Высокое призвание Гаджи Ханмагомедова

0

Поделиться

13 Янв 2002 г.

Гаджи Дадашевич Ханмагомедов родился 15 июля 1918 г. в с. Тинит Южнотабасаранского участка Кюринского округа Дагестанской области (ныне с. Тинит Табасаранского района Республики Дагестан) в семье Дадаша и Блазанум Ханмагомедовых.

Отец Гаджи Ханмагомедова Дадаш был энергичным и предприимчивым человеком. Имея в родном селении магазин, ему часто приходилось выезжать в различные города России. В одно время он имел торговый дом даже в Санкт-Петербурге.

Первые десять лет своей жизни Гаджи провел в родном селении Тинит; окруженном садами и лесом. И первые уроки музыки он получил здесь же, можно представить, как этот ребенок с абсолютным музыкальным слухом, просыпался по утрам, разбуженный великолепной и неповторимой симфонией в «исполнении» многочисленных певчих птиц, доносившейся из сада и близлежащего леса. Наверное, именно в эти годы зародилась великая страсть к музыке, к прекрасному. Когда Гаджи Ханмагомедову исполнилось десять лет, его семья переселилась в город Дербент. В Дербенте он продолжает учебу в средней школе. Одновременно он увлеченно продолжает учиться играть на таре. Вскоре он становится виртуозным исполнителем, восхищая своей игрой родных, близких и соседей.

Гаджи Ханмагомедов в 1933 г. после окончания школы приезжает в Баку. Встречается со знаменитым композитором Узеиром Гаджибековым в его кабинете в музыкальной школе. Обнаружив у Гаджи абсолютный музыкальный слух, Узеир Гаджибеков выделяет ему место в общежитии, дает ему денег на питание и назначает срок ддя сдачи экзамена. Сдав блестяще экзамен, Гаджи поступает в Бакинскую среднюю музыкальную школу им. А. Зейналлы по классу «тар». С этого момента до конца своей жизни Узеир Гаджибеков уделял Ханмагомедову особое внимание. До сих пор Гаджи Ханмагомедов с восхищением говорит об этом удивительном человеке, о его чуткости и внимании, о любви к Узеиру всех тех, кто с ним встречался.

В 30-е годы азербайджанская музыка достигла высоких вершин. В 1936 году, когда в азербайджанском Государственном академическом театре оперы и балета ставилось главное произведение У. Гаджибекова «Корупгу», Гаджи по рекомендации автора был включен в состав симфонического оркестра театра.

В 1943 году в Азербайджанской государственной консерватории У. Гаджибеков открывает отделение «Основы народной музыки» и приглашает Гаджи для работы и учебы в данное отделение. Здесь Гаджи, без устали работая днем и ночью, не только основательно изучает «секреты» народной музыки, но и получает хорошее образование по части мирового музыкального искусства. Он шаг за шагом постигал мировое музыкальное искусство, впоследствии ему удавалось прекрасно синтезировать в своих произведениях интонации азербайджанской и мировой музыки.

Уже в 1944 году Гаджи Ханмагомедов на суд любителей народных песен представляет свое сочинение – песню «Гюзэл Пери» («Красавица Пери»). Эта песня, впервые прозвучавшая на декаде музыкального искусства республик Закавказья, сразу нашла дорогу к сердцам слушателей, завоевала популярность и вошла в репертуары многих коллективов.

В годы Великой Отечественной войны Ханмагомедов пишет произведения, призывающие народ к патриотизму, героизму, самоотверженности во имя победы над врагом. В этом плане достаточно назвать такое его произведение, как «Иуруш марши» («Походный наступательный марш»), посвященный 416-й Азербайджанской дивизии, и произведение «Гэпрэмани» («Герой») для оркестра народных инструментов.

Ученик Дмитрия Шостаковича Кара Караев учил Ханмагомедова не только теории, но и открывал перед ним секреты композиторской техники. Гаджи глубоко познает принципы композиторского «письма».

Наряду с Кара Караевым и Б. И. Зейдманом, его преподавателями были Николай Чумаков, Даниил Данилов, Георгий Бернштейн, Хуршед Агаев. Гаджи завершает учебу в консерватории как состоявшийся композитор. Его кантата «Сюлh огрунда» («В борьбе за мир») – крупное произведение в 4-х частях, где воспевается героизм в труде и борьба за мир, – в 1951 году была встречена зрителями с большим подъемом и получила высокую оценку у специалистов.

Значительная часть произведений Гаджи Ханмагомедова написана для оркестра народных инструментов. Здесь он выступает как художник, создавая из красок (музыкальных голосов) многоцветную колоритную картину. Потому его сочинения, особенно песни, близки народу и поются им.

Ханмагомедов работал и в жанре музыкальной комедии. В 60-е годы композитор пишет два произведения. Первое «Бир дэгигэ» («Одна минута») на основе либретто Магарама Ализаде, второе – «Бутун эрлэр йахшыдыр» («Все мужья хороши») по либретто А. Халдаева на русском языке. Они с большим успехом были поставлены на сцене Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии им. Ш. Курбанова.

Говоря о творчестве Гаджи Ханмагомедова, нельзя не подчеркнуть особо его выдающийся талант в области песенного творчества. Он мастер оригинальных мелодий. Его мелодии имеют множество оттенков, они многокрасочны, проникают в сердце человека, переносят его в мир красоты. Произведения Ханмагомедова воспитывают в человеке чувство любви к природе, видение и понимание необходимости единства природы и человека.

Широко известны такие его песни, как «Бизим елдэ», «Гарабаг», «Кеклик», «Сэйудлэр», «Кенчлиj маhнысы», «Уаша конул», «Йадыма душду», «Сэнин гюзлэрин», «Гурбан олдугум», «Гадан Алым», «Телли», «Ала гюзлер» и др. Популярны его произведения и в Дагестане, особенно в южном, часто исполняются на концертах, выступлениях коллективов художественной самодеятельности, на свадьбах, в кругу друзей.

В творчестве Г. Ханмагомедова, наряду с фольклорной тематикой, большое место занимают песни, написанные на слова таких выдающихся ашугов, как Ашуг Алескер, Ашуг Алы, знаменитых поэтов – Мукаила Мушвиги, Самеда Вургуна и др.

В 1990 году Гаджи Ханмагомедов впервые в истории музыкального искусства Азербайджана пишет «Концерт» для кеманчи с симфоническим оркестром. Он считается родоначальником данного направления. Все годы творческой деятельности Гаджи Ханмагомедов успешно и плодотворно работал над тем, чтобы сохранить народные песни, танцы и мелодии. Он записывал их в нотной графике, из богатства народной музыки черпал новые идеи, которые затем использовал блестяще в своем творчестве. Сила и популярность Ханмагомедова – в глубокой связи с народным творчеством, в знании народной музыки.

В 1978 и 1988 гг. общественность Азербайджана широко отметила два юбилея – 70-е летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности Гаджи Ханмагомедова. В докладах и выступлениях на торжествах была дана высокая оценка творческой деятельности Ханмагомедова.

Ханмагомедов – выдающийся композитор, дирижер, педагог и воспитатель. Велик его вклад в подготовке профессиональных музыкальных кадров Азербайджана. Он более 40 лет преподавал в Бакинской средней музыкальной школе им. А. Зейналлы. С 1975 года он работает в Азербайджанской государственной консерватории им. У. Гаджибекова, является профессором кафедры народных музыкальных инструментов.

Он воспитал несколько поколений музыкантов. Его воспитанников можно видеть во многих уголках Азербайджана, Дагестана, во многих концертных и творческих коллективах.

Все те, которые в той или иной мере соприкасались с ним, единодушны в том, что Ханмагомедов – простой и отзывчивый человек. Сегодня можно твердо сказать, что произведения композитора стали неотъемлемой частью нашей жизни и вошли в наш мир, стали нашим достоянием, духовно обогатив нас.

Имя Гаджи Ханмагомедова стоит в ряду выдающихся композиторов. Ему уже за 80. Но и сегодня он творит с молодым вдохновением, имеет планы на будущее. Надеемся, что выдающийся композитор, сын Дагестана и Азербайджана, Гаджи Ханмагомедов еще порадует нас новыми произведениями и песнями.

, раздел: Личности

Автор: М. Раджабов, Н. Исмаилов, Г. Ибрагимов / Источник: журнал "Возрождение", № 8
0

Поделиться

13 Янв 2002 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля