Древний Гияр-Курах

0

Поделиться

16 Дек 2000 г.

Древний Гияр-шехер (Гияр-город) по преданию, был расположен севернее современного Кураха — на невысокой горе и у ее подножия с юга и запада.

Древний Гияр-шехер (Гияр-город) по преданию, был расположен севернее современного Кураха — на невысокой горе и у ее подножия с юга и запада.

Гияр-шехер со всех сторон был окружен крепостной стеной. Город снабжался чистой и приятной на вкус родниковой водой из источника Киткен-булах, расположенного на расстоянии 6 километров. Вода в Гияр поступала по водопроводу из гончарных, керамических труб (гунгар). По густоте населения, занимаемой площади, быту и культуре жителей Гияр вполне отвечал меркам города античного периода.

Версия его основания теряется во тьме тысячелетий. По всей вероятности, он был заложен еще во времена многобожества, до принятия гиярцами христианства. Об этом свидетельствует множество фактов. Следовательно, со дня основания Гияр-шехера прошло не менее 2000-2500 лет.

Этимология названия древнего города — сложный и не установленный окончательно вопрос. Однако версия о том, что название Гияр якобы происходит от имени жены правителя города, захватившего там власть, не более чем досужий домысел. Сторонники этой версии производят название Гияр от имени Гюар (армянское женское имя). В таком случае приходится придти к тому, что до появления чужеземных властителей город просуществовал (неизвестно сколько веков) без своего названия. Кроме того, по законам лезгинского языка, имя Гюяр никак не может превратиться в Гияр. Закономерно его превращение в форму Гавар или Гагьар.

Еще одно обстоятельство, связанное с этимологией названия Гияр, опровергает надуманную версию о том, что оно происходит от имени мифического армянского правителя города. Старожилы села Гилияр Магарамкентского района рассказывают, что в их ауле существует предание, согласно которому их аул в древние времена был основан выходцами из Гияра, спасшимися от гибельного нашествия иранских завоевателей, имевшего место более тысячи лет назад.

Очевидно, основатели села назвали его в память о старой, потерянной Родине, о Гияре, разрушенном врагами до основания. Также очевидным является единство обоих названий: Гияр — Гилияр. Во втором названии мы находим всего один «лишний» слог. Лишний ли он слог, предстоит еще установить: ведь у потомков древних гиярцев-курахцев — страсть к усечениям, сокращениям, краткости сохраняется и в наше время…

На наш взгляд, название древнего города Гияр связано с именем одного из самых почитаемых богов древнелезгинского пантеона — Бога Яра. По мнению, известного ученого-этнографа, доктора исторических наук Г. А. Гаджиева, бог Яр — покровитель земледелия, плодородия. Свидетельств особого почитания бога Яра древними гиярцами больше чем достаточно. В топонимике владений Гияр-шехера, в названиях гор, местностей вокруг него сохранилось много слов, содержащих имя бога Яр. Итак, в названии города Гияр вторая часть — яр это имя бога земледелия, плодородия, покровителя жителей города, а компонент и, возможно, прилагательное — эпитет со значением прославления имени бога Яр, благодарения его.

В Курахе были сильны верования, связанные с именем бога Яра. В Гияре, а затем Курахе обрядовый праздник в честь любимого бога — покровителя Яра отмечался особо торжественно. Даже во времена забвения народных обрядов, обычаев, что было характерно для советского периода, Яран-сувар в Курахе ежегодно праздновался 21 марта — в день, когда бог Яр обновлял природу, дарил земле плодородие, чтобы почитатели вкусили от его безмерных щедрот.

Гияр-шехер часто подвергался разрушительным нашествиям чужеземных захватчиков — хазар, монголов, персов, тюрок, арабов и др. Однако, гиярцы доблестно защищали родной город и, несмотря на огромный урон, каждый раз восстанавливали его буквально из руин.

В V в. сасанидские войска, пришедшие в Гияр с войной, буквально стерли город с лица земли. Возможно, к этим трагическим дням относятся события, о которых говорится в старинной народной песне: горит славный город Гияр, подожженный злым врагом, в огне плавятся золотые и серебряные кувшины… Не поддавшись отчаянию вследствие гибели земляков и разрушения врагом родного города, оставшиеся в живых гиярцы совместно с переселенцами из разрушенных персами — Сасанидами – 7 мелких аулов основали несколько южнее древнего Гияра новое поселение и назвали его Курах (Кьурагь), что по-лезгински означает «засушливое место». Название села в точности передает природно-климатические особенности его местоположения: село окружено безлесными горами и скалами, но климат здесь здоровый, много родников с хорошей питьевой водой. За голыми горами и скалами открываются прекрасные альпийские луга.

Несколько веков потребовалось, чтобы Курах, унаследовавший героическую историю, духовное наследие, традиции древнего Гияра, возродился в полную силу, приобрел былую известность, возглавил новое политическое объединение — союз сельских вольных общин.

