Счастье семьи Аскеровых

0

Поделиться

14 Янв 2012 г.

Cемья Садитдина и Султанат Аскеровых из аула Цуртыль Табасаранского района вырастила десятерых детей. Но не в одной многодетности необыкновенность этой семьи. Уникальность ее состоит в том, что четверо детей стали кандидатами наук в различных областях и почти все остальные имеют высшее образование.

Однако, прежде чем говорить о плодах, несколько слов следовало бы сказать о корнях и дереве, на котором они выросли.

Семья Аскеровых – из богатого традициями и известного тухума Утил, уходящего корнями глубоко в историю. Отец Садитдина – Сулейман, с раннего детства посвятил себя познанию исламской науки. Учился он у видных религиозных деятелей того периода – Ханмагомеда Аккинского, Магомеда Курягского. Впоследствии он сам стал одним из видных арабистов в Южном Дагестане наряду с Наврузбегом Халагским, Гасамутдином Юсуфовым из с. Гурик. Накопленный багаж знаний всю жизнь пополнял Сулейман благодаря общению с лучшими представителями ислама в этом регионе. Все это передавалось потом детям, внукам и другим жителям района.

Как одного из грамотных и образованных людей района в 20-30 гг. Сулеймана Аскерова назначили секретарем только сформировавшегося сельского совета районного центра (с. Хучни), где он проработал более 30-ти лет. Работая на этой должности, он завоевал огромное уважение и авторитет в районе. Люди и сегодня вспоминают о Сулеймане как о весьма благородном и почтенном человеке.

На долю Сулеймана выпала тяжелая ноша воспитания не только своих пятерых детей, но и четверых детей своего брата Абаса, безвременно ушедшего из жизни в молодости: всем девятерым помог обзавестись семьями и дал возможность получить кому высшее образование, кому среднеспециальное (в 50-60 гг.). Его дети – Садитдин, Багаутдин, Тажутдин, Абас, Зулейхат, дети брата – Эскер, Гамзат Зияутдин, Исамутдин – работали на различных ответственных должностях в районе.

Жизненные принципы и ориентиры Сулеймана (1898-1976) передались его большой семье. Стержень этих принципов Сулеймана – следование нравственно-этическим нормам, определенным в Коране. Главное в жизни человека, считал он, – вера в Аллаха, и как следствие, приверженность нормам морали, добра, справедливости. Второй важнейший принцип – стремление к знаниям. Только познание законов функционирования природы и общества, изложенные в самом общем виде в Коране, позволяет человеку осмысленно прожить отведенный ему срок жизни, – считал Сулейман.

Садитдин, как старший сын, твердо усвоил все уроки и заветы своего отца. Более того, он со своей семьей оставался под одной крышей с отцом до тех пор, пока каждый из братьев (родных и двоюродных) не обзавелся собственной семьей и не нашел свое место в жизни, оказывая при этом им всевозможную поддержку. Только после определения каждого из братьев и сестры, он построил дом в родном селе и обособился со своей семьей.

Тем временем у Садитдина и Султанат у самих уже было 10 детей. В 1972 году Султанат было присвоено звание «Мать-героиня». Им предстояло решить сложную задачу по жизненному определению детей.

Ведь горские традиции требуют высокой ответственности родителей перед детьми и детей перед родителями. Легкомыслие, либеральность, равнодушие не прописаны в сводах законов гор. Перед Садитдином и Сулатанат стояли нелегкие проблемы. Решать эти проблемы помогала твердая жизненная позиция: вера и знания. Следование вере, унаследованное ими буквально генетически, придавало энергии и освещало жизненный путь.

Следуя примеру своего отца, Садитдин с ранних лет научил детей арабскому языку, грамоте и исламу параллельно со светской школой. Его гибкая мысль и глубокие знания в исламе помогали объяснять или преодолевать возникающие на поверхности противоречия между требованиями шариата и светской школы.

