Поделиться
20 Апр 2018 г.
Все знают, что такое! Все любят Оц бан къо! Нет? Не все? Потому что не были в селении Гоор Шамильского района в день, когда запрягают быков – «Оц бан къо». Это праздник, и корни его в такой глубине веков, что исключают всякую возможность спорить, сомневаться в том, хорошо это или плохо исполнять языческий обряд. Что-то большее, чем наш мирок, наша узкая точка зрения, выводит сельчан в поле благодарить землю за все, что она дает.
Это один из самых любимых праздников здесь – праздник первой борозды. С раннего утра в ауле все на ногах, даже гости. Многие приехали издалека, многие – из Москвы, ближних городов Кавказа, из городов и селений республики. Родственники, друзья, друзья родственников, друзья друзей… Кто-то будет зрителем, кто-то исполнителем отведенной ему роли в будущем представлении, кто-то отвечает за антураж праздника, за техническое обеспечение – как в селении любят говорить – мероприятия. Все до мелочей продумали организаторы Оц бан къо-2018 Патимат и Магомед Нурмагомедовы. Муж и жена. Так что первым делом с утра празднично одетые сельчане стали стекаться к их дому. И это первое, что меня удивило: сельский праздник устроили, получается, сами сельчане, не орган местного самоуправления, не Дом культуры. Рассказывают, что еще на прошлом празднике Магомед объявил о своем намерении устроить следующий. Односельчане были только рады. Так что нынешний Оц бан вышел из ворот дома Нурмагомедовых.
– Мы весь год не только говорили об этом, продумывали всякие моменты, даже мелочи. Мы много работали, хлопот было выше головы, – говорит Патимат, жена Магомеда. – В последние месяцы в подготовку праздника включился и весь тухум, даже москвичи и родственники из других городов. Это так здорово! Праздник привлек домой, в родной аул и тех, кого сельчане не видели много лет.
Опущу праздничную суматоху, беготню, разговоры, а начну с момента, когда настала пора «наряжать» пахаря и быка. Как и в старину, на мужчину надели толстую шубу из овечьей шкуры – тимух, обувь из выделанной кожи и шапку из овчины. На быков повесили амулеты, украсили разноцветными лентами. Где-то я такое уже видела… Ну да, на индийских, египетских рисунках, да на многих. Ведь быки у всех народов, которые занимались земледелием, был самыми почитаемыми животными. Без них как вспахать землю? Были даже боги-быки. Какие же могучие, красивые животные! Сколько силы в них, какова стать! Правда, подходить к ним близко я бы никому из зрителей не советовала. И все-таки они дали нарядить себя, может, знали свою роль. А потом, после того, как имам села и жители прочитали молитву, все пошли к полю. И всю дорогу быков забрасывали конфетами, пшеницей: чтобы год был урожайным, говорят аульчане. И вот апофеоз праздника – прокладка первой борозды. В некоторых аулах Дагестана (например, в Балхаре) принято всячески мешать (шуточно) – кидаться комьями земли, навоза, остатками снега (если есть). Гоорскому же повезло: земляки не только не мешали землепашцу, а чем могли помогали, мужчины встали за плуг, а женщины подбадривали старинными народными песнями. Борозда получилась ровной, глубокой.
– Земля ведь живая, – говорят женщины. – Мы поем ей, и взамен она нам подарит хороший урожай. Наши бабушки и прабабушки так делали.
После ритуальной вспашки начинаются народные гулянья. Все пошли смотреть сначала бой быков. Это, как я поняла, любимое развлечение горцев. Если бы мне пришлось выбирать, я бы туда не сунулась – такое зрелище не для женщин, мне кажется. И страшно, и животных жалко.
Владельцы быков Максим и Мухамад выставили на бой быков невероятных размеров и такого же азарта, они прямо лезли в драку. В конце концов победил бык Максима.
– Не зря я его три года откармливал, – говорит довольный хозяин. – Во какой бихинчи вырос!
Потом были забеги среди детсадовцев, школьников и дальше по возрастам. Втянули в это шумное веселье и гостей, и туристов, специально приехавших на Оц бан. Победителей награждали традиционными горскими сладостями из теста, вручали грамоты участника праздника.
На площадке перед школой гоорцы устроили театрализованное представление: танцевали (я была впечатлена старинным гидатлинским танцем в исполнении малышей в национальных костюмах), разыгрывали инсценировки старинных обрядов, пели под аккомпанемент зурны и барабана.
Ближе к вечеру праздник переместился в дома, а потом и совсем затух. Завтра рано вставать и пахать уже взаправду. Ведь если весной хорошо не поработаешь, осенью ничего не соберешь, говорят гоорцы.
Поделиться
20 Апр 2018 г.
Башни аула Гоор
Мар 2019 г.
«Две Мадины приехали из Махачкалы и соревновались в беге. А еще француз был, пил бузу с нами. Туристов много было, и все такие красивые,...
Апр 2017 г.
Комментарии к статье