Поделиться
01 Янв 1970 г.
Сумбатль не только в Дагестане, но и на всей Северо-Кавказской железной дороге известен как аул железнодорожников. Судьба аула вот уже более полутора столетия тесно связана со стальными магистралями. Несмотря на то, что само селение расположено высоко в горах на расстоянии двухсот километров от железной дороги, трудно найти в ауле семью, которая в той или иной мере не была бы связана с железной дорогой. В Сумбатле более 30 династий железнодорожников, и у каждой общий трудовой стаж превышает 100-150 лет. Первым сумбатлинцем-железнодорожником, проложившим путь к этой нелегкой, но ответственной профессии был Тамаз — сын грузина Арчила и сумбатлинки Айшат. От них и ведет свое происхождение известный в селе тухум Ацухъул (Ачихъул). Как известно, дагестанцы, в том числе и лакцы, в свое время совершали набеги на Грузию. Во время одного из таких набегов сумбатлинцами были взяты в заложники мать с малолетним сыном Арчилом. Мать выдали замуж в селение Цовкра-2, а Арчил был усыновлен сумбатлинцем и рос, как и все аульские дети. По воспоминаниям сумбатлинцев, Арчил был крепким и смышленым парнем. В 18 лет он женился на односельчанке, у них родился сын, которому дали грузинское имя Тамаз (Тамаза). Если отталкиваться от возраста его внуков Насруллаха и Ахмеда (Ацул АхТмади) по перепеси 1886 г. и воспоминаний его родственников, то можно предположить время рождения Тамаза — 30-е гг. XIX века. В возрасте 28 — 30 лет, как и десятки горцев, которые отходничали в раличных городах России, и не только России, но и за границей, он добрался до Дербента, впоследствии до Владикавказа, а затем до Ростова-на-Дону.
В середине XIX в. в России шло интенсивное строительство железных дорог, и Тамаз приобщился к этому ремеслу. По рассказу Курбанмагомеда, правнука Тамаза, проработавшего на железной дороге около сорока лет, он, кроме Ростова-на-Дону, работал в нескольких городах Поволжья, в том числе и в Саратове. Заработав определенные средства, Тамаз приехал в родной аул; забрав с собой двух своих сыновей и еще нескольких молодых сельчан, вернулся на железную дорогу, приобщив всех их к своей профессии.
В дальнейшем, примеру Тамаза последовало немало сумбатлинцев. Заработки по тем временам на строительстве железнодорожных магистралей были относительно высокими. Уже к концу XIX в. сумбатлинцев можно было встретить на строительстве железных дорог во Владикавказе, Ростове, Невинномысске, Батайске, Назране и во многих других городах России. Даже те сумбатлинцы-отходники, которые впоследствии переквалифицировались в сапожников, лудильщиков, кузнецов и т.д., начинали свою трудовую биографию именно на железной дороге.
К концу XIX в. сумбатлинцы начали выезжать для работы на железной дороге уже артелями и в основном успешно устраивались на работу. Особенно активное участие сумбатлинцы принимали в строительстве железной дороги Ростов — Баку, начатого по указу Александра III в 1885 году, для строительства которой было выделено 12 млн. рублей. В 1893 г. железная дорога соединила Порт-Петровск (ныне Махачкала) с Ростовом, а в 1899 г. — с Баку. На территории Дагестана было построено десять железнодорожных станций: Чириюрт, Темиргой, Петровск, Кавказский, Порт-Петровск, Манас, Бойнак, Каякент, Мамедкала, Дербент, Белиджи и четырнадцать разъездов, в строительстве которых принимали активное участие и сумбатлинцы. Многие сумбатлинцы работали и на строительстве железной дороги Владикавказ — Назрань.
По свидетельству железнодорожного мастера Алимова Салиха, только в 1894 г. для работы на железной дороге выехало 36 сумбатлинцев. Иногда 97-98% рабочих отдельного дорожного участка составляли сумбатлинцы. Он упоминает, что в их артели, кроме сумбатлинцев, работали также другие лакцы: Чавтара из Хосреха, Мямаши и Базан из Кули, ХIасанчалаби из Цыйша и др. Артельными старостами, дорожными мастерами, обер-мастерами являлись сумбатлинцы. Он же в своем рассказе описывает тяжелый, изнурительный труд железнодорожников: рубка леса, где прокладывали железную дорогу, сооружение насыпей, строительство мостов, которые в основном производилось вручную. Непривычные к местному климату горцы часто болели малярией и другими болезнями. Многие сумбатлинцы до сих пор помнят рассказы о нелегком труде железнодорожника Магомедова Магомеда (Утунши), работавшего еще в 1883г. путевым обходчиком в центральных губерниях России.
