Поделиться
01 Авг 2019 г.
Сабантуй, или по-ногайски – Сабантой («Праздник плуга»), — ежегодный праздник весны и полевых работ у тюркских и соседних с ними народов от юга России до Сибири и Средней Азии. В Дагестане его традиционно празднует только одна из титульных наций –ногайцы. Но у дагестанских ногайцев была многолетняя пауза в соблюдении этой традиции, которую они вновь возрождают.
Организовать праздник решили местные активисты и фермеры, полагаясь на собственные силы и средства. Празднование Сабантоя намечалось на утро 20 апреля на поляне возле села Кунбатар Ногайского район. Но последние штрихи в подготовке национального мероприятия завершались накануне до позднего вечера.
Приехали мы к месту предстоящего праздника вечером 19 апреля. По пути увидели 10-метровую арку увешанную поздравительным баннером по случаю Сабантоя с приветственным обращением на русском и ногайском языках.
«Мы решили сделать арку при въезде к месту праздника. Закончили работу два дня назад», — рассказывает Рустам Адильгереев – сельский депутат, лидер районного общественного движения и один из организаторов праздника. В своём районе он известен как общественник и патриот своего народа, которому не раз приходилось переходить дорогу власти районного, а иногда и республиканского уровня. Но он выстоял. Не без народной поддержки. Поэтому, когда зашла речь о проведении такого масштабного мероприятия, ему поверили и доверились в организации праздника ногайцы не только района, но и остальной России.
— Сколько ушло времени на строительство такой арки?
— Два месяца.
— А сколько готовились к этому празднику?
— Почти три месяца.
Вечером было холодно, температура опустилась до 5 градусов, но молодые ребята продолжали доделывать сцену. В поле стояли и три юрты, где организаторы и волонтёры время от времени собирались, чтобы обсудить план работ. Эти юрты вряд ли можно назвать новоделом, они, действительно, были из дерева плетеной конструкции, а замыкал свод потолка конструкции шанырак — характерный элемент юрты тюркских народов. «Шанрак – это ещё один из самых распространённых символов у нас и вообще у тюркских народов. Он даже изображён на флаге Киргизии», — пояснил один из организаторов по имени Зелимхан. Укрыта конструкция плотной тканью с традиционными узорами, а изнутри юрта была обвешана овчинными коврами.
Кроме сцены и юрт на поле построили две крытые площадки в качестве столовой и прилавков для продавцов, были размечены ипподром и спортивные площадки. Скачки обещали стать, пожалуй, главным представлением на этом празднике.
На ночёвку остановились у вышеупомянутого Рустама. Кроме нас у него дома ночевали и гости из Ставропольского края. Это были туркмены из Туркменского района по фамилии Исаевы. Приехали они не одни, а со своими лошадьми — будут участвовать в скачках. Кроме них в Ногайский район приехали ещё несколько конных команд из Туркменского района Ставрополья. Вечером мы вышли во двор к их лошадям, соответственно и разговор зашёл о преданных друзьях человека. Омар, так зовут молодого туркмена, что приехал с отцом на Сабантой, по ходу разговора рассказал и о знакомстве с ногайцами.
— Мы, туркмены и ногайцы, живущие в Ставропольском крае, поддерживаем связь друг с другом, мы и живём по соседству с ногайцами.
— Наверное, и разговариваете между собой, не переходя на русский.
— Да, большую часть их речи мы понимаем.
— А на ногайском Сабантое вы впервые?
— Нет, не первый раз. Мы даже третий год участвуем в скачках на Сабантое, но до этого мы ездили к ставропольским ногайцам в Нефтекумский район, участвуем и в скачках в Казахстане. В Дагестане мы участвуем впервые, но с Рустамом наши семьи дружат уже давно.
Как рассказал Рустам, массовое празднование Сабантоя по типу народных гуляний и спортивных состязаний регионального уровня не было в Ногайской степи Дагестана и Ставропольского края очень давно.
«В последний раз мы отмечали Сабантой больше 20 лет назад, в 90-е, но в последние годы Сабантой стали отмечать наши соседи из Нефтекумского района Ставропольского края. В этот раз мы решили и у нас возродить эту традицию, как полагается: со скачками, традиционными играми и спортивными состязаниями», — рассказал Адильгереев.
Наутро 20 апреля поле возле села Кунбатар стало оживать. Волонтёры и участники праздника стали потихоньку собираться и разбирать необходимые вещи. Позади столовой несколько мужчин начали уже колоть дрова, а другие копать ямы, но о ямах позже. Ещё до прихода всех гостей позади столовой разожгли костры и поставили полуметровые казаны. Началось приготовление плова.
