Поделиться
01 Янв 2013 г.
13 мая 2012 года всем, кто знал и любил Эльзу Рамазанову, пришлось смириться с мыслью, что дальше идти по жизни придется уже без нее. Без ее задорного смеха и забавных шуток, без её завидного оптимизма, без её неиссякаемой энергии и без её большого доброго сердца, которое перестало биться…
«…Мне страданье – не друг, не брат, этот мир, я верю, мне всё ж и вправду рад…» — это строки из «Монолога о страдании» — песни, автором которой была сама Эльза.
А мир и вправду был рад ей! Эта радость, бесспорно, читалась в глазах людей — родственников, друзей, поклонников, знакомых и даже, как бы странно это ни звучало, просто прохожих. И дело тут не просто во внешней привлекательности, а, скорее всего, в притягательной силе ее внутренней энергии и красоты душевной. Ведь, как говорится в той же песне, «радость – не случайность и не ошибка, а мимолётной любви улыбка — лучшая, наверное, на свете выдумка…»
Одной из лучшей «выдумок природы» можно назвать и рождение Эльзы. На высоте свыше 1800 метров над уровнем моря в ауле Хулисма Лакского района зимним январским днем 1955 года появилось на свет Дитя любви. Ведь именно так называют детей, в любви рожденных. В любви большой и светлой! Родители Эльзы Сарижат Пирмагомедовна и Исмей Курбанович в дочери души не чаяли, и Эльза выделялась среди сверстниц с самого детства. Как будто Богом было подарено ей недоступное многим такое знание мира, когда обыденные для обычного глаза вещи представали перед ней в совершенно ином свете, обнажая всю заложенную в них глубину и мудрость. Такие люди способны предвидеть и предсказывать, а, значит, и оберегать от ошибок. И не только себя, но и других. Возможно, благодаря этому знанию, а также лидерским ее качествам, за ней всегда были готовы идти знавшие её и верившие в нее.
Способность к пению проявилась у Эльзы еще в школьные годы. Ее страсть к индийским фильмам, которыми в те годы увлекались многие советские люди, открыла ей дорогу в мир музыки. Очарованная голосом легендарной Латы Мангешкар, Эльза стала подражать ее голосу, её манере исполнения. И получилось у неё так, что сольные номера юной певицы сразу же вошли в программу художественной самодеятельности Кумухской школы, а чуть позже она стала выступать и в ансамбле «Хрусталик» при Медакадемии под руководством создателя ансамбля Шамхала Алиевича Шамхалова – заслуженного врача РД и известного композитора.
С детства Эльза очень гордилась своими родителями. Позже в одном из интервью она скажет: «Я стремлюсь быть достойной своих родителей и благодарна судьбе за маму и папу. Спустя годы острее начинаешь ощущать насколько ценно это чувство непередаваемого счастья – думать и заботиться о них».
Она любила вспоминать те сладостные минуты общения с отцом, когда они подолгу играючи импровизировали, сочиняя на ходу то музыку, то слова к ней. И на родном лакском, и на русском языках. «Плоды» этих импровизаций не оставались незамеченными и входили потом в сценарии представлений на семейных праздниках. Именно в таких экспромтах рождалась и крепла новая звездочка, готовясь занять достойное место на творческом небосклоне Дагестана.
Отец Эльзы был человеком известным не только в Дагестане. О нем писали газеты, рассказывали по телевидению и по радио. Было о чем… «Лейтенант Саша» — а именно так его прозвали чешские фронтовые друзья, — был награжден орденом «Красной звезды» за освобождение Чехословакии от фашистских захватчиков. «…от границ Польши от города Тернополя до Праги прошел с боями молодой Исмей Магомедов. На первый взгляд недолог был путь, но прокладывался он сквозь кровь и смерть, беспримерным напряжением человеческих сил…» — писал о нем в преддверии Дня Победы в далеком 1977 году «Комсомолец Дагестана». А после войны — Исмея Магомедова считают первым из тех, кто в буквальном смысле внес на дагестанскую сцену звуки аккордеона. Часто в составе творческих групп Дагестана выезжал он в другие города Советского Союза, играл и на ведущих московских сценах. Говорят, в его руках аккордеон мог и смеяться, и плакать, завораживая слушателей. И они вслед за ним и смеялись, и плакали. Просьбы сыграть «на бис!» звучали постоянно.
Маму же свою Эльза называла «стопроцентной альтруисткой». За то, что привыкла она жить для других, ради других. «Дарить людям тепло и заботу – это то, чего у нее никак не отнять. Другой жизни моя мама и не представляет», — бывало восхищалась она. Их, матери и дочки, отношения — яркий образец для подражания. Именно у них я научилась ценить и беречь спокойствие своих родителей, не посвящать их в свои проблемы. Вспоминается рассказанная Эльзой история…
В 90-м году изменения, произошедшие в её судьбе, подтолкнули Эльзу что называется — «на пике славы» сменить место жительства. Выбор пал на Москву. Впрочем, столица, как сама она признавалась, всегда ее привлекала. «Москва — быстрая! Здесь можно успеть увидеть многое», — говорила она. «Быстрота», с которой в столице всё происходит, действительно поразила — обокрали ее сразу после прибытия, прямо на Казанском вокзале. Да так, что осталась она без документов, без денег и без дорогого гардероба — в буквальном смысле в том, в чем приехала. Но никто из родных о таком досадном случае не узнал. А просьбу свою — выслать старую одежду – она объяснила маме нежеланием выделяться из толпы яркими нарядами…
И так всегда: мама и дочь оберегали друг друга, как говорила Эльза, от «лишней информации».
— Она никогда меня не обижала… — не раз приходилось слышать от Сарижат Пирмагомедовны. И, наверное, глубокий смысл этих слов понятен тем, кто умудрен жизненным опытом, кто знаком с хитросплетениями человеческих отношений, кто в состоянии по достоинству оценить искренность и настоящую любовь.
«Этот голос родился как горный хрустальный ручей, чьи незатейливые мелодии переливаются, словно звуки тончайших колокольчиков, он рос вместе с Эльзой, впитывал в себя красоту родного края, наполнялся силой родной природы. И вот, этот ручеек превратился в поток прекрасной горной реки – глубокой, сильной, несущей свои воды в бесконечность…» — так метафорично описал голос Эльзы Рамазановой Иван Ильичев, известный, как биограф Анны Герман. Но до встречи с одним из основателей ретро-проекта «Имена на все времена», Эльза прошла пусть становления и самопознания. Некоторые называют ее дорогу жизни извилистой и тяжелой, но сама она никогда не жалела о прожитых годах и уготованных ей судьбой испытаниях. А в минуты откровения утверждала, что «бог не посылает на человеческую долю тех испытаний, которые он не в состоянии вынести».
Очередное такое испытание на стойкость ей пришлось выдержать в 1986 году, когда Эльза оказалась перед сложнейшим выбором. Предложение — петь для широкой аудитории народные песни в эстрадной обработке — могла принять только смелая и уверенная в собственных силах горянка. Принять его – значило рискнуть честью и репутацией, ведь видеть на сцене землячку, поющую на манер звезд советской эстрады, дагестанские зрители в то время еще не были готовы.
Но Эльза рискнула. Возможно, решающую роль в этом выборе сыграло непосредственное участие в ее творчестве родного брата. Мурад Амиров — создатель одного из первых в Дагестане эстрадных ансамблей — «Экспромт», в котором солировала Эльза Рамазанова. Он никогда не сомневался в музыкальных способностях сестры и был уверен в том, что ее природная скромность, благородство, интеллигентность в купе с необыкновенным голосом создадут тот необходимый образ современной поющей женщины, которая должна будет внести в дагестанскую культуру новое направление музыкального искусства. И он не ошибся. Их группа, состоящая из пяти человек, в одночасье стала популярной. Газеты писали: «… с первого концерта все были покорены обаянием и красивым тембром голоса, талантом певицы, ее коллег по ансамблю…» Особую популярность приобрели песни «Темно-зеленое платье», «Черные глаза», «Родина моя». Эти хиты скоро стали звучать буквально из каждого окна. Репертуар коллектива расширялся русскими, турецкими и индийскими песнями. Нередко Эльза исполняла песни собственного сочинения.
Как это обычно бывает, ставшую популярной певицу, стали узнавать на улицах города, просили автографы, благодарили за новые позитивные эмоции. В письмах от поклонниц часто звучали слова: «хочу быть похожей на вас…» или «…слушаю вас и понимаю, что мир прекрасен». Такие признания не могли не радовать. Вдохновленная взаимной любовью зрителей, Эльза укреплялась в вере в собственные силы.
Позже, когда Эльза переехала в Москву, состоялось знакомство с композитором, Заслуженным артистом России Владимиром Газаряном, который остался настолько впечатлен ее голосом, что во время одной из встреч подарил Эльзе свою песню «Жар-птица», которую когда-то исполняла Анна Герман. Эта песня стала для Эльзы в то время своеобразной путеводной звездой, одной из любимых песен в репертуаре. Необыкновенно красивая, сказочная, она как нельзя лучше соответствовала тонкому устроению души певицы…
— У Эльзы был очень своеобразный, просто великолепный голос, – как-то поделился Владимир Григорьевич, с сожалением говоря о ней уже в прошедшем времени. — Как она пела индийские песни!.. Просто один в один! Я слушал и восхищался! Ей можно было быть только певицей, а она была ещё и прекрасным врачом-стоматологом…
Не смотря на природный голос и талант певицы, Эльза интуитивно понимала, что в жизни будет защищена, если освоит ещё и «серьезную профессию». А поскольку милосердие и забота о ближнем не были ей чужды, выбор пал на медицинское образование. Сначала махачкалинское медучилище, потом — медицинский институт (ныне Дагестанская Государственная медицинская Академия) и учеба у выдающегося педагога, кандидата медицинских наук, доцента Виктора Шварца, а затем — врачебная деятельность в республиканской стоматологической поликлинике.
До сих пор не только я удивляюсь тому, как ей удавалось совмещать музыку, медицину и домашние заботы, быть лучшей во всем! Об уюте ее дома говорили все, кому в то или иное время удавалось побывать в гостях у Эльзы. Что лучше и как правильней, она понимала интуитивно. Огромное внимание уделяла мелочам. Старалась быть на шаг впереди. Помню ее рассказы о том, как при каждом удобном случае бегала в библиотеку им. В.И. Ленина (ныне Р.Г. Гамзатова) в Махачкале и искала ответы на волнующие ее вопросы. А их было великое множество: от «Что такое НЛО?» до «Как сохранить белизну белой ткани?» Такая «широта интересов» вполне объяснима: Эльза часто любовалась звездным небом и еще тогда верила в то, что мы не одни во Вселенной, а всегда белоснежный халат подчеркивал опрятность и надежность «поющего стоматолога». И, возможно, поэтому пациенты предпочитали лечиться именно у нее. Так было в Махачкале, так продолжалось и в Москве.
Именно стоматология в свое время помогла Эльзе Рамазановой — популярной дагестанской певице, в одночасье исчезнувшей с поля зрения своих поклонников, зрителей, -выстоять в сложный период ее жизни. «Не сошлись характерами…» — так принято говорить сейчас, когда пары расходятся. Это же определение можно применить и к ее семейным отношениям. Хотя… Не все так просто, и вряд ли посторонним вообще дано понять истинную причину размолвок некогда влюбленных друг в друга людей. Тем не менее, спасительный оплот, которым на тот момент оказалась Москва, дал ей надежду на новую жизнь – жизнь, в которой нужно было все начинать с нуля.
Рассказывает Президент Московского центра культуры «Дагестан», профессор, доктор технических наук, Арсен Гусейнов:
— Мы московские дагестанцы близко познакомились с творчеством Эльзы Рамазановой и лично с ней на концерте, который организовала Лакская община Московского центра культуры «Дагестан» в 1991 году в Киноцентре на Красной Пресне. Она покорила московских дагестанцев. Вскоре она переехала в Москву, начала работать врачом-стоматологом и активно включилась в работу центра культуры. Ни одно культурное событие и общественно-значимое мероприятие, проводимое Московским центром культуры «Дагестан», не проходило без ее активного участия. Талант ее был многогранен, она во всем старалась быть успешной: и в профессиональной деятельности она добилась высокой квалификации, работала в лучших клиниках. У Эльзы были на редкость легкие руки, что для стоматолога очень важно. Красивая, творческая, ищущая новое, нацеленная на достижение новых высот, она была очень сильной и цельной личностью. В тоже время она казалась очень незащищенной. Даже ее улыбка и смех вызывали определенную тревогу. Эльза пела так, будто прощалась с жизнью. В этом — и своей судьбой — она была похожа на своего кумира – великую певицу Анну Герман.
Любовь к Анне Герман в свое время свела Эльзу с людьми, внесшими в ее жизнь новые яркие краски. Иван Ильичев и Алексей Исааков — авторы музыкально-театрального проекта «Имена на все времена», устраивали концерты памяти этой очень популярной в Советском Союзе польской певицы. На протяжении нескольких лет Эльза принимала постоянное участие в концертах памяти Анны Герман наряду с такими артистами, как Анне Вески, Валентина Толкунова, Мария Кодряну, Галина Невара, Альберт Асадуллин, Надежда Чепрага и другие. На них она исполняла знаменитую «Жар-птицу».
Стоит отметить, что песни Эльзы Рамазановой вошли в различные музыкальные сборники, такие как «Памяти Анны Герман», «Лучшие песни о любви», «100 ретро-дуэтов», «Любимцы публики», «Парад солистов эстрады», «Мелодии моей Родины. СССР» и др. Успешно совмещая работу стоматолога с музыкальной деятельностью, она выступала на таких концертных площадках, как Московский Государственный Театр Эстрады, Центральный Дом Ученых Российской Академии Наук, культурный центр «Меридиан», Центральный Дом Работников Искусств, Политехнический музей, театр «Камерная сцена» на Таганке и многих других.
Не без участия Ивана Ильичева и Алексея Исаакова — «ребят», как их любила называть Эльза, летом 2009 года в ее жизни произошло важное событие – вышел в свет ее первый сольный альбом «Хиты Кавказа». Альбом был выпущен в коллекции «Имена на все времена» на одной из ведущих фирм-производителей музыкальной продукции – студии «Монолит». В диск вошли лучшие песни в исполнении Эльзы Рамазановой, записанные в разные годы ее творческой деятельности: «Тёмно-зеленое платье», «Черные глаза», «Лакский гимн», «Баллада о женщине», «Монолог о страдании», «Мой бубен», «Жар-птица» и другие.
Часто друзья собирались у Анны Николаевны Качалиной, которая когда-то работала музыкальным редактором фирмы «Мелодия» и была в хороших отношениях с Анной Герман. На дружеских творческих застольях рождались новые идеи к концертным программам, звучали песни. Их участники предавались воспоминаниям. Музыка объединяла их.
— Удивительные человеческие качества, которыми обладала Эльза, притягивали к ней людей самых разных возрастов и профессий, — вспоминают теперь «ребята». — Эльза умела дружить, умела поддерживать людей в трудные минуты, умела дарить своё сердце людям. Среди её друзей были и артисты. Многие из них бывали у нее и дома, и…- на приеме в кабинете стоматолога.
По мнению друзей, жизнь Эльза прожила очень сложную, но сумела сохранить достоинство, благородство, интеллигентность и дух своего народа. Ведь о существовании национальности, которую Эльза представляла, в Москве мало кто знал. Но услышав однажды как поёт Эльза Лакская — под таким творческим псевдонимом она выступала — зрители проникались доверием и уважением к ее народу, к ее малой родине.
В свое время, еще в начале творческого пути, в интервью известному дагестанскому журналисту Кази Караеву Эльза произнесла фразу, которая цитатой разошлась в газетных публикациях о ней, в документальных фильмах, в музыкальных роликах на ТВ, неизменно ассоциируясь именно с этой лакской певицей: «Моя дорога берёт своё начало в истории моего народа. И всю жизнь я черпаю в ней силы и вдохновение для песен, звучащих в моём сердце…» Эти слова как нельзя лучше передают и твердый её характер, и непоколебимую любовь к малой родине. Любовь, которую она несла в своем сердце всю жизнь.
Спасибо, Эльза!
Однажды, уже очень давно, вообразив себя биографом, я начала писать своего рода «зарисовки» — свои наблюдения о жизни Эльзы. Мне хотелось сообщить миру о том, что есть на свете еще один человек, о котором по праву можно сказать «на нем Земля держится». Мне хотелось рассказать о том, как каждым днем своей жизни она продлевает сотни других, о том, как безотказно помогает нуждающимся, как страдает, когда видит несправедливость, как искренне сопереживает попавшим в беду…
А сейчас… Писать о том, что произошло в конце её жизненного пути, я не хочу. О том, как замерло сердце её матери, навсегда закрывающей глаза дочери — гордости всей жизни – не могу…
Когда-то, заметив мои «старания биографа», Эльза быстро их пресекла, отметив, что она такая же, как все и вряд ли достойна такого внимания. Она не страдал тщеславием. Она шла по жизни, оставляя за собой только яркие и добрые следы.
«Сижу и слушаю ее песни в инете…», — это строки из комментариев в социальных сетях нтернета. — «Эльза Рамазанова навсегда жива в наших сердцах!!!», «Она будет жива пока, есть человек, который будет помнить и слушать её песни…», «Я с детства помню ее песни, и всегда задавалась вопросом «где она и почему не поёт?» Мне очень жаль, что я такое о ней услышала…», «Жизнь ее может служить примером для подражания. Эльза была, есть и будет в наших сердцах прекрасной цельной и сильной личностью», «Она погибла в расцвете лет… Но ее песни и ее творчество — это большое наследие, которое Эльза Рамазанова оставила нам и нашим потомкам. Она действительно была лучшей. Тяжело свыкнуться с мыслью, что тебя больше нет…»
Ровно 40 дней после ужасного, нелепого трагического случая, Эльза боролась за жизнь. Боролись за неё и врачи. Боролись родственники, друзья, поклонники её таланта и даже случайные люди. Но…
Жизнь – не кино, и у неё не может быть счастливого конца. Да, и в кино, бывает так, что главный герой неожиданно погибает. А тем, кто сидит в зале, остаётся за этим молча наблюдать, обижаясь на режиссёра, ругая сценариста. А потом мысленно мириться с этим, потому что влиять на то, что происходит за кадром, им не дано. А ещё потому, что завтра будет другое кино. И у актера, сыгравшего погибшего героя, может быть будет более счастливая судьба.
День 13 мая 2012 года глубоко отпечатался в памяти тех, кто был с Эльзой в последние минуты. Ее неожиданный уход – худший из сценариев, который только могла придумать жизнь… И с ним вряд ли смогут примириться те, кто знал и любил… Нет! – кто любит и помнит первую эстрадную певицу Дагестана, замечательного доктора, умного, доброго и красивого человека — Эльзу Рамазанову.