Сумбатлинцы до сих пор рассказывают, что в те годы большую помощь в трудоустройстве сумбатлинцев на железную дорогу оказал Къуппил Ирбу (Ибрагим). Интересен и сам факт приобщения самого Ибрагима к железной дороге. Однажды на сумбатлинском годекане собралась молодежь и, чтобы купить в складчину для себя что-то, начала собирать монеты. У Ибрагима же в кармане не оказалось ни одной монеты, в связи с чем его стали упрекать за бедность. На следующее же утро он, собрав свой дорожный скарб, заняв у родственников деньги на дорогу, отправился на заработки. Добравшись до Ростова-на-Дону, устроился работать на железной дороге. Вначале возил на фургоне начальника участка дороги, потом стал десятником (главой бригады из десяти человек), потом мастером. Из Ростова его направили на учебу во Владикавказ. После окончания реального железнодорожного училища Ибрагим стал начальником дистанционного пути от Владикавказа до Дербента. При его непосредственном участии на этом участке были построены пять железнодорожных мостов, в том числе около Манаса. До сих пор старые железнодорожники некоторые мосты называют «Ирбул ламу» («мост Ибрагима»).
В этот же период дорожным мастером в Порт-Петровске (Махачкале) работал Абдуллаев Абдулла (Къабан Аьду). В 1937г. он был репрессирован, а позднее из-за не доказанности вины освобожден. Он, как и Къуппил Ирбу, оказывал всестороннюю помощь и поддержку своим землякам, особенно в освоении железнодорожных профессий, обеспечении их жильем, в решении бытовых проблем.
Начиная с 30-х гг. прошлого века от Армавира до Араблинска на каждой железнодорожной станции, разъезде работали мастерами, бригадирами, путевыми обходчиками, рабочими многие сумбатлинцы. К примеру, в 1937 г. таковых было 241 (71 семья). Сумбатлинцы работали не только на Владикавказской ныне Северокавказской) железной дороге. Они трудились и на Николаевской (Октябрьской) железной дороге, в Екатеринбурге, Мурманске. Например, Муталиев Абдул (Мурмур), работавший в 30 — 50-х гг. секретарем Кулинского райкома ВКП(б) и народным судьей, в юности трудился на железнодорожной станции г. Мурманска, отчего и получил второе «имя» — Мурмур. Здесь же в 1915 г., затем в Петербурге машинистом трудился Муталиев Явсуп, впоследствии работавщий в органах Петроградского ЧК.
Народный артист Дагестана, один из создателей Государственного ансамбля «Лезгинка», заслуженный артист Туркмении Жамалудин Муслимов (родом он из лакского селения Чукна) неоднократно рассказывал авторам этой книги о своей встрече во время гастролей в Порт-Артуре в 1947 г. с сумбатлинцем, работавшим там на железной дороге. Об этом же писал Вацлав Михальский в своем очерке «Дорога ведет в Сумбатль».
Труд на железной дороге всегда был нелегким и ответственным. В период индустриализации в предвоенные годы, в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы сумбатлинцы самоотверженно трудились на железных дорогах. Всем известно, что через Махачкалу каждые пять-шесть минут проходили пассажирские или товарные составы. Держать в образцовом состоянии все сложное хозяйство, внедрять в производство научно-технические достижения — все это требовало ответственного подхода к порученному делу, высокой дисциплины и самоотдачи. Железнодорожная служба фактически является полувоенной. Свою трудовую деятельность сумбатлинские железнодорожники, как правило, начинали с должности ремонтного рабочего пути. Это потом уже, после долгих трудов, многие становились путевыми обходчиками, бригадирами, мастерами. Абасов Курбан, Алимов Тажиб и Умаров Садык в 1934 г., окончив Ростовский железнодорожный техникум, получили первыми в ауле законченное среднее специальное железнодорожное образование.
А в послевоенное время многие сельчане заканчивали институты и становились инженерно-техническими работниками. Наиболее талантливые и прилежные становились главными инженерами, начальниками станций и дистанций, вокзалов и отделов, да и всего махачкалинского отделения
У кого-то может быть существует мнение, будто за выслугу лет на железной дороге обязательно раздавали ордена. Ошибочное мнение! За выслугу лет начислялась надбавка к зарплате. Далеко не каждый, кто работал на железной дороге, был представлен к правительственной награде. Среди сумбатлинцев есть труженики, проработавшие на железной дороге несколько десятков лет, если не всю жизнь, не получившие ордена. Однако это нисколько не умаляет ни их труд, ни их достоинство.
Но необходимо отметить и то, что за долголетнюю и добросовестную работу на железной дороге, по нашим данным (возможно, их и больше), 16 сумбатлинцев награждены орденами Ленина. Вот их имена в алфавитном порядке: Абасов Хизри, Абдулгалимов Закаржа, Алиев Юсуп, Вагабов Курбанмагомед, Гаджиев Гаджи, Гаджиев Ражав, Дибиров Малла, Магдиев Расул, Магомедов Ильяс Мусалаев Магомед, Махмудов Омар, Мирзаев Ома, Умаров Куобан Умаров Садык, Рамазанов Абдуллах, Рамазанов Курбан Хихучев Расул, Хуршиев Исмаил. Кроме того 7 сумбатлинцев, получивших высокие награды, работали за пределами республики. Орденами Трудового Красного Знамени награждены Абдулгалимов Магомед, Базаев Рамазан, Каландаров Аскандар, Магомедов Садык, Омаров Исмаил (дважды), Султанов Мямма, Сутаев Рамазан; орденами «Знак Почета» — Батыров Исрапил, Абдулгалимов Нажмутдин; орденом Дружбы народов — Мирзаев Гарун, кавалером двух орденов Трудовой Славы стал Гамзаев Абдурагим. 12 субатлинцам присвоено звание «Почетный железнодорожник СССР».
В разные периоды, в общей сложности более 30 лет Махачкалинское отделение Владикавказской (Северокавказской) железной дороги возглавляли сумбатлинцы.
Первым сумбатлинцем, получившим высшее железнодорожное образование, был Умаров Садык Умарович. Родился он 15 мая 1906 г. В семье железнодорожника. Его отец с 1885 г. более 36 лет проработал на железной дороге во Владикавказе, Беслане, Минеральных Водах. Еще до смерти отца в 1921 г. и матери 1927 г., Садык 12-летним подростком начал работать на железной дороге. Он с декабря 1918 г. работал Умаров Садык в Дербенте сначала в мастерских, потом обходчиком, а впоследствии с начала 20-х гг. в железнодорожном депо в Минеральных Водах. В начале 30-х гг. он закончил железнодорожный техникум в г. Ростове-на-Дону, а затем поступил и окончил с отличием Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Он фактически стал первым инженером железнодорожного транспорта с высшим образованием из Кулинского и Лакского районов. Обучаясь в Москве, он одновременно работал внештатным инструктором Дзержинского РК ВКП(б) два года. Три года работал внештатным заведующим сектора транспортных ВТУЗов Центрального бюро пролетарского студенчества ВЦСПС. По окончании института работал начальником экскаваторных работ на ст. Лиски Юго-Восточной железной дороги, прорабом механизированных работ на ст. Валуйки магистрали Москва-Донбасс.
По приезде в Дагестан работал начальником 9-й дистанции пути 4-го военно-восстановительного участка Орджоникидзевской железной дороги, а затем начальником Военно-эксплуатационного отдела отделения дороги. В тот период Садык помогал в трудоустройстве многих дагестанцев на железную дорогу. Как-то в эти годы к нему пришел друг детства, с которым в свое время они вместе подростками начинали работать на дороге, и упрекнул Садыка: «Ты, Садык, отдельным людям, которые нас в детстве за людей не считали и обижали, дал хорошие должности!» Садик в ответ: «Я помню, не забыл, и поэтому-то дал им хорошие должности, чтобы у них совесть разбудить!»
В 1942 г. он был назначен заведующим промышленно-транспортным отделом обкома ВКП(б), а через год по просьбе Управнения Орджоникидзевской железной дороги на должность главного контролера Орджоникедзевской дороги где проработал до конца 1956 г. По тем временам эта была высокая должность, он имел свой особый вагон, ему было присвоено звание Генерал тяги. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями СССР, получил звание «Отличный путеец СССР».
По свидетельству тех, кто знал Умарова Садыка, и по характеристикам различных органов, где он работал, а также товарищей по работе, его отличали исключительная компетентность в избранной профессии, хорошие организаторские способности. Садык всегда помогал своим односельчанам в трудоустройстве, в решении различных житейских вопросов. Большую работу он проводил особенно во время войны по обеспечению бесперебойной работы железнодорожного транспорта, улучшению перевозок на фронт необходимых грузов. Многие молодые сумбатлинцы, выбравшие профессию путейца, брали пример с Умарова Садыка Умаровича, который прошел путь от ремонтника мастерских до железнодорожного генерала.
Сутаев Рамазан Закаржаевич. Особенно хотелось бы отметить в этой связи железнодорожного генерала Сутаева Рамазана Закаржаевича как крупного и компетентного руководителя железнодорожного транспорта республики и, пожалуй, самого известного специалиста этой отрасли в Дагестане. Он более 20 лет возглавлял Махачкалинское отделение Северо-Кавказской железной дороги — один из самых ответственных и сложных участков народного хозяйства республики.
Сутаев Р.3. родился в 1935 г. в Сумбатле в семье железнодорожника — путевого обходчика Закаржи. В семье росло четверо детей — трое сыновей и одна дочь. Родители Сутаева Р. 3., сами рано лишившись своих родителей, знали цену труда и воспитывали своих детей трудолюбивыми. Закаржа трагически погиб в 1938 г. при исполнении служебных обязанностей на железной дороге и вся тяжесть воспитания и содержания детей легла на плечи матери — Патимат. Когда умер отец, дочери Салият было 8 лет, старшему сыну Султи — 6 лет, Рамазану — 3 года, а самому младшему сыну — всего 2 года (он вскоре заболел и умер в 1940г.). Сутаева Патимат была исключительно трудолюбивой женщиной, эти же качества прививала и своим детям.
В 1943 г. Рамазан пошел в первый класс Сумбатлинской начальной школы, а затем закончил семилетку в с. Вачи. Ровесники Рамазана рассказывают, что, когда он учился в первом классе, учитель Гусейн Магомедов, ныне живущий в г. Избербаш, его зимой забирал с собой в учительскую и угощал всем, что у него было. Во время войны в горах, да и везде трудно было жить без такого внимания. Трудиться Рамазан начал с первого класса. Так, в те годы определенное количество овец и коз, которых из-за истощения нельзя было перегонять на высокогорные пастбища, обычно оставляли в селении, обычно Рамазан со своим старшим братом Султи, учившимся в третьем классе, пас этих овец в 1942 -1945 гг. Всем известно, что скот обычно на пастьбу выводят рано утром, в 4-5 часов утра, как раз в те часы, когда малыши особенно любят поспать. Рамазан ежедневно поднимался в эти ранние часы и начинал фактически выполнять работу наравне со взрослыми.
Седьмой класс Рамазан закончил с одной лишь тройкой по немецкому языку, а по всем остальным предметам у него были одни пятерки, пошел в среднюю школу в с. Кая, которую окончил в 1953 г. В школе Сутаев Р. 3. пользовался любовью учителей за его старание в освоении школьных предметов.
После десятилетки Рамазан, поступив в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта, успешно закончил его в 1957 г. С тех пор по настоящее время он трудится в Махачкалинском отделении железной дороги. До него высшее железнодорожное образование получил лишь один сумбатлинец — Умаров Садык, в 1935 г. После Рамазана, может быть, даже по его примеру, многие его односельчане поступали на учебу в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. Всего дипломы данного вуза имеет около 60-ти сумбатлинцев.
После окончания института Сутаев Рамазан начал работать дежурным по станции, главным инженером станции, начальником ж/д станции Махачкала-Сортировочная, затем около 3 лет главным инженером Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, а с 1977 по 1996 год — начальником отделения. При непосредственным участии и под его руководством осуществлена электрификация Махачкалинского отделения железной дороги, перевод его на автоматизированную систему управления. Он многое сделал для внедрения современной техники на стальных магистралях Дагестана, новых, соответствующих возросшим к железнодорожному транспорту требованиям организационных форм в производство и управление, за что неоднократно награждался медалями ВДНХ.
Благодаря обеспеченной им четкой и слаженной работе многотысячный коллектив отделения успешно справлялся с возложенными на него задачами и в 70 — 80-х гг. многократно выходил победителем во Всесоюзном и Всероссийском отраслевых соревнованиях. Махачкалинское отделение Северо-Кавказской железной дороги при Сутаеве Р. 3. считалось одним из лучших отделений не только на Северо-Кавказской железной дороге, но и по Министерству путей сообщения СССР в целом.
Рамазан Закаржаевич зарекомендовал себя и как хороший, грамотный управленец-хозяйственник, и как активный государственный и общественный деятель. Многие его инициативы по совершенствованию работы транспорта, улучшению его связей с производством нашли поддержку в республиканских и общесоюзных органах власти, были внедрены и способствовали успешному выполнению стоящих перед республикой экономических и социальных задач. В республике нет, наверное, ни одного хозяйственного руководителя тех лет, который бы не знал Рамазана Сутаева и не решал с ним те или иные хозяйственные и другие вопросы, так как транспорт, особенно железнодорожный, в те годы являлся основой транспортных перевозок.
В годы, когда он руководил отделением Северо-Кавказской железной дороги, проводилась большая работа по улучшению социально-бытовых условий железнодорожников, обеспечению их жильем, улучшению условий и оплаты труда, организации отдыха и лечения работающих и их детей. Более 20-ти лет Р.З. Сутаев избирался депутатом городского Совета народных депутатов, а затем и депутатом Верховного Совета ДАССР, членом Махачкалинского и областного комитета КПСС. Заслуги Сутаева Р.З. отмечены орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», ему присвоено почетное звание Заслуженного работника транспорта РД и РФ, он награжден значками «Почетный железнодорожник», «За безупречный труд на федеральном железнодорожном транспорте». Параллельно занимаясь научной работой, он в 1976 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Кстати, и дочери Рамазана, успешно окончив высшие учебные заведения, также защитили диссертации на кандидата наук.
В те времена не многим выпадало счастье быть делегатом партийных съездов страны. Делегатами из хозяйственников становились лучшие. В 1986 г. Рамазан Закаржаевич был избран делегатом XXVII съезда КПСС (тогда делегат съезда по достижении пенсионного возраста получал персональную пенсию союзного значения). Перед поездкой в Москву на съезд секретарь Дагестанского обкома КПСС Орусхаков Абакар Гад-ч пригласил Сутаева Р. 3. к себе и предложил ему подготовить документы для награждения его орденом Октябрьской Революции. Здесь Рамазан проявил еще одну благородную черту своего характера. Поблагодарив Орусхакова, он сказал, что для него большая честь быть делегатом партийного съезда и что он имеет два ордена, и предложил, если можно, наградить этим орденом его заместителя Кукулиева И. Секретарь обкома КПСС очень удивился этому поступку Рамазана и поручил ему оформить документы на Кукулиева И.С
По воспоминаниям Рамазана, на партийный съезд он ехал вместе со всей дагестанской делегацией поездом Махачкала-Москва. В дороге чувствовал себя плохо, температурил. Рядом в купе ехал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов, который несколько раз заходил к Рамазану, интересовался его здоровьем, выяснял, чем он может помочь ему, чтобы его вылечить. Как всегда шутил. До сих пор Рамазан с чувством благодарности вспоминает, как Расул Гамзатов на память подарил ему свой сборник стихов с надписью: «Дорогой Рамазан Закаржаевич, ты за всю жизнь два раза огорчил меня. Первый раз, сказав, что «билета нет» на поезд. Второй раз со своим недугом. Первое было недоразумение. Пусть второе будет этим же. Будь здоров товарищ Сутаев. 2 марта 1986 года, Расул Гамзатов». Кремлевский дворец съездов».
Свой досуг Сутаев Рамазан посвящает шахматам и чтению книг. Несколько десятилетий Сутаев Рамазан и Гусейнаев Абачара, один из талантливых лакских поэтов, доктор филологических наук, дружили между собой, отмечали вместе разные торжества. Они любили встречаться в свободное от работы время, играть в шахматы, обсуждать текущие проблемы. У Абачары Гусейнаева к Рамазану было очень теплое отношение, а знал он его еще со школьной скамьи. Когда Рамазан учился в Каялинской средней школе, Абачара работал директором этой школы.
Выйдя на заслуженный отдых, генерал путей сообщения Сутаев Р.З. не прерывает связей со своим коллективом и, работал первым заместителем, а сейчас помощником начальника отделения, председателем Совета ветеранов отделения, передает богатый жизненный и производственный опыт подрастающему поколению.
Адамов Захар Абдурахманович. Родился 5 октября 1960г. В 1984 г. окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности управление перевозочным процессом. После окончания института работал на станции Грозный дежурным по парку, затем маневровым диспетчером, заместителем начальника, главным инженером.
В 1997 г. был переведен в Махачкалинское отделение дороги, где работал поездным диспетчером, заместителем начальника отдела перевозок. В 2001 г. Адамов З.А. назначен начальником отдела перевозок — заместителем начальника отделения. С марта 2003 г. работает первым заместителем начальника отделения дороги.
Захар Абдурахманович за время работы на всех должностях зарекомендовал себя как грамотный, трудолюбивый и исполнительный работник, хороший организатор и специалист своего дела, умелый руководитель. Знания и опыт, приобретенные на различных должностях, позволяют Адамову З.А. плодотворно работать в должности первого заместителя начальника отделения.
Работая в должности первого заместителя начальника отделения, Адамов З.А. показывает себя хорошим организатором производства и воспитателем подчиненных. Под его непосредственным руководством завершено строительство угольника для разворота локомотивов на ст. Кизилюрт, что позволило эксплуатировать в пассажирском движении односекционные магистральные тепловозы, тем самым более рационально использовать подвижной состав и экономить дизельное топливо. С участием Адамова 3. ряд станций переведен в режим автодействий, что позволило улучшить качественные и количественные производственные показатели отделения дороги.
16 сумбатлинцев-железнодорожников только на Северо-Кавказской железной дороге награждены орденами Ленина, другими орденами, медалями и почетными грамотами. Это:
Магомедов Ильяс. Родился в 1900 г., свою трудовую деятельность начал с 20 октября 1917 г. ремонтным рабочим Невинномысской дистанции пути. С 8 ноября 1918 г. по 30 июня 1920 г. участвовал в Гражданской войне, воевал в партизанском отряде, штаб которого распологался в Верхнем Дженгутае. С 2 июля 1920 г. работал на станции Мамедкала Дербентской дистанции пути. Член ВКП(б) с 1927 г. Имел звание техника пути и строительства 1 ранга. С 1947 г. работал бригадиром. Награжден орденом Ленина 17.09.1952 г., медалями: «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовое отличие», почетным знаком МПС «Отличный путеец». С 1934 по 1936 г. работал председателем колхоза (первый председатель сумбатлинского колхоза).
Мирзаев Омя — кавалер ордена Ленина. Трое его сыновей также трудятся на железной дороге. Гарун, бригадир Каякентского участка своим самоотверженным трудом прославляет родной аул. Он за большой вклад в строительство ветви железной дороги Кизляр-Карланъюрт награжден ордером Дружбы. А другой сын Омя — Амин возглавляет Избербашский участок дороги.
Махмудов Омар — кавалер ордена Ленина, ветеран железной дороги. Его сын Омаров Гасан после окончания Владикавказского железнодорожного техникума 44 года работал инженером, заместителем начальника Дербентской дистанции пути, старшим ревизором Махачкалинского ж/д участка. Будучи уже на пенсии, он свой жизненный и производственный опыт передавал молодым железнодорожникам. Награжден 6 медалями СССР, в том числе медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовое отличие» и почетным знаком Министерства путей сообщения СССР «Отличный путеец».
Умаров Курбан. Работал на железной дороге с 1911 г. в Минеральных Водах, Дербенте, а затем в Манасе. С 1925 г. бригадир, а с 1932 г. дорожный мастер. Общий трудовой стаж на железной дороге 45 лет. Он неоднократно избирался депутатом сельского Совета, награжден орденом Ленина, медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд», почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР и другие награды.
Трудовой стаж династии Курбановых насчитывает 117 лет. Сын Курбана Джамал перед войной окончил дорожный техникум, а потом военное училище в Краснодаре, перед самым началом войны получил направление в воинскую часть, дислоцированную в Прибалтике. Не успев добраться до своего подразделения, попал в плен и до освобождения Норвегии Советской Армией находился в этой стране. В последующем принимал активное участие в освобождении Маньчжурии и Кореи от японских милитаристов. После окончания войны еще до 1949 года Джамал Курбанович служил в рядах Вооруженных сил и вернулся в чине старшего лейтенанта. После демобилизации из армии работал на различных должностях на железной дороге до 1993 г. Дело отца продолжает его сын Курбан, который после окончания РИИЖТ более 20 лет работает сначала инженером, начальником отдела, а в настоящее время начальником Кизлярской дистанции пути.
Мусалаев Магомед. Трудовую деятельность на железной дороге начал с 1931 г. Работал более 30 лет рабочим, бригадиром, мастером. Награжден медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд» и орденом Ленина в 1951 г. В 1962 г. вышел на пенсию. Доброе дело отца продолжают его сыновья Сапар и Тагир. Сапар работал начальником Махачкалинской дистанции пути, ревизором по безопасности движения, а в настоящее время работает ревизором. Тагир также работал начальником дистанции пути в Астрахани. А в последующем начальником дистанции пути в Ростове-на-Дону и в Курской области.
Гамзаев Гаджи, 1916 года рождения. Известный железнодорожник, награжден орденом Ленина, медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд во время ВОВ».
Гаджиев Ражав работал рабочим, бригадиром, мастером. За долголетнюю и добросовестную работу на железной дороге награжден Орденом Ленина, четырьмя медалями, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР.
Султанов Мямма Магомедович. Работал начальником Дербентской дистанции пути более 15 лет до ухода на пенсию. Уже работая на железной дороге, он окончил сначала железнодорожный техникум, а затем Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. При его активном участии на дистанции внедрено немало современных технических новшеств и, несмотря на большую нагрузку, коллектив дистанции пути умело справлялся с возложенными обязанностями. За добросовестный труд М. Султанов награжден орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, знаком «Почетный железнодорожник». После ухода на пенсию продолжал трудиться на железной дороге, активно участвовал в строительстве железнодорожной ветки Кизляр — Карланъюрт. Дело отца сегодня продолжает его сын Магомед Султанов, работая заместителем начальника Махачкалинской Мямма Магомедович дистанции пути.
Почетное звание «Отличный путеец СССР» и «Заслуженный работник железнодорожного транспорта СССР» присвоено 13 сумбатлинцам. Это: Рамазанов Курбан, Магомедов Ильяс, Гад-жиев Ражав, Омаров Цахуй, Дибиров Малла, Мирзаев Оьма, Сутаев Рамазан, Султанов Мямма, Исрапилов Исрапи, Магомедов Мусалав, Омаров Исмяил, Махмудов Абдул# Омаров Рамазан.
Хочется отметить и других известных сумбатлинцев-железнодорожников.
Исрапилов Исрапил многие годы работал старшим мастером ст. Махачкала. Дважды избирался депутатом Махачкалинского городского Совета народных депутатов, награжден тремя медалями, почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР. Один из лучших мастеров Северо-Кавказской железной дороги, почетный железнодорожник. Он длительное время работал на станции Манас.
Окончив РИИЖТ, в настоящее время начальником Махачкалинского железнодорожного вокзала работает Рамазанов Абдурахман Исмаилович. Он в течение многих лет помогает решать многие проблемы дагестанцев, связанных с передвижением по железной дороге, а также принимает активное участие во всех значимых мероприятиях родного села.
Магадов Сиражутдин много лет проработал на различных должностях Махачкалинского отделения С.-Кавказской железной дороги. В настоящее время он является заместителем начальника Махачкалинского отделения.
Заместителем начальника Кизлярской дистанции пути работает Тумалаев Марат. Главным инженером здесь же трудится Шахабуттинов Султанмагад. Продолжая отцовскую профессию, Магомедов Магомед работал в Махачкале мастером, председателем профкома. Его супруга Муслимат также более 15 лет работала проводницей на поездах Махачкала — Москва, Махачкала — Астрахань. Более 40 лет мастерами на станции Тарки работали Омаров Рамазан, ветеран Великой Отечественной войны, и Магадов Магад. Десятилетиями на железной дороге работали Ильясов Магомед, Ахмедов Дивир, Мусаев Муси, Мусаев Ибрагим, Абдулгалимов Нажмутдин, Омаров Исмаил, Магомедов Муслим, Гамзаев Абдурагим, Омаров Омар, Юсупов Курбан, Каландаров Гасан, Каландарова Раиса и многие другие. Многие годы в билетных кассах станции Махачкала-порт работали Будаева Сарижат, Исрапилова Маржанат. В настоящее время кассиром на станции Махачкала-порт работает Омарова Роза, являющаяся потомственым железнодорожником. На станции Избербаш работают сестры Альбина и Патимат Салмановы.
Московский и Ростовский институты инженеров железнодорожного транспорта окончили около 60 сумбатлинцев, железнодорожные техникумы — 21. Они работают на стальных магистралях и в других отраслях республики и страны. Окончив РИИЖТ, традицию сумбатлинцев продолжили и продолжают Раджабова Альбина, Бугаева Зинаида, Рамазанова Тамара, Адамова Патимат, Амучиева Ума, сестры Валентина и Лена Магомедовы.
Магомедов Муса Эфендиевич сыграл важную роль в получении многими сумбатлинцами высшего инженерного образования, имеющего отношение к железным дорогам. Более 40 лет он преподает физику в Ростовском институте инженеров железнодорожного транспорта и пользуется заслуженным авторитетом среди коллег и студентов. Магомедов М. в течение многих лет оказывает всяческое содействие как при поступлении, так и во время учебы в РИИЖТе не только сумбатлинцам, но и всем дагестанцам. Он внес наиболее значительный вклад в повышение образовательного уровня сумбатлинцев-железнодорожников. Кроме того, Магомедов М. и его супруга Заза (Зина) известны своей гостеприимностью. Все лакцы, прибывавшие в Ростов-на-Дону, в первое время, как правило, останавливаются у Магомедовых. По словам А.Амутинова (одного из первых выпускников РИИЖТа), «Муса Эфендиевич сделал для родного села гораздо больше, чем все другие преподаватели-сумбатлинцы, работающие в вузах».