На другом конце поляны юрты стали обставлять экспонатами ногайской материальной культуры. Это коврики с вышитыми на них родовыми символами, которые по-ногайски называют «тамга» и синей волчицей – тотемное животное в фольклоре ногайского народа. Детская люлька, кувшины, элементы одежды, головные уборы стали украшением юрт. Женщины, что наряжали одну из юрт, повесили на стену юрты и принесенные из домов домбры — традиционные для ногайцев и их степных соседей музыкальные двухструнные инструменты. Некоторые из домбр были явно старинными, «это наша семейная реликвия, на ней играл мой отец и дед», — рассказывает одна из женщин.
На поле стали собираться и всадники с ногайскими национальными флагами, двухметровыми копьями и в национальных кожанно-меховых одеждах. Нет, это были не участники запланированных скачек, они готовились к другому представлению. Среди всадников был и Рустам Адильгереев. Мы разговорились с одним из всадников, который объяснил задумку.
— Мы выступим перед гостями в самом начале праздника.
— В роли кого?
— Мы будем в роли 40 батыров.
— А это кто?
— 40 батыров – это эпос о сорока богатырях (батырах) из нашей истории. Они жили в разное время, но все они стали известны как герои и защитники своего народа. В эпосе описаны их жизнь и их подвиги. Мы же сыграем сценическую роль сорока батыров в начале праздника.
На часах уже 10 утра, на поляне народу всё больше. На место празднования съехались гости со всех ногайских сёл Дагестана, Чечни и Ставропольского края, а также представители ногайцев из Карачаево-Черкессии, Москвы и северных регионов России. На праздник приехали и туркмены из Ставропольского края. До начала официальной части мероприятия осталось совсем немного, но многие гости для начала поднимаются на курган с тремя флагштоками посреди поля.
На кургане перед флагштоками российского, дагестанского и ногайского флагов остановились и два старожила. Перед тем как спуститься на поляну они прочитали дуа. Мы подошли к ним познакомиться. Это были Бейтула-хаджи и Хусейн-хаджи.
Если по внешности Бейтулы-хаджи было однозначно понятно, что перед нами ногаец, то Хусейн-хаджи заметно отличался от традиционного типажа. Так и оказалось в действительности. Бейтула – житель ногайского села Кунбатар, а Хусейн – житель соседнего с Кунбатаром даргинского села Шумлелик. Местные даргинцы переселились в Ногайский район ещё в советские годы больше 50 лет назад. Как старожил, Хусейн успел освоить язык ногайцев и в беседе с нами признался, что предпочитает говорить с ногайцами на их языке.
Перед сценой стали рассаживаться гости, а позади сцены к представлению готовились ведущие и танцевальные ансамбли. Наконец, со сцены объявляют о начале праздника, а на встречу к сцене двинулась колонна всадников. Под известную современную, но исполненную в традиционном стиле ногайскую песню «Домбыра», ставшую уже народной песней, всадники приблизились к сцене.
Перед гостями на коне выступил Рустам Адильгереев, чьё выступление можно назвать и поздравительным и идейно знаковым. Помимо приветствия гостей и поздравления с праздником Сабантой, Адильгереев обращается с приветствием к ногайцам Ставропольского края, ногайцам и близкородственным народам в Астраханской области, ногайцам Карачаево-Черкессии и Крыма. Отдельно Рустам упомянул ногайцев Турции и диаспору турецких ногайцев в Германии. Исторически сложилось так, что ногайцы Предкавказья и Крымского ханства переселялись в Османскую империю и Турцию с восемнадцатого по двадцатый век и на сегодня именно в Турции, а не в России проживает наибольшее число ногайцев. Об этом ногайцы России не забывают, и после распада СССР они восстановили связь со своими соплеменниками в Турции.
После приветственной части программы 40 батыров ускакали, а ведущий объявил о первом музыкальном выступлении. Кроме развлекательной программы на сцене выступали с речью глава села Кунбатар, глава Ногайского района, а также старожилы и почётные жители района.
Выступая уже со сцены, Рустам Адильгереев отметил, что организаторы Сабантоя денежно отметили многодетную семью Шериевых, последнего ветерана ВОВ в Ногайском районе Шамсутдина Шувакова 1922 года рождения и школьную учительницу ногайского языка, написавшую народный гимн села Кунбатар Лизу Махмудовну. Рустам в своём выступлении пояснил, что этим они отметили три вещи, которые всегда должны почитаться в ногайском народе: уважение к прошлому и почитание старших, любовь к родному языку и своему народу и наконец, семейные традиции и забота о будущем.
Глава села Кунбатар Алимурза Бариев в своём выступлении отметил, что Сабантой символизирует собой праздник весны и полевых работ, а также является культурной ценностью ногайского народа, через который в народе поддерживается единство, любовь к спорту, знание истории и ценность труда.
Глава Ногайского района Мухтарбий Аджеков в своём выступлении сделал объявление, что на этот год запланирована газификация села Кунбатар, а также обновление в селе электросетей и создание парковой территории.
На сцене выступила с поздравлениями и председатель дагестанской общественной организации татарской национальной культуры «Туган тел» («Родной язык» – прим. РИА «Дербент») Эльмира Кадырова.
«Это большое событие, направленное на сохранение традиций ногайского народа. Этот праздник уходит своими корнями в седую древность и несёт основную мысль праздника плуга выражающая любовь к земле, к труду. Праздник имеет более 1000-летнюю историю и давно перешёл национальные границы», — отметила Кадырова.
Татарские гости из Махачкалы напомнили, что праздник Сабантуй ежегодно празднуется и татарскими общинами по всей России, но он никогда не отмечался татарами Дагестана. Сабантуй планировали провести в 2018-м году в Махачкале, но по многим причинам Сабантуй не состоялся. Следующий Сабантуй татарская община хочет провести уже с ногайцами Дагестана.
К полудню гостей начали угощать горячим обедом. Тем временем, выкопанные со вчерашнего дня двойные ямы стали кострами, где второй подкоп ямы служил обдувом огня.
Так полевая кухня готовила угли для национального ногайского блюда – куралей. Куралей — запеченная в закрытой яме баранина. Смазанная и промаринованная в соусе из сметаны, домашнего йогурта, пряностей и других авторских ингридиентов баранина подвешивается над углями. После яму накрывают, например, медным листом и плотно засыпают землёй. Земля не пропускает тепло углей, и мясо запекается в течение нескольких часов. Стоит ли удивляться, что это блюдо гости ждали наряду со скачками?
После обеда у ипподрома стала собираться первая команда жокеев. Всего в конных скачках были заявлены 6 заездов разных дистанций, от 10 до 15 жокеев в каждом. На скачки приехали участвовать чеченцы, туркмены и русские из Ставропольского края и, конечно, сами ногайские коневоды. Призовой фонд составлял 300 тысяч рублей. Лошади в ногайской культуре имеют традиционное большое значение, поэтому было не удивительно, что большинство мужчин собралось понаблюдать за скачками.
Список победителей также стал разнородным, это были команды из Чечни, села Кунбатар, Туркменского района Ставрополья и другие. По признаниям конников со стажем, дебют скачек в Кунбатаре на удивление прошёл на высоком уровне.
Но скачки были не единственным конным спортом на Сабантое. После скачек на отдельной площадке прошла и конная борьба, по-ногайски называемая «баьтыр куьрес» (батыр кюрес). Цель участника конной борьбы стабильно в упор держаться к сопернику, чтобы скинуть его с лошади, либо пересесть на лошадь соперника, что тоже засчитывается победой.
Кроме конных состязаний на Сабантое прошли состязания по перетягиванию каната. А ещё прошёл любительский турнир борьбы на поясах, называемый по-ногайски «ак билек». В нём приняли участие борцы со всех сёл Ногайского района, в том числе и из даргинского Шумлелика.
С более широкой аудиторией была игра подарков, вывешенных на 10-метровой трубе. Участник должен был попробовать заползти вверх по трубе и сорвать заветный пакет с сюрпризом. А для большего интереса к игре, желающему сначала должно повезти со жребием для участия.
Для гостей были ещё площадки по другим национальным силовым единоборствам, а также стрельба из лука.
Всего на Сабантое было около 1000 человек, как и рассчитывали организаторы. К 17 часам празднование подошло к концу, гости стали разъезжаться. Подводя итоги мероприятия, организаторы и приглашенные гости были довольны уровнем его проведения. Теперь организаторы рассчитывают, что в следующем году в Дагестане найдутся те, кто примет эстафету Кунбатара. Мероприятие прошло с размахом, но на деньги местных фермеров и при поддержке ногайских общин из других регионов России, поэтому такое мероприятие требует вложений не только труда.
О сложностях организации и грузе ответственности мы разговорились с Рустамом после Сабантоя.
— А чего не хватало на празднике?
— Я думаю, мы сделали всё, что нужно было. Спортивные состязания проведены на любительском уровне, но это потому, что наши национальные виды спорта почти забыты. Но Сабантой — это хороший повод для практики.
От властей мы почти ничего не просили, но было бы хорошо, если на следующий Сабантой в районе отремонтируют дороги и газифицируют сёла. Это тот минимум, который мы ждём от властей.
Республиканские власти хотели провести Сабантуй в Махачкале, как знак налаживания связей с Татарстаном. А тем временем мы тоже отмечаем этот праздник, Сабантой – это праздник всего северного Дагестана. Мы будем только рады, если республиканские власти захотят провести Сабантой на должном уровне там, где их празднуют «на народном уровне», и, как положено, — на открытом поле.
Поделиться
01 Авг 2019 г.
Комментарии к статье