Поделиться
29 Апр 2011 г.
Уникальность Аракула и аракульцев в том, что во-первых аракульский диалект является самым архаичным диалектом лакского языка , т.е. язык сохронился в первозданном виде, во-вторых древность села, которое будет понятно из дальнейщего рассказа, а также обряды, которые переплетаются с лакскими и рутульско-лезгинскими.
Наши древные предки место для поселений выбирали удобное для обороны. Оно зависело от рельефа местности и от наличия воды в данной местности. Поселение распологалось на склонах и гребнях гор, а нередко и на скальных основаниях, речных террасах долин. Неприступность поселения диктовалось не только принципами обороны,но и экономией земельных угодий, кайне необходимых для сельскохозяйственного производства.
Поселение Аракул стояло на скалистой верщине Оьнтавалу, что у южного склона горной гряды Атавалу. До переселения на верщину горки Оьнтавалу,предки аракульцев обживали две вершины в долине реки Хирибалу (Хуннех): Сиях и ХъачIаралу. На этих вершинах по преданию стояли крепости, которые в последующем были разушены в ходе ожесточенной междоусобной войны , которая вспыхнула между двумя знатными родами этих крепостей. После этой войны часть жителей этих поселений переселились в Азербайджан, а остальные переселились на горку Онтаялу.С двух сторон горка Онтаялу защищена обрывистыми склонами высотой 100-200 метров соответственно, две другие были обнесены укрепленной стеной. В поселение вела одна узкая горная тропинка. Сохранилась легенда о том, что по тревоге из поселения выезжали 50 всадников. Они первыми преграждали врагу путь. Это факт подтверждает Л.И.Лавров (Л.И.Лавров «Эпиграфические памятники Северного Кавказа»)
О происхождении названия села Аракул (Аракъур) существует несколько преданий. Первое: Аракул (Аракъур) означает место среди пашни («Ара»-середина, а «къур»-пашня). Второе: «Харакъур» («ХIала-къур») означает совместная пашня – «ХIала»- совместная, «къур»-пашня. В третьем предании село называется «Дюкъул» (Дя-къур), что означает середина пашни («Дя»- середина, а «къур» -пашня). Все три названия переводятся очень легко и однообразно. Во всех трех названиях содержится одно и то же слово «къур» -пашня и близкие по звучанию и значению слова «дя»,»ара»,»хIала».
Котегорически не правы те авторы, которые хотят видеть в слове «къур» созвучное «кул» и переводят Аракул как середина или среди рабов.
В селении найдены очень интересные эпиграфические памятники куфического характера. В стене Аракульской сельской мечети был обнаружен камень с надписью на арабском языке в стиле нисба. Ученые-арабистыв считают, что в стиле нисба писали в 12-13 веках. В 1952 году были найдены изображения крестов, сопровождаемые мусульманскими датами, соответствующими 751-752, 1165-1166 и 1213-1214 гг. нашего летоисчисления в местности Рухудаг, вблизи Лучека и на старом кладбище у селения Аракул (Рутульский р-н). По мнению Л.И. Лаврова, эти изображения свидетельствуют о том, что и после появления арабов в VII в. часть местного населения продолжала исповедовать христианство, занесенное сюда в доарабскую эпоху. О древности аракульских эпиграфических памятников писал известный ученый арабист, профессор А.Гусейнов. А профессор истории М.А.Магомедов говорит о памятниках албанской письменности, обнаруженных им в селении Верхный Катрух (Ялув ЧIатIлух), что в 2-х км. от Аракула. Это бесспорно подтверждает, что селения Аракул и Верхный Катрух входили в состав Кавказской Албании.
На территории Аракула, в развалинах крепости Сиях были найдены надгробные плиты с изображением солнца. Все эти факты являются подтверждением того, что эти земли были заселены задолго до прихода арабов в Дагестан. Население этих земель было огнепоклонниками-язычниками. Они поклонялись Солнцу, Луне, Огню… .И по сей день в культуре аракульцев осталались следы язычников-огнепоклонников – это встреча весни разведением костров, а также проведение «гуди» во время засухи. Эти исторические факты намного вглубь продвигают седую историю Аракула.
Есть исторические сведения, что в селении Ихрек Рутульского района надпись на камне в стене мечети сообщает о том, что мечеть была восстановлена в 407 году хиджры, т.е. в 1016/1017 году после его разрушения (Л.И.Лавров «Из эпиграфических находок Дагестанской Экспедиции» Сборник Музея антропологии и этнографии, т17, 1957г.) Надпись сделанная на камне в стене Аракульской мечети во времени совпадает с сообщением о восстановлении мечети в селении Ихрек. Исходя из вышеизложенного следует, что в верховьях Кара-Самура в 12 веке уже имелись и селения и мечети – бесспорно и селение Аракул.
История свидетельствует, что в 15 веке наблюдается демографический рост рутульцев и нарастающую нехватку ресурсов к этому времени следствием этого явилась, видимо нарастающая активность Рутула к 15 веку в долине Самура, вероятнее всего с целью принять участие в освоении долинных земель. Однако пробиться сквозь территорию сильных самурских обществ рутульцам не удалось, борьба ихрекцев с Шамхалом Казикумухским также кончилась поражением: на этих землях к этому времени появились сильные поселения – поданные Шамхала (Аракул и Верхный Катрух)(А.Р.Магомедов «Этническая карта Дагестана 15-17вв.»
Аракульцы гордятся двумя шейхами – Шейх-Мурадом и Шейх-Али, которые жили 180-260 лет назад в Аракуле, дома и могилы, которых считаются святыми.
До ликвидации ханско-бекского правления в Дагестане, т.е. до ликвидации Кази-Кумухского ханства Аракульское общество управлялось Советом старейшин. Сельское управление осуществляли старшины. Количество старшин колебалось от количества тухумов в селе. До 1865 года их в Аракуле было не более 8-9. Исполнителями решений Совета старшин выступали чауши (чауш –сельский глашатотай). После 1865 года в селе избирали старшин из рода Галимовых. Старшина села созывал сход, следил за сохранением общественного порядка. Взимал штрафы за преступления и недозволенные поступки. За службу старшина (юзбаши) пользовался различными привелегиями в землепользовании, водопользовании и т.д.
Сельский кади следил за деятельностью сельчан, за сохранностью мечети, он занимался разборами тяжб по шариату. Сельский суд состоял из наиболее уважаемых и почитаемых аксакалов села, избираемых на сходе джамаата. В сельский суд должно было входить не более 5-6 аксакалов. Они разбирали гражданские дела и мелкие преступления.
Вольности Аракульского общества были кажущимися. Аракульское общество то добровольно входило под покровительство Кази-Кумухских феодалов, то отвергало притязания последных. Все эти моменты отражены и отражают предания нашего народа. Известны случаи, когда уздены Аракула отказывали Агалархану Кази-Кумухскому в уплате подати и выполнении трудовой повинности во время строительства «Ханской дороги» через перевал ЧIултту. Зависимость аракульцев от ханов Лакии заключалась в уплате налогов скотом за аренду гор «ЦIурттазан»,»Лав-мачI», «МурзурахI», «Бартхъу».(М.Бутаев,Р.Машаев «История лакцев»). Об известных вольностях Аракульского общества говорит и тот факт, что на территории прилегающей к селу нет ни одного места, кроме дороги, которое бы в прошлом называлось словом «ханское». А выше приведенная зависимость, заключающаяся в уплате налога скотом за аренду некоторых пастбищ была символической. Все это тогда в соседных селениях Верхный Катрух и Нижный Катрух сплошь и рядом встречаются земли, принадлежащие ханам Кази-Кумуха. Об этом свидетельствует сегодняшняя топонимика вышеперечисленных сельских обществ. Джамааты обоих Катрухов помнят «Ханский лес», «Ханское пастбище», «Ханский родник» и т.д. Аракульцы не помнят и не знают ни одного случая, чтобы какой-то участок земли или источник воды , кроме дороги ведущей в Кази-Кумух носил название «Ханский».
О неприязни Аракульского джамаата к зависмости свидетельствует отсутствие в лексиконе и речи аракульцев обязательного для лакцев глагола «дур».
«Дур» определитель рода. Лакцы, кроме аракульцев этот глагол употребляют для определения неодушевленных предметов, нелицеприятных грызунов, рептилий и насекомых, а так же лиц женского пола (женщин, старух). В лакском языке «дур» применяют для подчеркивания унизительного и оскорбленного положения. Женщину в период ханств ни во что не ставили, потому и сравнили с вещью, собственностью мужа-хозяина. Женщина была рабыней. Нехарактерность этого глагола аракульцам говорит о больших вольностях этого джамаата и сравнительно свободном положении женщины в Аракульском обществе. Аракульцам не свойственно никакие лично зависимые отношения.
В какой-то степени судьба Аракульского общества схожа с судьбой казаков в Российском государстве. Как явствует история, казаки, оставаясь вольными хлебопашцами, защищали рубежи Российского государства. Правители разрешали казакам широкие свободы внутреннего самоуправления взамен бдительной приграничной службы на благо России и царя. Аналогичное политическое положение просматривается в истории Аракульского джамаата. Ханы прощали аракульцам их дерзости и вольности за поддержку и помощь в борьбе с Самурскими обществами. Аракульский джамаат выступал гарантом защиты и спокойствия на южных границах ханства. Как сообщает Л. И. Лавров аракульцы могли по зову хана выставить 50 конных. Лавров пишет: «В Харакуле Солтан Магомед, а у него 50 человек конных» (Л. И. Лавров «Эпиграфические памятники Северного Кавказа»). В годы национально-освободительной войны против царизма селение было трижды ограбленно и соженно мюридами Шамиля. Аракульское общество в годы Кавказской войны деятельно поддерживало правителей Кази-Кумуха, ведущих двойную «игру» с Шамилем и русскими генералами одновременно. Сохранились горькие предания о грабежах и убийствах мюридами в селении Аракул. Горькой памятью о тех событиях являются три вековые сосны, стоящие на склоне горы напротив села. На этом склоне некогда, до движения Шамиля, был густой сосновый бор, сожженый мюридами в отместку аракульцам за их отказ в поддержке движения.
После образования Дагестанской области Аракульское общество было включено в состав Самурского округа. Лакия для аракульцев осталась теперь за пределами высоких гор.
Известен исторический факт участия аракульцев в восстании 1877г. Старожилы села рассказывали, что они помнят слухи об участии некоего Тинова в газавате. За участие в восстании Тинова потом долгое время разыскивали урусы(русские власти). Можно утвердительно говорить, что Тинов принимал участие в последнем газавате, т.е. в восстании 1877г. Именно после этого восстания русские власти разыскивали и ссылали бунтовщиков.
По переписи населения в 1886 году в Аракуле проживало 532 человек.
Аракульцы издавна славились как хорошие земледельцы и животноводы. Развивались также промыслы. В селении имелись умелые лудильщики и войлочных дел мастера. Экономическая нужда гнала аракульцев на сезонные и постоянные работы в чужие края. Отходники из Аракула доходили до Баку. Рамазан из семьи Занкариновых, работая на нефтепромыслых Баку близко познакомился с тамошниками большевиками. По возвращению в Аракул упорно и долго уговаривал сельчан стать на путь революционной борьб. За такую настойчивость и упорство сельчане прозвали Рамазана большевик Рамазаном. И по сей день потомков Рамазана называют большевиками.
Житель села Аракул Багиага Галимов из рода Рустамовых был первым директором Кулинской школы в 1913 году.
Когда началась Первая мировая война, самурские крестьяне, как и трудящие горцы других округов области к войне отнеслись отрицательно. Аксакалы села помнили как в годы войны с населения взимали особый «военный» налог. Царизм не доверял оружие дагестанским горцам, так как они были мусульманами. Эту службу в армии им заменили специальным налогом. Но за определенное денежное вознаграждение набирали добровольцев в конные полки. Среди конников Дагестанского полка был и аракулец Магарам. Старожилы помнили рассказы Магарама о рейдах дагестанских конников в Галиции. Из рассказов Магарама явствовало, что он в составе Кавказской «дикой девизии» дошел до самой Варшавы. С войны Магарам вернулся живым и здоровым. После Октяборьского 1917г. Переворота принимал деятельное участие в партизанских отрядах Самурского округа (Их называли красными партизанами Южного Дагестана).
Когда Дагестан был оккупирован белоказаками, аракульцы принимали активное участие во всех сражениях гражданской войны. У восставших горцев не было оружия, обмундирования, не хватало питания. Дагестанцы шли в партизанские отряды за дагестанский намус. Любыми путями доставали винтовки и патроны. Аракулец Султанов Гусейн был командиром красных партизан Рутульского и Ахтынского районов. За особые заслуги в гражданской войне Далгатов Гаджихалил был награжден карманными часами, Ибрагимхалилов Амрах, Магарамов Магарам и Яхлу были утверждены в звании красных партизан.
После гражданской войны, красные партизаны вместе с активистами села принимали деятельное участие в налаживании совесткой жизни на селе. В 1919г. Первая советская школа была открыта в Аракуле. Заведующим школой и первым и единственным учителем был Омаров Али. В 1933г. В Аракуле была организованна Коммуна. Первыми вступили в неё Гадисов Гадис (мой дед), Багарчиев Багарчи, Ибрагимхалилов Зульпукар, Гасанов Хайирбек, Рамазанов Урудж, Далгатов Гаджихалил и другие. В 1937-1938 гг. коммуна была реорганизованна в колхоз. Представителем был избран Закуев Рамазан. К началу 1941г. В Аракуле коллективизация была завершена.
Когда началась Великая Отечественная война, 86 аракульцев ушли защищать свободу и независимость нашей Родины, 44 из них вернулись с полей сражений. Пехотинец – разведчик Багарчиев Рахман дважды был награжден орденом Отечественной войны 2 и 3 степеней. В боях за Сандомирский плацдарм благодарности командующего И. С. Конева удостоился командир артиллерийского взвода лейтенант Рамазанов Муси. Кавалерист Алиев Амрах получил орден «За освобождение Варшавы», войну закончил у города Гройсвер в Германии. При штурме «Голубой линии» на Кубани отличился пехотинец Адилов Абдул-Муталиб. До сержанта дослужился на фронте каваллерист Меджид Гаджиханов, кавалер ордена «За отвагу». Многие аракульцы не щадя своей крови и жизни сражались с немецкими фашистами. Пропали без вести Багарчиев Салман, Камилов Нух, Далгатов Гаджихалил, Алхасов Мустафа, Алиев Абдулла, Бабаев Али, Ильдаров Мирза, Мирзоев Гаджи, Кадиев Гази, Мусиев Рамазан, Мусабегов Кайти, Махсумов Нурали, Сулейманов Сажид, Ширинбеков Джабраил, Рамазанов Бачири, Гасанов Гасан
СНК ДАССР и обком ВКП(б) 25 октября 1941г. По заданию командования Закавказского фронта выносит постановление «О строительстве оборонительных рубежей»… 1942г. оборонно-укрепленные работы приняли большие размеры в виду вторжения гитлеровской армии в пределы Кавказа .. На строительстве оборонительных рубежей от Терека до Дербента активное участие принимали и аракульцы. 31 человек из Аракула ушли на трудовой фронт, 19 из них нашли свою смерть вне родного села. Многие надорвались от непосильного труда. Умерли от голода и болезней. Аракульцы, истинные патриоты своего отечества, вложили в это дело все уменье, любовь к Родине, ненависть к заклятому врагу. Они строили и ремонтировали полевыеаэродромы, рыли окопы, траншеи и противотанковые рвы, строили грунтовые дороги, доты и дзоты. Рамазанова Ятар трудилась на строительстве полевых аэродромов, Гадисова Аминат строила оборонительные рубежи в районе Дербента, Максудов Рамазан и Дабиров Магомед работали у Манаскента, Алиева Патимат умерла на обратном пути в родной Аракул и похороненна под перевалом ЧIулту.
Самоотверженно трудились колхозники и колхозницы, преодолевая огромные трудности военного времени. Сельскохозяйственные работы полностью легли на плечи старшего и детей. Женщины и пахали, и сеяли, и высоко в горах стада овец пасли. Старухи вязали и отправляли на фронт теплые свитера и варежки. Экономили на себе и отправили на фронт сыр, брынзу, мясо, масло, даже яйца собирали для нужд фронта.поколения награжденны орденами и медалями
В 1951г. Аракульская начальная школа была реорганизованна в семилетнюю. А в 1962г. Семилетняя школа была преобразованна в восьмилетнюю школу, с 1977г. В Аракуле работает полная средняя школа. Школа стала действительно лучом света в жизни аракульцев. 120 аракульцев получили высшее образование, 60 человек-среднее специальное, 4 выпускника Аракульской школы стали кандидатами наук – Гаджиханов Рамазан, Бабаев Рамазан, Бабаев Каир, Исрафилов Исрафил, а Уруджев Рамазан-доктор технических наук. Омаров Омар – заслуженный учитель Дагестана, Курбанов Курбан – заслуженный связист России, 2 заслуженных строителя Исаев Курбан – заслуженный строитель России, а Абдулаев Абдуллах – заслуженный строитель Дагестана, а также Почетный работник Федеральной налоговой службы Сардаров Щамхал. Среди выпускников Аракульской школы есть и награжденные орденами и медалями. Много можно сказать о Джамалутдинове Нуруллахе Гаджиевиче, руководивщем более 30 лет совхозом-миллионером «Приозерный» Курского района Ставропольского края, был награжден орденом Ленина и многими другими орденами и медалями. Этот настоящий труженник трудоустроил у себя в совхозе более 40 семей аракульцев и верхнекатрухцев , а также оставил после себя руководить этим хозяйством своего племяника Омара Омаргаджи Мирзалиевича- выпускника Аракульской СШ, который тоже успешно руководил этим хозяйством.
До недавнего времени, до распада СССР, Аракульский колхоз им. Кирова был передовым в районе в 1980-е г. Неоднократно был занесен на республиканскую Доску почета. В бытность председателем колхоза Темирханова Абдурахмана колхоз им. Кирова дважды награждался Переходящим Красным знаменем ВЦСПС и Совета Министров РФ. Основным направлением было животноводство. Колхоз имел в те годы более 6 тыс. голов МРС и около 300 голов КРС. Колхозная ферма, находящаяся в Бабаюртовской зоне, смогла сохранить хорошие показатели в разные периоды колхозной жизни.
Говоря о выходцах из села Аракул, нельзя пройти мимо таких известных людей не только в республике, но и во всей стране. Это борец вольного стиля Насыр Гаджиханов. Он является трехкратным чемпионом Европы, обладателем кубка мира,неоднократным чемпионом страны, а также победителем многих международных турниров по вольной борьбе. Но самое весомое достижение Насыра , то что он за свою спортивную карьеру дважды выигрывал у легендарного американского борьца Шульца, а также он единственный борец, кому удавалось побороть братьев Сайтиевых. И сейчас он не ушел из спорта, он является заместителем министра спорта РД.
А также нельзя не вспомнить рано ушедщего от нас Уруджа Ибрагимова, который за короткий срок в начале 90-х годов сделал стремительную карьеру на службе, а также он был удачливым бизнесменом. В 1995 году он был назначен Генеральным директором Роспечати по РД, но он не успел долго проработать на этой должности, смерть прервала его стремительную как полет карьеру, а также большие начинания.
Современный Аракул-благоустроенный горский аул, где около 120 хозяйств. В селе работает средняя школа. Занятия в ней ведут 17 учителей, в основном с высшим образованием. Работает сельская библиотека и дом культуры. Действует акушерско-фельшерский пункт. Начиная с 80-х годов наблюдается отток населения из села, это связано с суровыми климатическими условиями, а также с экономическим кризисом на селе, который продолжается до сих пор после распада Союза. На сегодняшный день более 350 семей из Аракула живут в Махачкале и Каспийске и более 50 семей – в Дербенте, Кизляре и Хасавъюрте, а также много аракульцев живут в Москве, Тюмени, Сибири, Ростовской области и Ставропольском крае.
Сегодня аракульцы постепенно и безболезненно вступают в экономическую жизнь, характеризующуюся рыночными элементами. Среди них есть свои предприниматели и руководители коммерческих организаций. Есть работники и руководители государственных учреждений.
Аракульцы гордятся историческим прошлым своего села и своими предками, оставившими бесценные и интересные памятники духовной и материальной культуры. Современное поколение полно решимости продолжить и приумножить славные традиции предков, не забывая седую и богатую историю своей малой родины – Аракула.
Поделиться
29 Апр 2011 г.
Комментарии к статье