Сумбатлинцы работают не только непосредственно на железной дороге, но и в отраслях, обслуживающих ее. Почти 40 лет после окончания медицинского института в Махачкале врачом, а затем заведующим отделением железнодорожной поликлиники во Владикавказе работала полковник медицинской службы Ибрагимова Айша Гапуровна. Она являлась представителем первого выпуска Дагестанского медицинского института. За ее высокую культуру и профессионализм она пользовалась большим уважением не только в железнодорожной поликлиники, но и среди населения Северной Осетии. Железнодорожная поликлиника столицы Северной Осетии (Алания) носит имя Ибрагимовой Айши, что является признанием ее больших заслуг. В настоящее время во Владикавказе генеральным директором акционерного общества «Кавказтрансстрой» работает сын Айши Ибрагимов Феликс, доктор технических наук, заслуженный строитель РФ, который координирует работу многих строительно-монтажных поездов и других строительных организаций, в том числе и дагестанского СМП-179, которым руководит Тумалаев Зорге.
Магдиев Расул, 1916 года рождения. Известный железнодорожник, награжден орденом Ленина, медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд во время ВОВ».
Вагабов Курбанмагомед, 1879 года рождения, проработал на железной дороге с 1900г. 53 года. Награжден орденом Ленина, медалями «За трудовую доблесть», «За оборону Кавказа», «За доблестный труд во время ВОВ», почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР.
Умаров Садык, 1906 года рождения, работал на железной дороге с 1918 года в течении 30 лет, Генерал тяги, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, многими медалями.
Абдулгалимов Закарья, 1905 года рождения, стаж работы на железной дороге 32 года. Награжден орденом Ленина в 1951 г., медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд во время ВОВ». На пенсию ушел в 1961 г.
Алиев Юсуп, 1892 года рождения. Награжден орденом Ленина в 1956 г., медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд во время ВОВ».
Дибиров Малла, 1887 года рождения, на железной дороге трудился с 1907 г. в течение 49 лет, на пенсию ушел в 1956 г. Награжден орденом Ленина в 1951 г., медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд во время ВОВ».
Рамазанов Курбан, 1907 года рождения, работает на железной дороге с 1925 г. Награжден орденом Ленина, медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд во время ВОВ». На пенсии с 1956 г.
Рамазанов Абдул, 1888 года рождения. Награжден орденом Ленина и медалями: «За оборону Кавказа», «За доблестный труд во время ВОВ».
Хурсиев Исмаил, 1901 года рождения, работал на железной дороге в Минводах, Назране, Дербенте. Награжден орденом Ленина, медалями «За трудовую доблесть», «За выслугу лет».
Хихучев Расул, 1906 года рождения. На железной дороге начал работать на станции Тарки с 1934 г. ремонтным рабочим, бригадиром. Награжден орденом Ленина в 1953г., медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд во время ВОВ». Погиб при исполнении служебных обязанностей на железной дороге в 1965г.
Поделиться
01 Янв 1970 г.
Звучит по меньшей мере удивительно: до «железки» больше сотни километров, а до неба, кажется, ближе, чем до моря. Однако в Сумбатле более 30...
Авг 2014 г.
В Дагестане каждый аул имеет свою славу. Некоторые из них известны как центры художественных промыслов, Есть аулы поэтов, художников, ученых,...
Мар 2009 г.
По некоторым источникам, еще во II веке до н.э. на месте этого селения существовали несколько небольших поселений с общим числом до 60 хуторов. В...
Сен 1997 г.
В старинном, расположенном высоко в горах селе Сумбатль Казикумухского округа в 1896 в семье железнодорожного рабочего Омара родился...
Сен 1995 г.
Свой посильный вклад сумбатлинцы внесли и вносят в развитие промышленности Дагестана. Наряду с тружениками стальных магистралей и...
Янв 1970 г.
Наличие в окрестностях Сумбатля поселений по крайней мере с VIII века до н. э. подтверждается археологическими исследованиями, проведенными в...
Янв 1970 г.
Комментарии к статье