуз». В 1908 г. Омар из Мекеги составил букварь для обучения аджаму (письмо, основанное на арабской графике). В 1913 г. аджамским письмом была издана первая книга на даргинском языке — сборник религиозных стихов — турки известного поэта Абдулла-Гаджи из Урахи «Таргиб ас-саликин ила матIлаб рабб ал-гIаламин». В произведениях сборника разрабатывается тема средневековой литературы — зависимость человека от воли бога. Божественное предопределение судьбы, грех, рай, ад — понятия, которые превалируют в текстах турки. Но произведения широко образованного поэта благодаря богатому поэтическому языку и отработанной стихотворной форме оказывают эстетическое воздействие не только на верующих.

Произведения не менее популярного при жизни и после смерти народного поэта Омарла Батырая (1817-1902) были изданы только в 1928 г. Они имели устное хождение в народе, который любил его чудные песни. Без них наша жизнь и наша история были бы неполными, а духовный мир обедненным. В них правдиво отражен быт горца и вдохновенно передано его стремление к свободе. Неподражаемы его песни о горянке, о любви горца, о его мужестве и храбрости. Без оригинальных песен и поэм Батырая, заложивших основу национальной даргинской литературы, дальнейшее ее движение к высотам реализма — правдивому изображению человека и действительности — было бы невозможным.

Свой вклад в развитие литератур народов Дагестана во второй половине XIX в. внесли также творческие личности, чье мировосприятие базировалось не только на фольклорной эстетике. XIX век дал Дагестану кумыка Д.Шихалиева, лакца А.Омарова, аварца А.Чиркеевского, даргинца Г.-М.Амирова — просветителей, ратующих не только за просвещение своего народа, но и пропагандирующих жизнь и быт дагестанцев как имеющих общечеловеческую ценность. Очерк Г.-М.Амирова «Среди горцев Северного Кавказа», опубликованный в 1873 г. в «Сборнике сведений о кавказских горцах» (вып.7) привлекает не только этнографическими деталями, но и живым слогом.

Даргинская национальная литература XX в. наследует традиции родного фольклора и авторского творчества предшествующих периодов. Возникшая в XIX в., она в начале XX в. продолжает развиваться под влиянием и в русле крестьянских стихийно-демократических идей, в ней получает свое дальнейшее развитие религиозно-клерикальная литература, возникает поэзия отходников. В конце 1910-х годов в поэзии обнаруживается влияние социалистических идей.

Демократические традиции поэзии Батырая были продолжены его последователями, расцвет творчества которых приходится на начало XX в.

Мунги Ахмед (1843-1915), творивший в конце XIX-начале ХХ в., известен как певец-импровизатор, создавший свои произведения на основе народных лирических песен и песен-отходников. Изучение жизни народа у себя на родине и далеко за ее пределами дало возможность Мунги Ахмеду отразить в своем творчестве жизнь кубачинцев-ремесленников («Песня молодых кубачинцвв», «Мадам»). Мунги Ахмед поднялся до сатирического изображения власть имущих, духовенства, лентяев, пьяниц («В день смерти осла», «Эх, Викалай, Викалай», «Бутылка без дна»).

Другой известный певец-импровизатор, расцвет творчества которого также приходится на конец XIX-начало XX в., Сукур Курбан (1848-1922), импровизируя на основе фольклорных текстов, воспевал красоту женщины, показывая ее бесправное положение. В лиро-эпической песне «Проданная Меседу» («Маслиз рицай Меседу») создан образ горянки, впервые выступившей за свои человеческие права.

Социальную свободу и право выбора друга жизни отстаивает лирическая героиня певицы-поэтессы Хадижи Абдуллаевой (1897-1916). Традиции певцов-импровизаторов были продолжены в поэзии Сибир-Магомеда, Разила Каплана, творивших в основном в 20-30-е годы.

Даргинская письменная литература в начале XX в. создавалась и представителями духовенства, и демократически настроенной интеллигенцией, а также поэтами-выходцами из трудового народа.