Уже в 1356 году Курах стоял во главе самого могущественного в Южном Дагестане союза вольных сельских джамаатов, в который входило 17 аулов. Факт существования Курахского вольного общества и его границы зафиксированы в надписи, выбитой на каменной стеле, установленной перед входом в Курахскую джума-мечеть. Надпись датируется 25 декабря 1356 года.

Самой трагической страницей летописи Кураха, как и в истории всего лезгинского народа, а также народов Дагестана очевидно, является нашествие полчищ кровавого персидского шаха Надира, в результате которого огню и мечу было предано огромное количество мирных жителей – женщин, стариков и детей.

Курахцы не покорились жестокому завоевателю, а, наоборот, преодолевая горе и страдания, проявляя величие духа, бесстрашие и любовь к родной земле, объединялись в отряды и, обосновавшись в неприступных скалах, совершали дерзкие набеги на ненавистного врага. Народ не забывает своих славных сынов и дочерей, отдавших свои жизни во имя защиты отечества, складывая о них предания и легенды, возводя мавзолеи, прославляя их имена. Так, на границе двух курахских магалов стоит возведенный некогда пир Ибрагима, мавзолеи над могилой героя, во главе отряда боровшегося с войсками Надир-шаха и отдавшего жизнь за свободу своего народа, за независимость родной земли.

И поныне в Курахе смелую, гордую, бесстрашную и решительную женщину называют Шантур, по имени отважной горянки, которая, переодевшись юношей, вступила в борцовский поединок с иранским пехлеваном и победила его.

После изгнания Надир-шаха из Дагестана Курах и села, входившие в союзное вольное общество, представляли собой разоренный и обезлюдевший край. Этим воспользовался Сурхайхан Казикумухский, которому в 1791 году удалось овладеть не только Курахом, но и Кюрой целиком. Народ Кураха и Кюры роптал и выступал против пришлого угнетателя, однако сплоченности и достаточной силы в этих выступлениях, к сожалению, не было, и по этой причине они были обречены на неудачу.

В 1811 году при активной поддержке местного населения войско Сурхайхана было разбито русскими войсками под командованием русского генерала Хатунцева. В 1812 году было создано Кюринское ханство с центром в Курахе. Здесь был постоянно размещен гарнизон русской армии, состоящий из двух батальонов солдат и казачьей сотни. С 1860 года Курахское вольное общество вошло в состав Кюринского округа Дагестанской области.

Курахцы приняли активное участие в антиколониальном восстании горцев 1877 года. Житель Кураха, поручик Магомед-Али бек был избран восставшими Кюринским ханом. После подавления восстания Магомед-Али бек был расстрелян царскими властями.

В 1918 году при обороне Дербента от банд Деникина деятельное участие в боевых действиях принял курахский отряд численностью около 300 человек, которыми командовали курахцы Кази-Магомед Омаров (Гьандал Къази-Мегьамед) и Магомед Омаров (Омаран Мегьамед). В боях за Дербент погибло более 20 курахцев.

В годы Великой Отечественной войны из Кураха на фронт ушло более пятисот защитников Родины. К родным очагам из них вернулось менее трети. В боях с врагом курахцы проявили себя храбрыми и бесстрашными воинами. Многие сыны Кураха, такие как полковник Сайд Мусаев, подполковник Рамазан Шерифов, майор Магомедвели Рамазанов, офицеры Магомед Габидов, Мавлудин Османов, Азредин Ибрагимов, командовали полками, батальонами, ротами, являлись политруками. Большое уважение и авторитет среди боевых товарищей — греческих и югославских партизан — завоевали своей храбростью и отвагой курахцы Магомед-Паша Гасанбеков и Сулейман Кадиев.

Курахский джамаат с древнейших времен известен своими традициями, мудрыми установлениями жизни. Курахцы приняли в свою среду представителей многих дагестанских и других народов, сделав их своими земляками, родными людьми. Только названия некоторых курахских тухумов — Пухшар, Сум6атIар, ЦIахъарар, Ресар, Гуржияр, Аварар и другие — сегодня напоминают, что основателями их являются выходцы из лакского, даргинского, русского, грузинского, аварского народов, соединившие свою судьбу и судьбу своих потомков с курахскими лезгинами. Гуманные адаты курахского джамаата, основанные на сплоченности, единстве, дружбе между тухумами и всеми людьми аула, исключали противостояние или обособление по признаку «коренные — пришлые» (что, к сожалению, имеет место в наши дни). Такие адаты следует сохранять и развивать — в них выразилась мудрость бытия, дарованная нашими предками.

, раздел: История

Автор: Тажутдин Саидов, кандидат педагогических наук / Источник: журнал "Возрождение"
0

Поделиться

16 Дек 2000 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля