История махачкалинского маяка неотделима от истории города. Сооружение младше столицы всего лишь на несколько лет. В 1841году в Петровске было заложено крупное укрепление – порт, через который дешевым и удобным водным путем с Волги шло регулярное снабжение кавказских войск. В 1852 г. был построен Петровский маяк, и тогда уже существовало два рейда на расстоянии 2 км от берега: казенный – для судов с купеческими товарами и военный – для судов с военными грузами. По слухам, именно на месте нынешнего маяка в далеком XVIII веке сам Петр I заложил камень укрепления Петровского, выросшего в город. Первый маяк представлял собой башню с фонарем наверху с восемью лампами с рефлекторами.
«Современный же полосатый красно-белый восьмигранник высотой 27 метров, на высоте 84 метра над уровнем моря, построили в 1866 году. Выше маяка в Махачкале лишь телебашня. Наверх ведет крутая винтовая лестница с 117 ступенями. Дальность видимости его света 24 мили, это почти 50 километров», – рассказывает Роман Курабеков, работающий на маяке с 1994 года. Семья Курабековых служит этому делу давно, отец Романа Гаджикабир также работал на маяке с 1985-го по 2005 год. А Роман еще мальчишкой пропадал на работе у отца, наблюдая за смотрителем маяка и помогая ему в работе.
Направленный свет прожектора махачкалинского маяка не позволяет кораблям заблудиться в каспийских просторах. Капитан и команда корабля по частоте световых проблесков узнают его. И даже сегодня, когда навигационное оборудование на кораблях позволяет обходиться без береговых световых ориентиров, маяк продолжает выполнять свою работу, указывая дорогу морякам.
Махачкалинский маяк, находившийся со дня своего сооружения в ведении «кавказского воинского начальства» и обслуживавшийся чинами местного гарнизона царской армии, и сейчас находится в ведении Гидрографической службы Военно-морского флота Министерства обороны РФ.
Текст Проджи
Фото Rashid Suleimanov
Поделиться
20 Янв 2019 г.
Комментарии к статье