Духовная поэзия Омар-кади из Мекеги, Гапиза-Гаджи из Губдена, Абдулла-Гаджи из Урахи, чьи сборники религиозных стихов — турки являются первыми книгами даргинских авторов, изданных типографским способом, ставила главной своей задачей подготовить верующего человека к потусторонней жизни. Рассматривая человека и его судьбу как реализацию божественной идеи, они звали своих современников отречься от земной и готовить себя к загробной жизни. В некоторых своих произведениях духовные поэты выступали как проповедники общечеловеческих нравственных ценностей.

В числе религиозных поэтов был и Зияутдин-кади (1877-1924), который сочинял не только религиозные турки. Зияутдин-кади стал одним из основоположников даргинской демократической письменной литературы. Высокообразованный интеллигент, он в своих стихотворениях («Письмо любимой», «Красавицы» и др.) создал образы лирических героев, для которых вопросы религии и любви, семейного быта и социального бытия, личности и общества стали насущными, жизненно важными.

У истоков демократической письменной литературы даргинцев стояли также Рабадан Нуров (1889-1942) и Азиз Иминагаев (1892-1944), которые начали создавать свои произведения в 10-е годы XX века. В стихотворениях «Умрем ли не испытав счастья» (1910), «Прекраснее твоего тела не видел я» (1912), «Тоска» (1914) и др. Р. Нуров, продолжая традиции фольклора и певцов-поэтов, создает образы прекрасных женщин, передает страдания влюбленных В изображении протеста женщины против своего бесправного положения поэт остается на уровне предшественников.

Изображение человека в историческом движении намечено только в стихотворениях «Два года»(1916) и «Три года» (1917), посвященных судьбе рабочего-отходника. Герой этих произведений, заключенный в тюрьму, оторван от природы и общества, поэтому, сознавая причину своего положения, он проклинает царскую власть.

А.Иминагаев с самого начала своего творческого пути выступил с сатирическими произведениями, обличающими невежественных, корыстолюбивых, алчных мулл и власть предержащих («Плутни-проделки мулл», 1910; «Ишки», 1911; «Судьи», 1914). В его творчестве, как и в стихах Р.Нурова, нашла отображение тяжелая судьба рабочего-отходника («Жизнь рабочего», 1911).

Переход даргинской литературы в новую эстетическую категорию, вызванную победой Октябрьской революции, гражданской войной и установлением советской власти в Дагестане, наиболее ярко обозначился в поэзии Р.Нурова и А.Иминагаева. В стихотворениях Р.Нурова «Проснитесь», «Подумайте о Дагестане», «Ая-кака» (1919-1920), А.Иминагаева «Сила Октября» и «Ой, аман, ой» (1920) создан образ лирического героя, ратующего за победу нового, отрицающего старое, борющегося против старого, пропагандирующего справедливые общественные отношения.

В даргинской литературе 20-30-х годов наблюдаются заметные успехи в расширении проблемно-тематического и жанрового диапазона. Советская власть осуществила меры по поднятию культуры ранее отсталых народов, создала условия для развития литературы и искусства. В 1921 году стала выходить первая даргинская газета «Дарган», на страницах которой печатались зарисовки, очерки. В ней с 20-х годов начал публиковать свои проблемные антирелигиозные статьи и художественные произведения Сайгид Абдуллаев (1903-1952), ставший основоположником даргинской национальной прозы.

На развитие даргинской литературы оказало влияние введение обязательного начального образования, создание сети общеобразовательных школ. Необходимость создания учебников стимулировала переводческую деятельность даргинских авторов, что обеспечивало более тесные контакты с русской и другими литературами народов страны.

В течение 20-30-х годов было создано много произведений агитационной, политической лирики и одических стихов как известными уже Р.Нуровым и А.Иминагаевым, так и вновь вошедшими в литературу молодыми авторами А.Муртазалиевым, Х.Ибрагимовым, К.Магомедовым (Санакан) и др. Однако идеологический диктат, в основе которого лежало положение о классовости культуры, о двух культурах в каждой национальной культуре, возымел свое действие: эстетические поиски художников слова не стали столь успешными, какими были идейно-тематические новации. Эстетика контрастов обусловила плакатность и однобокость образов некоторых даже сравнительно удачных произведений. Многие из них остались как факты заинтересованного отношения авторов к событиям того времени, отклик на злобу дня, на социальный заказ и не оказали сколько-нибудь заметного влияния на уровень эстетического развития литературы. Ряд стихотворений, в т.ч. агитационные, политические и сатирические, созданные в 20-30-е годы Р.Нуровым, А.Иминагаевым и С.Абдуллаевым, являются исключением. В политических стихах и поэме Торным крестьянам» (1934) Р.Нуров создал образ нового человека, посвятившего себя строительству социализма. А.Иминагаев и С.Абдуллаев в сатирических стихотворениях высмеивали пережитки людей в сознании и быту.

Изображение тяжелой жизни в дореволюционном прошлом в ее противопоставлении со светлым настоящим посвящены рассказы С.Абдуллаева «Жавад», «Жизнь Запировых». В его рассказах «Как учился Гази», «Лекарство для живота» и др. разоблачалось духовенство.

Творчество Р.Нурова, А.Иминагаева, С.Абдуллаева 20-30-х годов, развивавшееся в русле дагестанской и всей советской литературы, обеспечило даргинской литературе проблемно-тематическую и эстетическую близость с другими литературами народов Дагестана и ее вхождение в общесоюзную литературную общность.

В годы Великой Отечественной войны даргинскую литературу создавали А.Иминагаев, Б.Магомедов, АМуртазалиев, М.Мусаев, К.Магомедов и др. Значительным явлением в даргинской и всей дагестанской литературе этого периода стали поэма «Песня фронтовика» (1944), рассказы и повесть «За Родину» С.Абдуллаева. В повести «3а Родину» даргинский автор одним из первых в советской литературе описал тяжелый военный труд рядового солдата, воина-защитника Родины.

В сплочении литературных сил и развитии литературы послевоенного периода большая роль принадлежит альманаху «Дружба» (потом журнал «Литературный Дагестан», «Дерхаб», «Радуга») и журналу «Женщина Дагестана», которые стали выходить соответственно с 1952 г. и 1957 г.

Возросло количество изданных книг по сравнению с прошлыми периодами. Вышли сборники С.Абдуллаева, А.Абу-Бакара, Р.Рашидова, С.Рабаданова и др.

Послевоенный период (до 60-х годов) в даргинской литературе был ознаменован приходом в нее новых творческих сил. Р.Рашидов (1928), Абдуразак Муртазалиев (1932), С.Рабаданов (1932-1995), А.Абу-Бакар (1931 -1991), которые, как и С.Абдуллаев, А.Муртазалиев, К.Магомедов, М.Мусаев, А.Юсупов и другие, в своих стихах, поэмах, очерках и рассказах стали воспевать дружбу народов, одержавших победу над фашизмом, изображать социалистическую новь, трудовые и боевые подвиги советского народа, социальные преобразования в горном селе, изменение психологии горца, чьей родиной стала вся страна, а жизненной потребностью — самоотверженный труд на благо родного отечества. В поэме Р.Рашидова «Ая-кака» и повести М.Мусаева «Пробуждение» отражены события периода гражданской войны в Дагестане.

В 60-90-е годы даргинская литература достигла такого уровня, когда ее художественные поиски и обретения, в особенности в прозе, стали определяющими при характеристике всей дагестанской литературы. Открытие горского характера, общечеловеческого и национально особенного в нем сделали произведения А.Абу-Бакара и Р.Рашидова, Магомед-Расула (1936) и Амир Гази (1940), Хабиба Алиева (1940-1992) и Газим-Бега Багандова (1941 -1994), Магомеда Гамидова (1930), Сулеймана Рабаданова (1932-1995) и др. достоянием читателей всей страны. Благодаря их творческим успехам даргинская литература вышла на уровень эстетического взаимодействия с другими литературами народов бывшего СССР. Произведения названных и других авторов по своим проблемно-тематическим и жанрово-стилевым особенностям находятся в русле развития современной литературы страны.

В даргинской литературе 60-90-х годов приоритетное развитие получила проза. А.Абу-Бакар, Х.Алиев, Магомед-Расул, Ильяс Гасанов (1934), А.Гази, Ражабали Омаров (1913-1996), С.Рабаданов, У.Шапиева(1924), Газимагомед Юсупов (1941)в своих очерках, рассказах, повестях и романах путем постижения концептуальных направлений современного литературного процесса, преломления предшествующего опыта изображают человека в его многогранных связях с окружающей действительностью, раскрывают его богатый внутренний мир. Повестям и романам названных и других авторов присущи широта и глубина проблемно-тематического анализа и жанрово-стилевое многообразие. В современной даргинской литературе представлены почти все жанрово-стилевые течения (направления, потоки), свойственные и русской и другим литературам страны. В даргинской поэзии 60-90-х годов, которая создается Р.Рашидовым, А.Гази, Х.Алиевым, Г.-Б.Багандовым, М.Гамидовым, С.Рабадановым, Писки Махом (Магомед Абдуллаев, 1933) и другими талантливыми авторами, обнаруживается проблемно-тематическая и жанрово-стилевая близость с поэзией других народов Дагестана и всей страны. Эта близость однако не исключает самобытности и оригинальности политической, любовной, пейзажной, философской лирики, баллад и лиро-эпических и эпических поэм даргинских авторов. Эстетическая достоверность, художественная убедительность, достигаемая путем психологической мотивировки чувств, точностью лирической характеристики, внимательным отбором жизненных реалий, эффективным использованием изобразительно-выразительных средств, характерны для произведений и Р.Рашидова, и Х.Алиева, которые тяготеют к лирическому стилю, и А.Гази, манера письма которого отличается напряженностью, и С.Рабаданова, Г.-Б.Багандова, Писки Маха, Сарат Алиевой, в стиле которых определяющую роль играют фольклорные средства, и М.Гамидова, в поэзии которого обнаруживаются признаки условно-конструктивного стиля.

Зародившаяся в 20-30-е годы даргинская драматургия получила свое развитие лишь в 60-90-е годы. Открытие Даргинского театра (1961) стимулировало создание драматических произведений. Пьесы А.Абу-Бакара («Нур-Эддин — золотые руки», «Ищи и найдешь», «Охота из-под фар»), Р.Рашидова («Житель Соколиной горы»), С.Рабаданова («Родник и тополь», «Землетрясение», «Узел жизни», «Батырай»), Габиба Наврузова (1932-1985), («Конец неизбежен», «Отцовский меч», «Али-бег Багатырев» — в соавторстве с И.Байгишиевым и др.), Магомед-Расула (Тюльжанат», «Кто виноват?»), Х.Алиева («Нового времени сверстник», «Конец игры»), Р.Омарова («Горный цветок», «Где моя мать»), Г.Юсупова («Мы еще посмотрим») были поставлены на сцене даргинского и других театров.

60-90-е годы стали периодом бурного развития литературы для детей. Произведения Р.Рашидова, переведенные на языки народов России и изданные в Москве и Махачкале, познакомили читателя с любознательными и смекалистыми, озорными и бойкими детьми («Дети такие мне нравятся очень», «Охотник Муса», «Хороший день», «Умелец из Балхара», «Разбудить хочу эхо», «У каждого есть друг», «Соседи смеются», «Песня горского мальчика», «Я и тень моя»). Пьесы Р.Рашидова для детей «Житель Соколиной горы, «Однорогий тур», «Снежный барс», «Ворона и чабан» и др. были поставлены на сценах дагестанских театров.

Произведения для детей созданы А.Абу-Бакаром (рассказы, повесть «Дедушка Хабибулла из Долины садов», пьесы «Нур-Эддин — золотые руки», «Каменный мальчик» и др.), Магомед-Расулом (рассказы, повести «Чанкур», «Раненая ласточка», «Когда тебе 16» и др.), С.Рабадановым (стихи, поема «Путешествие букв»).

Развитию детской литературы в настоящее время способствует специальный журнал для детей «Соколенок», в котором печатаются прозаические, поэтические и драматические произведения названных выше авторов, а также Х.Алиева, И.Гасанова, Х.Курбанова, А.Гази и др. писателей.

До 60-х годов, если не считать отдельных статей Э. Капиева, С.Абдуллаева, Г.Османова, Р.Рашидова, не было работ, посвященных анализу даргинской литературы. Современные литературоведы Фатима Абакарова, Абдулла Вагидов, Загир Магомедов, Магомед-Расул и др. в своих отзывах, рецензиях, критических и проблемных статьях, эссе, творческих портретах и монографиях создали панораму развития родной литературы, словесного искусства даргинцев с древнейших времен до наших дней.

Автор: Абдулла Вагидов, профессор, журнал «Возрождение», № 4, 1999 г.

0

Поделиться

25 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: