Поделиться
01 Янв 1970 г.
Жизнь и быт наших предков мы стали чувствовать с самого начала поисковой работы. Их судьбу, их жизнь, быт и тяжелое страдание, выпавшие на их долю. Немного расскажем о нашем ауле Тадиял. Он находился высоко в горах, где отсутствует множество условий. Из рассказов моего дедушки я узнал, о возникновении аула, жизнедеятельности жителей, об обычаях, традициях, культуре, уважительном и бережном отношении к природе, о замечательных людях, которые составляли историю аула. Мы так же знаем из рассказов, что дома в Тадияле были расположены плотно друг к другу, один над другим. Строили так потому, что всегда не хватало места для свободного строительства, также строили так с той целью, чтобы сохранить драгоценное тепло соседа. Даже для того, чтобы выращивать ячмень, нужно было раскалывать скалы, очистить участок от многочисленного количества камней. Еще большего труда требовалось для возведения террас с целью расширения угодных участков земли. Также тадияльцы занимались скотоводством.
По рассказам старожилов скотоводством было сравнительно легче заниматься и считалось обязательным делом. Ведь очень близко к аулу прилегали большие территории и пастбищ. Богатые сочной травой альпийские луга, были на руку тадияльцам. Большая часть доходов жителей аула имели от продажи мяса, масла, сыра, жира, сала и кожи. Овец держали выше, в горах до наступления зимы. Каждая семья могла запасаться мясом, шерстью. А длинные зимние вечера женщины проводили за ткацкими станками: они ткали ковры, паласы, вязали шерстяные чулки, платки и.др. О наших прабабушках до сих пор идёт легенда, о том, как они находили время и возможность для вязания множества шерстяных чулок и отправлять их на фронт. А адресовали посылку “Солдату Советской Армии”. Хотя и не знали, где служат их родные. А также шерстяные изделия продавали в нижерасположенных районах и селениях горного Дагестана. Мясо продавалось в основном в Азербайджане и Грузии. По рассказам мы узнали, что это было очень трудным и опасным делом.
Ведь в те времена в лесах прятались разбойники. С годами в Азербайджане и Грузии появились близкие и знакомые, некоторые остались жить там. Оставшись на чужбине, они звали жить к себе своих родственников и односельчан. Таким образом, немало Тадияльцев живут в Белоканском районе Кабахчол. С появлением своих людей в Азербайджане Тадияльцам стало легче продавать скотину, изделия из шерсти и покупать все необходимое в хозяйстве. Хотя мы, сравнивая, говорим скотоводство легче земледелия, но всё же это был основным и очень трудным делом, где отсутствовала самая элементарная техника. Многие жители боялись долгой зимы, где в течении 2-3 месяцев падал обильный снег. Всякая связь с соседскими сёлами была прервана до весны, и поэтому каждый летний день был дорог для них. Готовились всей семьёй. Это заготовка дров, толокна, мясо, и, конечно же, сена. Боязнь заключалась в том, что запасы сена могли закончиться. И всегда интересовались у своих близких об остатке запасов зимы. Молодое поколение становилось всё больше и больше, но выдерживать капризы природы и жить на скотоводстве и земледелии им не хотелось. Террасы, которые были созданы трудом, начали разрушаться. Не желая выращивать ячмень, их оставляли под сенокос. Те, которые желали заниматься земледелием, делали всё, чтобы удержать террасы от разрушения. Но суровый климат оказывался всегда сильнее. Сильные проливные дожди, обильные снегопады оползни и лавины разрушали дело рук трудолюбивых Тадияльцев. Все это сказывалось на молодого поколения, которое всегда считала земледелие делом трудной и неприбыльной. И в 60-е годы часто начали говорить и готовятся к возможностям переселения, но старшему поколению подобные разговоры не нравились. Ведь их девиз всегда был : «Жить и умереть на Родной земле» Покинувших родные места, считали изменником традиций и адатов предков. Вначале 70-х г. по этому поводу государство представила всем возможность переселения из высокогорных аулов на равнины: Это было на руку тем, кто давно задумался о переселении. Однако, этого не случилось, хотя была предложена местность рядом с Махачкалой, где сейчас расположился Ленинкент. На главном годекане собрались все жители аула. И все смотрели, спустив головы, молчасидящих раздумье старейшин села. Спокойным движением, медленно поднимаясь, дедушка Омардада, со слезами на глазах сказал: «О джамаат, если бы наши предки видели, о чем мы сейчас говорим, они стали бы беспокоиться в могилах. Давно уже заметна, что наша жизнь в ауле потеряла свой рассвет. Нарушаются адаты, обычай. Большая часть молодежи уже предъявляют свое нежелание оставаться в ауле, но, поэтому поводу есть такое предложение. Купить трактор и построить автомобильную дорогу» Предложение Омардады приняли с радостью на душе, и в этот же день начали, сборы с жителей. Через месяц новый трактор-бульдозер стоял в соседнем нижнем ауле. Село было в ожидании весны, что бы начать строительство дороги. Трудолюбие Тадияльцы доказали еще раз то, что они ни перед чем не остановятся. Отдавая порою и последнее, они завершили работу до начала зимы. И трактор поднявшийся, в аул прорезавший дорогу через скалы, был накрыт многочисленными коврами и паласами, накинутыми жителями, от большой радости. К сожалению, трактор стоял на том месте еще лет 10-15, без движения. Причиной тому явилось, стремительное переселение молодых семей на равнину. Мы хорошо знаем, горные дороги не живут дольше без присмотра, особенно если они построены без специальной техники и без помощи государства. И от трактора, купленного за последние гроши односельчан, ничего осталось. Один за другим старожилы смирились с судьбой и со скорбью уходили, оставляя аул и результаты труда многих лет. В 2007 году, переселился последний житель аула — Юсупов Магомед. Поводом тому послужило, набеги волков.
Однажды, сидя возле окна, он увидел сына, вместе с волками, от увиденного он с места сдвинуться не смог. И до сих пор, дедушка Магомед заикается. Спасли ребенка истеричные крики матери подходившая к дому с водой. И на следующий день дедушка Магомед решил нужно собираться на дальнюю дорогу…
Спускаясь вниз, с детства знакомой тропе, ведущей в нижний аул и далее в районный центр. Он часто останавливался, оглядываясь на совершенно безлюдный аул, где, когда то был полон жизнью, по уголкам бегала детвора. И он думал: «Что же я скажу путнику при встрече, мне должно быть стыдно сказать, что мне не нравиться жить на родной земле. Как же могли забыть мои односельчане огромные кладбища, дома, построенные руками отцов и дедов. И оставить все это без присмотра» А тем временем над аулом кружились голуби, как всегда в ожидании прикорма, но они еще долго не узнают, что аул брошен на произвол судьбе.
В 2007 году, когда переселился дедушка Юсупов Магомед, в Ибрагимотар, как последний житель с Тадияла, встретили его всем селом: плакали женщины, радовались близкие, а его друзья успокаивали дедушку, который так был привязан к высокогорью. Такова была история исчезновения одного населенного пункта высоко, в горах Дагестана и возникновение нового села – Ибрагимотар. В настоящее время в нашем селе живут те же люди с теми же традициями, переселившиеся вместе с ними. Конечно, родители наши не забыли родные места, родные горы. И каждое лето большая группа моих родственников выезжает из Ибрагимотара с целью побывать на природе, насладиться чистым, свежим воздухом, и, конечно же, собирать редкие лекарственные растения, чем лечились сотни лет наши предки.
Поделиться
01 Янв 1970 г.
Комментарии к статье