Поделиться
22 Янв 2010 г.
К этому празднику все жители села — от мала до велика — готовятся с особой тщательностью. Подготовка начинается с наступлением января: подростки села заранее должны подготовить маски из самых разных материалов, в основном из шкур животных, особенно мелкого рогатого скота. За месяц до начала праздника участники — ответственные за праздник — занимают отдельное помещение и туда собирают все, что пригодно для изготовления масок. Сельские дети шьют маски для себя, причем каждый старается вложить душу и максимально продемонстрировать свою неуемную фантазию и творческие навыки.
Центральным персонажем праздника является сам «Квидили», голова которого похожа на крокодила и с телом лошади. Изготовление «Квидили» требует особого мастерства, и подростки, если сами не справляются с этим важным и ответственным делом, обращаются за помощью к односельчанам более старшего возраста. Таким мастером в сел.
Шаитли был Абдулкадар Азизов — ныне покойный, за его услуги сельские детишки должны были ему пилить дрова в определенном количестве. Причем «тимуровскую команду» организовывали сами дети, а тем, кто отказывался принимать участие в работе, грозило наказание от «Квидили» и «Боци» (Волка). Старожилы села, вспоминая праздник «Игби» в прошлом, отмечали, что ранее во время праздника основными персонажами были один «Боци» (Волк) и «Квидили» (вымышленный персонаж, не похожий ни на одно животное), а нынешний праздник отличается от прошлых по форме проведения и по количеству участвующих персонажей, число которых доходит до 20-30.
Праздник получил окраску современности, т.е. с каждым годом он совершенствуется не только по количеству участников, зрителей, гостей, но и приспосабливается к современной жизни.
На празднике поощряются наиболее отличившиеся односельчане во всех сферах жизни села, их публично награждают традиционными бубликами, испеченными в печке.
Наряду с этим подвергаются и критике, осмеянию тунеядцы, алкоголики и те, кто препятствует подготовке праздника. К таким наказание применяют с особой строгостью. С помощью «Боци» и других персонажей их приводят к «Квидили», а «Квидили» выносит приговор — окунуть в ледяную воду ноги провинившихся — в середине села протекает речка.
Все это повторяется в форме шутки, и все односельчане, да и гости относятся к исполнению приговора с пониманием.
Самобытный, колоритный сельский праздник проходит в два этапа. Первый начинается с предупреждения сельчан о необходимости подготовиться к празднику, т.е. каждое хозяйство должно испечь хлебные бублики к завтрашнему празднику. Процесс предупреждения начинается в субботу после обеда. В сопровождении сельских ребятишек 7-15 лет два «Боци» ходят по селу, а дети хором воспевают: «Игби» «къач1азе рода берохъ бих1о, лъехъ бих1о, х1отомос гедо биц1ан». Детишки поют о том, что окунут в воду гедо (национальная обувь) тех, кто не будет своевременно гото
вить бублики. Процессия заканчивает свое шествие под вечер. Второй основной этап празднества начинается с раннего утра воскресенья: с наступлением рассвета сельские ребятишки ходят по селу и собирают маленькие бублики в специально подготовленный ларец — суму. Каждый, соревнуясь, старается собрать как можно больше, чтобы похвастаться друг перед другом. Это веселое хождение и сбор должны закончиться к началу праздника, т.е. к 8 часам утра. К началу праздника сельчане, гости собираются на площадке в центре села — годекане, чтобы наблюдать за процессией, которая начинается со сбора «бубликов». Из разных концов села появляются первоначально несколько «Боци», на них маски волков, изготовленные в виде конусообразной формы из телячьих, коровьих, овечьих шкур мехом наружу, с прорезями для глаз, носа и рта. К острому концу маски могут подвязываться разноцветные короткие ленточки. Костюм волка, кроме маски, состоит из вывернутой мехом наружу, подпоясанный ремнями «шубы», традиционной вязаной обуви (гедоби) и перчаток. Их сопровождают сельские детишки традиционным распеванием песни, текст которой приведен выше. Они собирают бублики от каждого хозяйства и собранные бублики нанизывают на длинный шест. К концу сбора вес нанизанных бубликов доходит 120-150 кг, поэтому волков для перетаскивания шестов с бубликами выбирают из числа крепких мужчин, а в последнее время их выбирают и из числа гостей. После завершения сбора бубликов праздничная процессия останавливается на годекане, и вот теперь начинается основной, кульминационный момент праздника. «Волки», установив шест с бубликами в удобном месте, начинают праздник. Все персонажи в масках, которые были подготовлены ребятами заранее, появляются с разных сторон села, привлекая внимание собравшихся. Маски бывают самыми разными — это не только волки, но и лешие во мху, сосновых шишках, а также врачи, работники милиции, спекулянты-предприниматели — подростки изображают вымышленных героев, вкладывая в эти образы все эмоции и мастерство.
Основным героем праздника является «Квидили». Его появления ждут волки, другие персонажи и жители села вместе с гостями праздника.
«Квидили» поднимается на специально построенную трибуну из снега и льда и, вещая оттуда, желает сельчанам хорошей погоды и хорошего урожая в новом году. При проведении сельского праздника, как правило, организуется ответственный оргкомитет, который заранее заручается финансовой поддержкой администрации района. Благодаря такой подготовительной работе в празднике принимают участие работники культуры района со своей обширной программой.
Те, кто побывал на сельском празднике впервые, обязательно захотят вернуться и в последующий раз — такое неизгладимое впечатление оставляет самобытный, яркий и колоритный шаитлинский праздник «Игби».
Поделиться
22 Янв 2010 г.
Комментарии к статье