Поделиться
01 Авг 2014 г.
Звучит по меньшей мере удивительно: до «железки» больше сотни километров, а до неба, кажется, ближе, чем до моря. Однако в Сумбатле более 30 династий железнодорожников. Наверное, не случайно, что в первое воскресенье августа, когда в России отмечают День железнодорожника, здесь отмечают День села.
Первым сумбатлинцем-железнодорожником считается Тамаз — сын грузина Арчила и сумбатлинки Айшат. Как известно, дагестанцы, в том числе и лакцы, в свое время совершали набеги на Грузию. Так попала в аул женщина с малолетним сыном Арчилом. В 18 лет он женился на лачке Айшат, и у них в 30-е годы ХIХ века родился сын Тамаз. Вот он попал на строительство железной дороги и, неплохо заработав, приехал в родной аул, забрал с собой двух сыновей и еще нескольких молодых сельчан и вернулся на работу. Спустя годы его примеру последовали и другие сумбатлинцы, ведь заработки на строительстве железнодорожных магистралей были по тем временам высокими.
К концу XIX века сумбатлинцев можно было встретить и во Владикавказе, и в Ростове, в Невинномысске, Батайске, Назрани, в других городах России.
Выезжали они уже артелями и успешно устраивались на работу. Они строили железную дорогу Ростов — Баку, начатую по указу Александра III в 1885 году. В 1893 году она соединила Порт-Петровск с Ростовом, а в 1899-м – с Баку. На территории Дагестана с участием моих земляков было построено десять железнодорожных станций и четырнадцать разъездов. Многие сумбатлинцы работали и на строительстве железной дороги Владикавказ — Назрань.
По данным, сохранившимся в архивах, только в 1894 году для работы на железной дороге выехало 36 сумбатлинцев. Иногда 97-98% рабочих отдельного дорожного участка составляли односельчане. И хоть все делалось вручную: рубили лес на участках, где прокладывали железную дорогу, рыли землю, сооружали насыпи, таскали и укладывали шпалы, возводили мосты, – устроиться на эту работу горцу было непросто. А те, кто работал, часто болели от непривычного климата, скудной еды, но от работы никогда не отказывались.
До сих пор в ауле вспоминают Къуппил Ирбу (Ибрагим), это он помогал сумбатлинцам устроиться на железную дорогу. А для него самого все началось с того, что однажды на годекане, когда молодежь решила в складчину купить сладости на праздник, у Ибрагима не оказалось денег. Над ним тогда посмеялись. На следующее же утро он уехал из селения на заработки. Добравшись до Ростова-на-Дону, устроился работать на железной дороге. Вначале возил на фургоне начальника участка дороги, потом стал десятником (главой бригады из десяти человек), потом – мастером. Из Ростова его направили на учебу во Владикавказ. После окончания реального железнодорожного училища Ибрагим стал начальником дистанционного пути от Владикавказа до Дербента. На этом участке под его руководством были построены пять железнодорожных мостов, в том числе около Манаса. И до сих пор некоторые мосты называют «Ирбул ламу» (мост Ибрагима). В те же годы дорожным мастером в Порт-Петровске работал мой земляк Абдулла Абдуллаев. Он, как и Къуппил Ирбу, поддерживал земляков, решивших освоить железнодорожные профессии, помогал с жильем.
Начиная с 30-х годов прошлого века на каждой железнодорожной станции, разъезде от Армавира до Араблинской работали мастерами, бригадирами, путевыми обходчиками, рабочими многие сумбатлинцы. К примеру, в 1937 году их было 241 человек (71 семья). Сумбатлинцы работали не только на Владикавказской (ныне – Северо-Кавказской) железной дороге. Они трудились и на Николаевской (Октябрьской) железной дороге, в Екатеринбурге, Мурманске.
В период индустриализации, в предвоенные годы, в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы сумбатлинцы трудились на железных дорогах. Через Махачкалу в то время каждые пять-шесть минут проходили пассажирские или товарные составы. Держать в образцовом состоянии сложное хозяйство, внедрять в производство научно-технические достижения — все это требовало ответственного подхода к порученному делу, высокой дисциплины и самоотдачи.
Свою трудовую деятельность сумбатлинские железнодорожники, как правило, начинали с должности ремонтного рабочего пути. Это потом уже после долгих трудов многие из них становились путевыми обходчиками, бригадирами, мастерами. Сумбатлинцы Курбан Абасов, Тажиб Алимов и Садык Умаров в 1934 году, окончив Ростовский железнодорожный техникум, первыми в ауле получили законченное среднее специальное железнодорожное образование. А уже в послевоенное время многие сельчане заканчивали институты и становились инженерно-техническими работниками. Наиболее талантливые и прилежные работали главными инженерами, начальниками станций и дистанций, вокзалов и отделений железных дорог СССР. Мои земляки установили своеобразный рекорд:
16 сумбатлинцев были награждены орденом Ленина, еще семеро – орденом Трудового Красного Знамени.
В общей сложности более 30 лет Махачкалинское отделение Владикавказской (Северо-Кавказской) железной дороги возглавляли сумбатлинцы.
Говоря о них, всегда вспоминаю железнодорожного генерала Рамазана Сутаева.
Его я запомнил с детства, когда на одной из свадеб родственников увидел, как он кружился в танце, словно горный орел парил в небе. Он для меня – олицетворение орла. Разве что добродушный очень. Его восторженная улыбка завораживает и запоминается.
Рамазана Сутаева знают и помнят как компетентного руководителя железнодорожного транспорта республики и, пожалуй, самого известного специалиста этой отрасли в Дагестане. Более 20 лет он возглавлял Махачкалинское отделение Северо-Кавказской железной дороги, работает там и сегодня.
— Я родился в 1935 году в семье железнодорожника, — рассказывает он. – Мой отец Закаржа был путевым обходчиком, но я его совсем не помню — он трагически погиб в 1938 году на железной дороге. Сиротой расти всегда нелегко, но мне помогали везение и добрые люди, которые всегда встречались в жизни. Я окончил школу-интернат в ауле Кая, которой в те годы руководил известный лакский поэт Абачара Гусейнаев. За мою хорошую учебу он как директор ежемесячную плату за проживание в интернате в размере 50 рублей в последний год обучения с меня не брал. Это сильно нам с матерью помогло. Благодаря Абачара мне удалось скопить денег перед поступлением в вуз. Случайно я увидел объявление, что в Ростовском железнодорожном институте стипендия отличников 349 рублей, шутка ли: почти как минимальная зарплата в те годы. И я решил туда поступить. Но как добраться до Ростова? Вот и копил я семь месяцев свою семидесятирублевую пенсию, которую получал по потере отца.
Окончив школу, мы с одним односельчанином решили ехать поступать в Ростов. А как ехать, не знали. Знали, что в Минводах живет твой дед Рамазан Магомедов. К нему и поехали. Как сейчас помню этот адрес: улица Интернациональная, дом 6. Возле вокзала был дом твоего деда. Он очень гостеприимно нас принял. В тот год твой старший дядя, Гаджи, решил поступать в Ростовское мореходное училище, с ним втроем мы и поехали в Ростов, билеты до которого нам купил также твой дед. Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта я закончил в 1957 году. С тех пор и по настоящее время работаю в Махачкалинском отделении железной дороги.
Кстати, с трудоустройством мне в определенной мере помог твой другой дед – Нурудин Алилов. Он в те годы работал заведующим орготделом Махачкалинского горкома партии, и, когда пришло время нам, выпускникам, ехать по обязательному в то время распределению, я догадался написать ему письмо о том, где учусь и кем собираюсь работать. Нурудин, видимо, пробил этот вопрос по партийной линии, и вскоре в институт пришел запрос из Махачкалинского отделения СКЖД. Не только я, но вся группа лакцев из пяти человек, которая заканчивала здесь обучение, благодаря твоему деду была направлена в Дагестан. Вот так.
Позднее, может, по примеру Сутаева многие сельчане поступали на учебу в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. Дипломы этого вуза имеют около 60-ти сумбатлинцев. После окончания института Рамазан Сутаев работал дежурным по станции, главным инженером станции, начальником станции Махачкала-Сортировочная, около трех лет был главным инженером Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, а с 1977 по 1996 год — начальником отделения. При его непосредственном участии и под его руководством были осуществлены электрификация Махачкалинского отделения железной дороги, перевод ее на автоматизированную систему управления. Он многое сделал для внедрения современной техники на стальных магистралях Дагестана, внедрил новые, соответствующие возросшим к железнодорожному транспорту требованиям организационные формы в производство и управление, за что неоднократно награждался медалями ВДНХ.
Благодаря обеспеченной им четкой и слаженной работе многотысячный коллектив отделения успешно справлялся с возложенными на него задачами и в 70 — 80-х гг. многократно выходил победителем во Всесоюзном и Всероссийском отраслевых соревнованиях. Махачкалинское отделение Северо-Кавказской железной дороги при Сутаеве считалось одним из лучших отделений не только на Северо-Кавказской железной дороге, но и по Министерству путей сообщения СССР в целом.
В годы, когда он руководил отделением Северо-Кавказской железной дороги, здесь проводилась большая работа по улучшению социально-бытовых условий железнодорожников, обеспечению их жильем, улучшению условий и оплаты труда, организации отдыха и лечения железнодорожников и их детей. Более 20-ти лет Сутаев избирался депутатом городского Совета народных депутатов, а затем и депутатом Верховного Совета ДАССР, членом Махачкалинского городского и областного комитетов КПСС. Его заслуги отмечены орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», ему присвоено почетное звание заслуженного работника транспорта РД и РФ, он награжден значками «Почетный железнодорожник», «За безупречный труд на федеральном железнодорожном транспорте». В 1976 году мой земляк защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
В те времена не многим выпадала честь быть избранными делегатом партийных съездов СССР, ими становились лучшие. В 1986 году Рамазан Закаржаевич был избран делегатом XXVII съезда КПСС (тогда делегат съезда по достижении пенсионного возраста получал персональную пенсию союзного значения).
— На партийный съезд я ехал вместе со всей дагестанской делегацией поездом Махачкала – Москва, – вспоминал он. – В дороге чувствовал себя плохо, температурил. В соседнем купе ехал Расул Гамзатов, который несколько раз заходил спросить о состоянии здоровья, как всегда шутил и подарил на память свой сборник стихов с надписью: «Дорогой Рамазан Закаржаевич, ты за всю жизнь два раза огорчил меня. Первый раз, когда сказал, что нет билета на поезд, второй раз – своим недугом. Первое было недоразумением. Пусть второе будет этим же».
Рамазана Закаржаевича сегодня можно встретить в сквере на Родопском бульваре. Свой досуг он посвящает шахматам и чтению книг. Однако, став пенсионером, генерал путей сообщения Сутаев не прерывает связей с коллективом. Несколько лет работал первым заместителем, а сейчас он помощник начальника отделения, председатель Совета ветеранов. И так же красиво, как в молодости, танцует на свадьбах в Сумбатле, ауле железнодорожников.
Поделиться
01 Авг 2014 г.
В Дагестане каждый аул имеет свою славу. Некоторые из них известны как центры художественных промыслов, Есть аулы поэтов, художников, ученых,...
Мар 2009 г.
По некоторым источникам, еще во II веке до н.э. на месте этого селения существовали несколько небольших поселений с общим числом до 60 хуторов. В...
Сен 1997 г.
В старинном, расположенном высоко в горах селе Сумбатль Казикумухского округа в 1896 в семье железнодорожного рабочего Омара родился...
Сен 1995 г.
Свой посильный вклад сумбатлинцы внесли и вносят в развитие промышленности Дагестана. Наряду с тружениками стальных магистралей и...
Янв 1970 г.
Каждый дагестанский аул по-своему уникален. Речь идет не столько о географическом расположении и архитектуре (которые также имеют свои...
Янв 1970 г.
Наличие в окрестностях Сумбатля поселений по крайней мере с VIII века до н. э. подтверждается археологическими исследованиями, проведенными в...
Янв 1970 г.
Комментарии к статье