Свадебные и похоронные обряды по рассказам старожилов

1

Поделиться

12 Фев 2013 г.

Свадьбы

В большинстве случаях, когда рождались дети или когда они были еще маленькими, родители договаривались между собой, заключали вроде сделки о будущей невесте и женихе. Эти договоры и соблюдались за редким исключением. Эти договоры могли нарушить только крупные ссоры, при которых были бы нанесены тяжкие оскорбления при джамаате или раны при драке. Сватов посылали немного, одежду (наряды) для невесты покупали мало : 2-3 платья, шаль, платок, бусы, кольцо, серьги, чувяки, передник, браслеты, серебряный пояс, нагрудные подвески (къазяхал), головной убор(дунча), подчеркнутые изделия из серебра покупали состоятельные семьи. Накануне свадьбы подруги (почти все девушки села) собирались у невесты, которая не показывалась людям.

В этот вечер парень и девушка (родственники жениха) обходили все дома сельчан, приглашая их на свадьбу. Особо оповещали тех, кто завтра должен идти за невестой. Такая же пара (иногда только девушки без парня ) со стороны невесты тоже приглашала сельчан принять участие на свадьбе. Накануне свадьбы один из родственников жениха обходит близлежащие села и приглашал на свадьбу желающих, а родственники или кунаки – обязательном порядке.

В день свадьбы с утра у жениха и невесты родственники режут корову, быка или баранов (по своим возможностям) и готовят угощения для приглашенных. Примерно через 2-3 часа после восхода солнца один из родителей невесты отправляет девочку или мальчика к родителям жениха сообщить им, что можно прислать людей (иногда указывали количество) за невестой.

Родители жениха посыльному давали подарок (рубашку, платье, брюки, платок, деньги –что-либо одно из этого).

К полудню, покушав у жениха, его родственники, друзья (кого оповестили накануне) шли за невестой, беря с собой наряды невесты. Как бы оповещая родственников невесты о том, что они вышли и идут за невестой, стреляли в воздух. С песнями, танцами и с возгласами в поддержку поющих или танцующих по пути, шли за невестой. Родители невесты встречали их и приглашали за стол.

Покушав, они шли к комнате или дому, где находилась невеста. Подруги невесты, каждому кто пришел (кого послали за невестой) дарили чантал – навязанные на нитки, вроде гирляндой, бусы, подушечки, нитки – все разноцветное: это знак того, что этот человек был послан за невестой.

После получения этих подарков они уходили. После полудневного намаза родители невесты приглашают всех (в основном людей старшего поколения) односельчан кушать. Подавали им суп с толокном и каждому в руки кусок мяса, размеры которого зависели от материального состояния родителей невесты.

К заходу солнца опять возвращались посланцы за невестой. К этому времени родственники невесты собирали своих родственников, приглашенных еще накануне (в основном молодежь), которые должны сопровождать невесту в дом жениха. За 1,5-2 часа до захода солнца сельский мулла с двумя свидетелями (по приглашению жениха) и отцы или уполномоченные от лица жениха и невесты собираются в доме соседа или в другом месте для заключения брака – магьар. Родственники жениха приносили для этих лиц кушанье.

Посланцы за невестой и сопровождающие невесту кушают вместе или сначала посланцы, а потом сопровождающие и выходят, в это время (когда они кушают) заранее назначенные на эту должность две родственницы (одна отцовской, другая по материнской линии) наряжают невесту.

Посланцы, стоя у дверей стараются успокоить выход невесты из дому. При выходе из дома невесты (при переходе через порог) обязательно стреляли. Как бы оповещая жениха и его родных о том, что невеста вышла из дому и уже на пути.

Родственники невесты назначают старшего (его слово должно быть законом для остальных) которому вручается бахIаралъул хIура» – на острую палку втыкают лепешку, сверху мясо – грудинку барана, на острие яблоко, а на поперечной планке – яблоки, груши или сладости.

Почти половину пути, посланные за невестой шли впереди, а невеста с сопровождающими шли позади. На полпути вперед выходили сопровождающие с невестой. И на всем протяжении пути к дому жениха этот кортеж двигается медленно с песнями, танцами, шутками. На пути продвижения кортеж в одном (обязательно) или в двух местах дорогу перекрывали жердями, балками. Без подарка перекрывающим дорогу кортеж не пропускали. Дарили специально заранее заготовленное в доме жениха лепешку, сыр, мясо.

К приходу невесты в доме жениха шла подготовка к встрече сопровождающих с невестой. Жених с заранее назначенными двумя друзьями (один по материнской, другой по отцовской линии) ждали невесту и сопровождающих. На женихе рубашка, брюки-галифе, пояс с серебряными насадками, кинжал с серебряными насечками, черкеска с газырями, хромовые сапоги, Бухара тIагъур – головной убор, схожий с генеральской папахой и бурка. Указанную одежду старались приобрести все, но могли иметь только состоятельные женихи.

У ворот жениха старший у сопровождающих передает БахIаралъул хIура» одному из старших со стороны жениха. У входа в дом невесту встречали родители жениха. Сыпали на ее голову сладости, высказывая пожелания, чтобы она приносила в этот дом только счастье, много детей (сыновей), чтобы она была послушной, мастерицей по всему и т.д и опять стреляли в вверх.

При выходе из своего дома и при входе в дом жениха невеста сопротивляется, делая вид, что она без желания покидает родительский дом и без желания входит в дом жениха. Как только невеста и сопровождающие входят в дом, посланные за невестой, не входя в дом, уходят. Входят только те, кто будет обслуживать сопровождающих невесту. В доме жених и его друзья стоя встречают невесту и сопровождающих. Для жениха, его друзей, стоящих по бокам музыкантам, невесте с ее подругами (напротив жениха) готовят мягкие сиденья.

Сопровождающие, (мужчины) войдя в комнату жениха, исполняли мужской танец. После того как станцуют все желающие по 3 раза, музыку останавливали и подают им кушанье. В первую очередь подносы с хлебом, сыром, мясом ставят перед женихом и невестой. Жених с друзьями и невеста с подругами сразу не садились, вели между собой как бы спор на выдержку – кто дольше простоит, ту тройку считали терпеливой, с выдержкой. Они садились только после уговора родственников или старшего, назначаемого родителями до конца свадьбы.

Покушав в доме жениха, все выходили, совершив вечернюю молитву, опять собирались в доме или у дома жениха и организованно, с музыкантами впереди, шли к месту заранее подготовленному для танцев. А так же место готовили на близлежащей крыше (крыши были плоские, засыпанные землей и хорошо утоптанные) или на молотильной площадке, поставив балки, бревна по краям для сиденья. Здесь тоже, как и дома, готовили мягкие места для жениха с друзьями, невесты с подругами, музыкантам. Веселье начиналось мужским танцем, принимали участие все желающие. После третьего раза индивидуальных танцев мужчины исполняли парный танец, после чего по очереди эти мужчины приглашали на танец девушек. Во время этих танцев родственники жениха приглашали на ужин посланных за невестой, приглашенных из других сел, гостей. Танцы продолжались 3-5 часа с перерывами для певцов. Исполнялись танцы и других народов, увиденных и перенятых в основном в Закатальском районе, где было много представителей из других районов нашей республики и Азербайджана.

После этих танцев невесту с сопровождающими приглашали опять в дом жениха кушать и их сопровождали жених с друзьями и музыканты. Без прежних церемоний садились на свои места.

Подносы с кушаньем подавали, как и раньше сначала невесте и жениху (одновременно) а потом остальным. Как и первый раз, они делают друг другу подарки сопровождая все это шутками. Покушав, все выходили. На место для танцев возвращались музыканты и сопровождающие. Невесту уводили в дом, где новобрачные должны были провести первую ночь. Совершив ночную молитву, невеста с подругами ждала прихода жениха и его друзей и через некоторое время шли в дом. По приходу жениха, подруги невесты уходили, оставив их. Друзья жениха должны были охранять покой новобрачных.

Приблизительно через час, или немного раньше, один из друзей выстрелом сообщал, что невеста оказалась честной. В противном случае выстрела не бывало, и ее на следующий день выпровождали в дом родителей. Правда, таких случаев мои опрошенные не помнят, но только слышали от старших. После этого родственники жениха приносили для новобрачных специально заготовленное кушанье, которое невеста должна была подавать жениху, его друзьям и одному или двум родственникам жениха. Покушав и попив чаю, друзья родственники жениха оставляли новобрачных в покое. Рано утром друзья, которые в большинстве случаях бодрствовали до утра, будили молодоженов и заставляли наводить порядок в доме.

Утром родители жениха с родственниками и соседями готовили утренник : блины, мясные чуреки, (курзе) плов или другое кушанье, которыми угощали всех, кто приходил приветствовать новобрачных или родителей жениха. Родители угощали стариков, больных и своих родственников, которые не могли приходить к ним. Рано утром к новобрачным приходили и ее подруги, чтобы к приходу людей нарядить ее.

После восхода солнца с музыкантами жених с невестой со своими друзьями и подругами выходили к месту танцев. Через 1,5-2 часа, когда соберутся все участники торжества, родители жениха приглашали на завтрак сопровождающих невесту. Их сопровождали новобрачные с музыкантами. После них приглашали посланных за невестой, приглашенных из других сел гостей. Танцы как и в предыдущий вечер, с перерывами для песен, продолжались до обеда. На обеденный перерыв для совершения полудневного намаза, уходили все. Примерно 1,5-2 часа опять все собирались на месте танцев. Родители жениха сразу после полудневного намаза, приглашали на обед всех сельчан (обычно приходили те, кто не принимал участие в этих торжествах – старшее поколение).

После обеда один из родственников (обычно отец или старший из тухума) приподнимает платок, которой была укрыта невеста (голова невесты), потом начинались танцы. Сначала танцуют друзья жениха с подругами невесты, а потом жених с невестой. Их танцы сопровождались выстрелами в воздух и возгласами. После этого начиналась процедура дарения подарков невесте. Невеста в это время сидела, подарки принимали ее подруги. После завершения танцев руководитель сопровождающих невесту сам с помощниками или другой родственник невесты делал опись подарков, подсчитывал сумму денег и ставил в известность подруг невесты о полученных подарках и о сумме денег или давал им опись подарков. Деньги и подарки – это уже забота подруг невесты. По завершении все опять шли кушать в дом жениха. Все родственники жениха, последние за невестой жених с друзьями и музыканты, (как только покушают) выходили провожать сопровождавших невесту. Отходя метров на 50-60 от дома жениха выстраивались в ряд, а сопровождающие невесту (мужчины) прощались с каждым за руку.

Оставив невесту с родственниками жениха, поблагодарив за оконченное гостеприимство родителей жениха и всех, вышедших их провожать, сопровождающие с такой же БахIаралъул хIура, но подготовленное уже родственниками жениха возвращались к родителям невесты. Покушав здесь и сообщив родителям невесты как их приняли в доме жениха и о нарушениях со стороны сопровождающих, старший вместе со своими товарищами уходили. Подруги невесты с собой приносили в дом родителей невесты все полученные подарки и деньги.

На этом все заканчивалось. Через сутки жених с невестой в сопровождении двух мужчин и двух женщин с кушаньями шли в дом родителей невесты, которые тоже готовили хороший ужин для них. Подарки невесты, которые были у ее родителей, она могла забрать с собой на следующий день, она тоже из своих подарков дарила что либо родственницам жениха (уже мужа).

Многое из указанного сохранилось и поныне.

Похороны

Когда в селе кто-либо умирал (взрослый или ребенок) родственники, родители оповещали жителей села, которые (совершеннолетние) собирались вместе и шли к родственникам покойного (сначала мужчины, а потом женщины), чтобы выразить соболезнование. Если человек умирал ночью, то шли выражать соболезнование рано утром. Родственники приглашали муллу для омовения покойника, ему помогал кто-либо из родственников. Молодежь села, сразу после выражения соболезнования, шла на кладбище рыть могилу в указанном родственниками месте . Глашатай или гIадил села призывал женщин села, чтобы они вышли таскать камни для могилы – лахI ду, которые заготавливали заранее или заготавливают мужчины в этот день. Те, кто роет могилу, получают прут с размерами покойника, чтобы могила соответствовала размеру покойника.

После приготовления савана покойника переносили в мечеть, где совершали коллективную молитву – жаназадул как. При получении сообщения о том, что могила готова, покойника выносили и перед мечетью прощались с ним. К собравшимся обращался мулла с проповедью и просьбой простить покойника за различные грехи, совершенные им вольно или невольно в отношении отдельных лиц или джамаата. Потом всем джамаатом давали зикру – Салават. Оставив женщин, мужчины с покойным, которого носили по очереди, шли на кладбище, распевая по дороге «Лаилагь-Иллалагь». Впереди шли старшие.

Мулла и его помощники опускали в могилу покойника. Подкладывали под голову покойника камень, а если могила – лахI ду широка, то камень подсовывали и за спину. Покойника клали на правый бок, лицом к Кибле. После прикрытия покойного большими плоскими каменными плитами, оставшуюся часть засыпали землей. В это время на 4-х углах могилы читали, назначаемые муллой или старшими родственниками, различные суры: «Алиф-Лам», «Ясин», «Табарака», «ГIамма». На кладбище родственники покойного приносили полное корыто толокна, засыпав сверху сыром или курдюком барана, которого хранили специально для такого случая. Эту садака раздавали всем, кто был на кладбище – детям и взрослым. Во время раздачи садака, мулла читал талкин, поливая могилу из кувшина. После раздачи садака делали дуа, по завершении которого все дети уходили, а взрослые, окружив могилу покойного, делали небольшое зикру в дар покойнику и его родственникам. У изголовья могилы делали специальное место для чтения Корана дибиром (имам) села или другим, назначенным родственниками покойного, лицом или один из родственником. Коран (один или несколько в зависимости от завещания покойного) читали 40 дней.

Сорок дней мужчины села ходили на кладбище утром и подвечер. В первые 3 дня у могилы покойного делали зикру и в эти дни все кто был на кладбище, приходили в дом покойного утром и под вечер (после посещения кладбища), для чтения Къулгьу. В первые 3 вечера в мечети собирались все мужчины и женщины села на зикру. Обычно на 3 день делали большую зикру (по завещанию покойного), на которую приходили поименно приглашенные. На 5 день после смерти покойного родители раздавали садака всем мужчинам, которые посещали могилу покойного – кIикъолъи. Давали по одному чуреку и кусок варенного мяса. На могиле у изголовья покойника, ставили каменную плиту (стелу) с арабской надписью. На этом все завершалось. Все это сохранилось и сейчас. Но имеются и новшества, которые возникли в последние годы (с 60-х годов). Это в первую очередь пятничные вечера – рузман сардал.

В каждый пятничный вечер в доме покойника собираются не только родственники покойного, но и друзья, товарищи, кунаки покойного, их родственники из других сел. Родственники покойного должны приготовить им ужин. Собравшиеся слушают чтения суры «АльхIам» после чего дают зикру за упокой души покойного. Если человек умирает вечером, после омовления покойника и зашития савана, в доме покойного собираются родственники, старшее поколение сельчан для чтения Корана. Собиравшиеся за вечер читают полностью Коран, распределив его по жузхам или сурам. Если есть возможность собираются в мечети и там читают Коран. На сороковой день – кIикъолъи (а теперь к концу месяца опять делают саадаку, которая раздается всем пришедшим на кладбищу) приходят все мужчины, женщины, дети села, родственники и кунаки из других сел. Режут быка или корову или 4-5 баранов, пекут хлеб, достаточного для того, чтобы каждый присутствующий получил часть чурека или буханки и кусок мяса. На кладбище садака приносят и остальные жители (каждое хозяйство). Приносят хлеб сыр, конфеты, сахар (кусковой ), печенья, пряники и т.д. После раздачи всего этого и завершают сорок дней – кIикъолъи.


Автор: Шахбанов Малламагомед Малламагомедович
1

Поделиться

12 Фев 2013 г.

Комментарии к статье

  • Shama Shamov

    Хорошо хоть автора отметили

    14.08.2019 в 00:22

  • Войти с помощью: 
    Чтобы ответить, вам необходимо

    Похожие статьи

    Авторизация
    *
    *
    Войти с помощью: 
    Регистрация
    *
    *
    *
    Пароль не введен
    *
    Войти с помощью: 
    Генерация пароля