Анне Вески, заслуженная артистка Эстонии
«Когда я вспоминаю Эльзу, у меня перед глазами встает светлый образ настоящей женщины. Она была не простым человеком — благородным, возвышенным, думающим. А главное — умеющим дружить и понимать друзей. В ней был такой потенциал доброты и человечности, что хватило бы на несколько человек. Эльза была одним из немногих людей, с которой мне удалось по-настоящему подружиться. Я избирательна в друзьях, трудно привыкаю к новым знакомствам, но с Эльзой всё было иначе — взаимопонимание, без лишних слов. Это ценно.
Эльза была гостьей в моем доме в Таллине, мой муж Бенно тоже отметил высокую нравственность и обаяние этой женщины. Я тоже бывала у нее в гостях, Эльза баловала нас прекрасными блюдами дагестанской кухни.
Мне также посчастливилось несколько раз бывать ее пациенткой в стоматологии. Врачом она была чудесным. Всё время что-то напевала, шутила, я и не замечала, что мне лечат зубы, казалось, я просто в гостях.
Игорь Наджиев, звезда российской эстрады
«Мы несколько раз выступали вместе в концертах в Москве, она часто приходила за кулисы в Театр Эстрады просто так — поддержать своих друзей, приносила с собой что-то вкусное и кормила нас блюдами собственного приготовления. От нее исходил особенный свет, особенное тепло души. С ней было очень легко в общении. Пускай она записала не так много песен, но то, что записано — это настоящая драгоценность. Неважно, что у Эльзы нет массовой популярности. Её искусство элитарно, оно со временем будет находить всё больше и больше слушателей, потому что она пела не просто душой. Ее пение — это игра на самых благословенных Богом струнах души.
Существуют разные традиции провожать человека, прощаться с ним навсегда, но у артистов есть давняя традиция — провожать любимых артистов апплодисментами. Именно поэтому свои последние апплодисменты Эльза услышала от своих преданных друзей в последний ее день в Москве…»
Наталья Косминская, заслуженный деятель искусств Москвы
«Меньше чем за месяц до трагедии, которая произошла с Эльзой, мы встретились на концерте в Украинском Культурном Центре. Я была организатором вечера, в котором принимали участие певцы, представлявшие разные нации — грузины, осетины, коми, армяне. Эльза представляла Дагестан и свой лакский народ, пела две красивые лакские песни. Принимали ее замечательно, она вышла в красивом зеленом платье, такая грациозная и вдруг закружилась в восточном танце. Кружево ее танца, ее профессиональных движений сразу дало понять, что перед нами — артистка по призванию, ее талант был от природы.
Я и предположить не могла, что то выступление станет последним в ее жизни. Получается, она попрощалась со зрителями музыкой, своими песнями…
Иван Ильичев, лауреат фестиваля имени Анны Герман:
«Таких людей как Эльза Бог посылает на Землю в качестве подарка. Подарка нам, обычным людям, чтобы мы имели счастье на Земле увидеть человека с ангельской душой. Для меня многолетняя дружба с Эльзой Лакской — это огромный подарок от Всевышнего. Не могу забыть, как она рассказывала мне, как родилась ее песня «Диалог со страданием» на лакском языке. Тогда еще не было русскоязычной версии и мы обсуждали, о чем эта песня, чтобы перевести ее на русский язык. Оказалось, это реальная история из жизни Эльзы — ее диалог со страданием, которое она встретила на узкой горной дороге, идя из селения Хулесма в Кумух. Эльза знала, что ее жизненный путь не будет простым, он был труден и извилист как тропинка в горах. Но эта тропинка всегда вела её наверх, всё выше и выше… И в конце концов ее просто перестало быть видно из-за облаков. Мы называем это смертью, но это всего лишь переход в другую жизнь, где мы надеемся снова на встречу…
В моей памяти многое связано с Эльзой, но самое яркое воспоминание — это путешествие в Хулесма, когда мы остановились по пути и я сфотографировал Эльзу на фоне виднеющегося вдали ее родного посёлка… На той самой дороге, где она встретила страдание… С раскинутыми в стороны руками, словно крыльями, в соломенной шляпке, красивая улыбающаяся, светящаяся Эльза — так и застыло это мгновение навсегда…»
Закир Рамазанов, сын Эльзы Рамазановой:
«После развода с моим отцом мама не стала менять фамилию, потому как ее знали и помнили, именно как Эльзу Рамазанову. Ее девичья фамилия – Магомедова. Псевдоним «Лакская» появился неслучайно: мама очень любила свой народ, свою культуру, народные песни.
Ее отец, Исмей Курбанович Магомедов встретил день победы в Берлине. После войны остался служить в Германии в артиллерийских войсках в звании старшего лейтенанта. Там дед познакомился с немкой. Ее звали Эльза. Они полюбили друг друга. Как знаете, послевоенное время советским людям было запрещено иметь серьезные отношения с немцами. Из-за этой любви для дальнейшей службы Исмей был отправлен в Советский Союз. А когда родилась мама, он назвал дочь в честь первой послевоенной любви – Эльзой.
После смерти мамы идут разговоры о том, что она сменила веру. Это неправда. Мне даже не хочется комментировать те крайне неприятные отзывы из интернета с нелепыми обвинениями в ее адрес. Просто отмечу, что люди разных вероисповеданий, знавшие ее, всегда принимали ее за свою. Потому что она никогда не ставила себя выше других и не стремилась навязывать другим свои убеждения.
Мама одна из немногих, кто пел песни для души, а не ради денег. Пела, потому что это нравилось другим. И мы – родственники Эльзы Рамазановой (Лакской), благодарны всем тем, кто помнит ее и был с нею в те трагические минуты…»
Патимат Гаммадова, руководитель Ассоциации декоративно-прикладного искусства при Московском центре культуры «Дагестан»:
«В полной мере выразить свои эмоции, связанные с Эльзой, можно, если говорить о ней в настоящем времени, но никак не в прошлом. По крайней мере так приятнее… Хочется думать, что она с нами здесь и сейчас… Мое знакомство с Эльзой произошло в 1987году. Это был совместный концерт, посвященный Дню города — Махачкалы. Как сейчас, помню: Эльза перебирает вместе с моим отцом- этнографом старинные платки и видно, что делает она это с огромным удовольствием. Эльза с моим отцом была едина во мнении, что костюм должен соответствовать репертуару народной песни. Эта картина врезалась в мою память — я была горда тем, что знакома с популярной на тот момент певицей, и, естественно хвасталась этим. Мои подруги завидовали мне, и , поверьте, было чему. В 80-е годы Эльза была кумиром молодежи, самой яркой звездой эстрадной песни Дагестана, которая пела на русском, лакском и индийском языках. В моей памяти остались те красивые клипы ее песен, невероятно мелодичный, уютный, подобный журчанию ручья голос.В начале 1998 года на одном из мероприятий в Москве мы с Эльзой повстречались снова, и довольно долго общались, вспоминали о наших гастрольных поездках, об общих знакомых. А, когда уже прощались, она протянула мне свою визитку, а на ней – контакты для связи и должность стоматолога. Наверное, она заметила мое недоумение: стоматология и Эльза для меня были несовместимы. Тогда я еще не знала, что ее основная специальность — врач-стоматолог, а спросить было неловко. А спустя время мне посчастливилось убедиться и в ее профессионализме, узнать ее, как замечательного врача и проницательного психолога. Эльзе удалось убедить мою дочь – трусишку в том, что лечение зуба — это вполне безболезненная процедура. После встречи с ней Карина пришла впечатленная и долго рассказывала о том, какая она внимательная, чуткая, нежная и как умело подводила к тому, что предстоит сделать. Эльза обладала большим букетом лучших человеческих качеств. Все к чему прикасалась Эльза, все было вовремя, во благо и совершенно. Спасибо тебе, Эльза! Ты была, есть и всегда будешь с нами!..»
Поделиться
01 Янв 2013 г.
Комментарии к статье