Поделиться
25 Окт 2018 г.
С точки зрения других источников слово тухум означает еще и семя, то есть общность людей имеющих между собой родственные отношения, или общность людей, которые являются потомками одного предка.
Рутульцы в целом, как и все народы и народности Дагестана, до наших дней чтят и уважают традиции, завещанные их предками. Строго соблюдаются и по наше время родственные, тухумные отношения. Как и все рутульцы, мюхрекцы, то есть жители сел Мюхрек, Джилихур, Цудик, а также ныне не существующие села Нацма и Фартма, эти тухумные отношения уважают и придерживаются. Речь в данной работе пойдет о некоторых тухумах села Мюхрек и его отселков.
Митарар ( митар) — произошло по легенде от тюркского слова мехдар (конюх). По легенде некто местный богатей из села Мюхрек основал в местности Нацма конюшню. Вероятно, это название произошло от слов нацм (нацалм — адде) то есть местность, где рос камыш. Местность эта располагалась в соседней долине, то есть путь от Мюхрека до Нацма был не близкий. И за теми, кто обслуживал конюшню (конюхи) закрепилось название мехдарар (митарар) Это тухум и поныне считается одним из родовитых тухумов. Потомки их проживают в селах: Мюхрек, Цудик, Джилихур и т.д.
Казакар (казак) — некоторые исследователи неправильно переводят название этого тухума, как любовники, от омонима слова казак (любовник). Но это неверное толкование. Тухум казак (ар), как и сам термин, казак, в рутульский язык привнесен извне, после вхождения Рутульского магала в подданство Российской империи. Тухум казак и общераспространенное в России сословие, или этнос казак слова одного корня.
В эпоху расширения владений России на Кавказе вопрос о том, как быть с местным воинственным населением всерьез обсуждался на высшем уровне Российской империи. Было даже принято, и в серьез обсуждалось на высшем уровне правительства России зачислить горцев в списки реестровых казаков. Широкого распространения, однако, это нововведение, не получило. Зачисление кавказцев в число реестровых казаков означало бы вооружить и без того воинственных кавказцев. А это означало бы с одной стороны урезать права казаков приверженцев России и создать им же в пику их извечных врагов — кавказцев. Мало кто мог дать гарантию, что вооружившись за счет России не перейдут ли новообращенные казаки на сторону имама Шамиля. В итоге все попытки оказачивание кавказцев завершились тем, что из числа местного населения, лояльного к царской России, создали отряды местной самообороны, проще, местную милицию, подконтрольные властям, к тому же плохо вооруженных. Термин казак закрепился за теми, кто перешел на службу новых властей, то есть России.
Отряды местной милиции, или казаки, содержались за счет местного населения. Из казны им деньги не выделялись. В рутульском языке слово любовник звучит как ашна, то есть тот, кто содержит свою любовницу. А вот слово казак стало синонимом того же слова любовник, но в значении альфонс. И посему сами местные, слово казак ассоциировали с понятием любовник, в смысле альфонс, то есть тот, кого любовница сама содержит.
Предки тухума казакар были одними из первых, кто перешел на службу царской России. Служили в отрядах местной милиции. На сегодня тухум казакар один из самых многочисленных и родовитых кланов села Джилихур (отселок Мюхрека, ныне самостоятельное и многочисленное село). Некоторые представители тухума проживают в селах Мюхрек и Цудик.
Харыцар (харыцабыр, хырыцабыр) — это — пришлый тухум. Они не являются коренными жителями Мюхрека. По легенде, вернее этот факт подверждается и исторически, между селами Мюхрек и Ихрек некогда было село, под названием Хырыц (Харыц). Развалины этого села и поныне сохранились в долине Алахун. В стародавние времена, нет точной датировки, некий хан, (предположительно правитель ханства Цахур) захватил и разрушил это село. Жители села, уцелевшие от уничтожения, бежали в соседние села. Часть жителей села Хырыц были приняты жителями Мюхрека. Потомки их и поныне живут в Мюхреке и в других отселках Мюхрека. Тухум хырацабыр не особо многочисленный.
Дашлаер (дашлай) — один из коренных и многочисленных тухумов. Проживают в основном в селе Джилихур. Некогда в стародавние времена, предок этого тухума отселился из Мюхрека, и буквально жил обособлено. Создав свой отдельный хутор. Название тухума происходит от тюркского слова даш (камень). Однако происхождение этого тухума происходит от слова соль. В давние времена соль в Мюхреке, как и во всех горных селах Дагестана, была редким продуктом. И очень дорого ценилась. Соль в горы привозили купцы тюрки (азербайджанцы). (Да и языком общения между многочисленными народностями Южного Кавказа был тюркский язык.) Соль, ввозимая караванщиками-купцами, была преимущественно кусковая. То есть куски соли лизунца. Эти куски в народе назывались даш (камень). Судя по всему, зажиточный, по тем временам тухум (предки нынешнего тухума дашлай),занимались этим промыслом. Держали в руках торговлю соли. От того периода и поныне сохранилось мнение, что дашлаи очень любят соль. Что они де соли много употребляют в пищу.
В наше время представители тухума дашлай, в основном проживают в селении Джилихур и в двух небольших отселках Джилихура. Род многочисленный, по местным меркам.
Дюрьенар (дюрьен) Один из малочисленных тухумов. Преимущественно проживают в селах Мюхрек и Цудик. Род имеет богатую историю. Считается, что предки этого тухума были очень образованными людьми, которые обучались исламскому богословию. По преданию, основатель этого тухума Дюрьен, учился у самого Мухаммеда Ярагинского (Курали Магомы). Происходит название тухума, как выше уже упоминалось, от предка по имени Дюрьен. Предания гласят, что некогда жил человек по имени Дюрьен с восемью братьями. Братья занимались разбоем и воровством. Угоняли скот в соседних селах и владениях. Как-то, во время одного набега, один из братьев Дюрьена кинжалом ударил беременную женщину, то есть, она вроде как оказала сопротивление абреку, который пытался снять с ее шеи ожерелье. И тогда абрек сгоряча полоснул кинжалом по животу несчастную женщину. Удар был настолько страшным, что из разрезанного живота выпал не родившийся ребенок. Мать женщина прокляла абреков. Как гласит предание, проклятье заключалось в том, что до седьмого поколения, в этом роду не рождались женщины. Вид крови несчастной женщины глубоко потрясла Дюрьена. С этого дня он дал туба.(табу) Поклялся всю оставшуюся жизнь посвятить себя изучению веры. (Братья не последовали его примеру. Все они погибли от рук мстителей. Родичей тех, кого они грабили). Знания свои Дюрьен по наследству передал своим потомкам. Но до наших дней эти знания не продержались. Виной тому то, что когда началась Великая Отечественная война, взрослых забрали на фронт, из которых ни один не вернулся живым, а их потомки еще были детьми. Некому было обучить их. Ныне потомки Дюрьена, тухум дюрьенар проживают в селах Мюхрек и Цудик.
P. S. Разумеется сегодня, как и все жители села Мюхрек, как и жители Рутульского района, да и всего Дагестана в целом, представители всех вышеназванных тухумов проживают не только в одном Дагестане, или в Мюхреке. Они разбросаны и живут во всех уголках необъятной страны Россия и не только. Но и где бы они не жили, все они знают, помнят и чтят своих предков, свои корни. И надеюсь, что в будущем, и наши потомки будут помнить своих предков, свой тухум, свой народ.
Поделиться
25 Окт 2018 г.
Сегодня, глядя на эти жалкие руины, вряд ли можно подумать, что это село в древности называли не иначе как «курд», что означает город. Как...
Ноя 2011 г.
Комментарии к статье