С 1948 года Садитдин Сулейманович Аскеров начал работать учителем в родной школе, где он проявил способности педагога высочайшего класса. За годы работы его неоднократно награждали, поощряли: сегодня в его архиве – самые различные грамоты, которыми его награждали министерства и ведомства республиканского и союзного значения. Мать-героиня Султанат Аскерова посвятила свою жизнь воспитанию детей. Занималась она, как и всякая табасаранка, ковроткачеством.

Почти все ковры, сотканные руками Султанат Нурмагомедовны, вывозились на экспорт. Это были ковры высокой плотности, уникальные по своему орнаменту, творческие по содержанию. Табасаран, табасаранка и табасаранский ковер! Это нечто целое и единое: табасаранка дышит красотой окружающей ее табасаранской природы и отражает ее на ковре. Ведь подавляющее большинство ковров — это произведения искусства, народного художественного творчества, впитывающего в себя народный дух, традиции, образы и представления. В каждый ковер вкладывается душа мастера.

В Табасаране по сей день сохраняется традиция, в соответствии с которой родители дарят молодой семье (ко дню свадьбы) ковер и палас («гьалав») собственного изготовления. Султанат следовала этой традиции десять раз – по отношению к каждому ребенку.

Самые старшие дочери – Айшат и Умият, прекрасно окончили школу. Однако горянкам в то время не так легко было продолжать учебу в вузе. Выйдя замуж, Айшат и Умият, дали своим детям высшее образование.

Низами Аскеров

Седретдин, после окончания школы поступил в Дагестанский медицинский институт и получил диплом врача. Шарафутдин и Эфлетдин в разные годы поступили в Мичуринский плодоовощной институт и получили сельскохозяйственные профессии. Алаутдин, Гюлишан и Мильянат в разные годы поступали и заканчивали Дагестанский педагогический институт по специальностям «математика», «биология», «индустриальная технология». Низами закончил экономический факультет Ростовского государственного университета, а Руслан – биологический факультет Дагестанского госуниверситета.

Но этот уровень постижения знаний оказался недостаточным для детей Аскеровых. В 1995 году первым о защите кандидатской диссертации известил родителей Эфлетдин из Новочеркасска, где он при НИИ виноградарства обучался в аспирантуре. В 1996 году в мае месяце с разницей в четыре дня защитили диссертации Низами и Шарафутдин. Первый при Ростовском государственном университете по специальности «Политическая экономия», второй – при Вологодском НИИ СХ по сельскохозяйственной специальности. Еще через некоторое время при Даггоспедуниверситете защитился Алаутдин по специальности «Методика преподавания математики».

Сегодня у детей Аскеровых свои семейные гнезда. Они растят детей и работают. Работают в различных угоклах страны, но в основном – в системе образования. Седретдин работает в качестве анестезиолога-реаниматолога в Дербентской центральной райбольнице, Шарафутдин – доцент Мичуринского аграрного университета, Алаутдин – заместитель декана матфака ДГПУ, Гюлишан – директор школы в Ростовской области, где она живет со своей семьей, Эфлетдин — доцент биологического факультета Дербентского филиала ДГУ, Низами – заместитель декана финансово-экономического факультетат ДГУ, Руслан – завуч средней школы в родном ауле, Мильянат – учительница той же школы.

Дети и внуки Аскеровых стараются следовать заветам своих предков, хотя в современном мире нелегко выбирать правильные ориентиры жизни. Помогает то, что эти ориентиры идут из глубины веков и передаются от поколения к поколению.

, раздел: Личности

Автор: Мариям Гаджиева, доцент кафедры общественных дисциплин ДГМА, кандидат исторических наук / Источник: журнал "Возрождение", №8
0

Поделиться

14 Янв 2012 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Семья Гаджиевых: их так много…

    Перед отъездом нас, гостей — журналистов из своего родного очага, активный участник Великой Отечественной войны, отец двенадцати дочерей и...

    Янв 2010 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля