Традиции и современность в произведениях Айбике Магомедовой

0

Поделиться

14 Янв 2002 г.

Магомедова Айбике Шахбановна – одна из немногих, а точнее единственная яркая представительница современной дагестанской художественной культуры в искусстве которой отражается интерес к исконному декоративно-прикладному наследию табасаранцев. Художник своеобразного и поэтического дарования, она сплавляет воедино реальные зрительные впечатления с настроем души и образным мышлением.

Айбике родилась в 1946 г. в с. Бухнаг Табасаранского района. Будучи еще школьницей, она была приобщена, как и многие девочки села, к искусству ковроделия, но в отличие от многих, она обнаруживает редкие способности и любовь к ремеслу ковровщицы. Заложенное в ней рукодельное трудовое начало позволило ей уже в 1965 году дебютировать на Международной выставке прикладного искусства в Америке. После окончания в 1968 г. Дагестанского художественного училища им. М.-А. Джамала она становится активным экспонентом многих художественных выставок – республиканских, зональных, проходивших в Москве, Краснодаре, Махачкале. С 1971 г. она в качестве педагога спецдисциплины – мастера-художника по коврам – передает свой опыт студентам в том же художественном училище, которое окончила.

Уже в ранних работах А. Магомедовой обнаружилось характерное для художника качество – любовь к развитию этнографических начал, были выполнены сувенирные коврики, насидельники ярких локальных тонов, предметы женского туалета- сумочка «Весна» и купальные костюмы, отличающиеся графически ясным декоративным узором и сочными колористическими соотношениями тонов. Более сдержанны по цветовой гамме, с четко воспринимаемым орнаментом, мужские джурабы. Сделанные для выставки вещи служат как бы идеальным образцом фольклорной изобразительности. В руках Айбике бытовые предметы становятся не только красивыми, их декоративность неотделима от утилитарности. Каждый предмет не только удобен, красив, но и несет радость в каждый дагестанский дом.

Интересны портретные образы, выполненные А. Магомедовой в технике ковроткачества. Это композиция «Имам Шамиль на фоне аула Ахульго», которая решена в гамме холодных сине-фиолетовых тонов. В ней драматизм образа подчеркнут цвето-световой и фактурно-пластической трактовкой. Здесь художник стремится соединить жанр станковой картины с народной традицией и достигает значительных успехов в реализации этой художественной идеи. Композиция, представляющая имама Шамиля на фоне горного селения, обогащается также благодаря соединению пейзажного и портретного жанров, что позволяет расширить оО-Разную характеристику народного героя. Контрастным по отношению к вышеуказанному произведению может быть «Портрет кувейтского принца», решенного в теплой гамме розовато-коричневых тонов, где изображенный передан в мажорных тонах на нейтральном фоне. Однако характер репрезентативности отмечается в общем подходе к трактовке данного портрета. Он фланкируется повторяющимися мотивами орнамента, которые обрамляют портрет со всех сторон, в его основание включена монограмма арабской надписи.

Решение А. Магомедовой сложных станковых задач в ковровой технике показывает, что трудности технического порядка, как и проблема образного наполнения композиций, реализуется ею успешно и в портретах народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой, пианиста Хана Баширова и других.

Известно, что в высших своих проявлениях народный фольклор всегда утверждал торжество добра и красоты. Отсюда, от гуманистической направленности народного искусства проистекают незамысловатые сюжеты из жизни людей и природы, где условность изображения возводится в специфическую образно-поэтическую структуру, где с особой выразительностью выступает четкость, лаконичность композиции, специфическое понимание пространственных и пропорциональных отношений, использование изобразительных гипербол, яркость ограниченной, но насыщенной палитры. Эти принципы нашли свое воплощение в композициях работ, выполненных А. Магомедовой: «Парящий орел на Успенском соборе» (1976 г.), «Колокола», «Патриарх Московский и всея Руси Пимен на службе»(1980 г.), «Виноградные гроздья» (1978 г.), которые сделаны для православных церквей Дагестана и Ставропольского края.

Так, Айбике Магомедова – мусульманка, художник, относящий себя к исламской духовной традиции, создавала произведения, предназначенные для иной конфессии, для иного цивилизационного пространства, понимая глубину этих духовных традиций во всеобщности мировых цивилизаций современного мира.

Народное мироощущение, тесная связь с родной землей, гуманистическая направленность произведений А. Магомедовой сделали ее искусство самобытным и содержательно наполненным. Эстетика народного мастерства движет художницей, позволяет ощутить глубинность своих корней и мыслится ею как главная составляющая духовных связей эпох.

, раздел: Личности

Автор: 3. Гейбатова-Шолохова, кандидат искусствоведения, член Союза художников России / Источник: журнал "Возрождение", №8
0

Поделиться

14 Янв 2002 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля