Поделиться
06 Сен 1997 г.
Многое могут рассказать старожилы о прошлом аула, однако гордость за свое село им придает слава об односельчанах-железнодорожниках. Так уж повелось у дагестанцев, особенно у лакцев, что каждый аул славится каким-то своим промыслом. Еще в прошлом веке иностранные путешественники приходили в восторг, посещая аул и видя, как, не надеясь на урожай горных земель, сами находили выход из положения, в основном занимаясь отходничеством.
Давно, еще в середине прошлого века сумбатлинец Тамаз-старший, сын грузина и сумбатлинки ушел навстречу своей судьбе, надеясь в русских землях отыскать работу и прокормить семью. В Саратове приглянулось ему новое дело — работа на железной дороге, получившее распространение во всей России. По свидетельству стариков, добрался он до самого Лондона, куда был послан перенимать опыт своих английских коллег. По возвращению в Россию он вернулся домой, забрал обоих своих сыновей и еще двух сельчан и уехал строить и работать на железных дорогах России. Вскоре вслед за ним потянулись на дорогу другие сельчане, и уже ко времени строительства Порт-Петровской дороги (1898г.) железнодорожниками были около 40 сумбатлинцев, 17 из них работали бригадирами и мастерами, обучали этому ремеслу других горцев.
Шли годы. В 20-50-х годах нашего столетия врядли можно было найти железнодорожную станцию до Ростова, где бы ни жили и ни работали мои односельчане. За 25 последних лет более 30 сумбатлинцев окончили Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта и стали высококвалифицированными специалистами. О добросовестном труде моих односельчан говорит тот факт, что за ударный труд на железной дороге 24 из них были награждены орденами Ленина более 50 — орденами Трудового КрасногоЗнамени и «Знак Почета».
События страны не прошли незаметно для маленького аула. Война с фашистами постучала в дом каждого сумбатлинца. Практически все молодые мужчины ушли на фронт, оставшиеся работали на железной дороге, которая была приравнена к фронту, и всего лишь несколько человек остались в ауле работать на крайне необходимых участках, где требовался труд мужчин. Несмотря на преклонный возраст, ушел на фронт добровольцем и донес до рейхстага знамя Дагестанского эскадрона Гази Омаров, который во время Гражданской войны был награжден орденом Красного Знамени.
Немногие сумбатлинцы вернулись с фронта, да и тех с каждым годом становится все меньше и меньше. Тем светлее и радостнее редкие встречи с оставшимися в живых.
Мне хочется рассказать об одном из них — человеке, судьба которого может быть образцом для каждого. Речь идет о фронтовике Рамазане Магомедове. Если бы меня попросили выделить главную черту характера его, я бы сказал — скромность. А его облик седого горца повествует о мудрости и твердости. К сожалению, редкими стали наши с ним встречи: более 50 послевоенных лет он живет на Кавказских минеральных водах, там и работал до пенсии на железной дороге. Сейчас ему 94 года, живет с дочерью в Ростовской области. А мне вспоминается, как во время одной из встреч, лет 17 тому назад, Рамазан спросил: не сохранился ли у меня отцовский велосипед, какова его судьба? Дело в том, что в начале 30-х годов Рамазан привез в аул велосипед. Это был первый велосипед не только в нашем ауле, но, наверняка, и во всем округе.
Односельчане всегда добрым словом вспоминают его. И не дай Бог пройти около его дома, не зайдя в гости, — пощады не жди.
Рамазан с охотой рассказывал о традициях железнодорожников, о множестве приключений и казусов, с которыми приходилось встречаться горцу на равнине и в городах. Ведь не все аульчане приобретали привычки к рабочему труду.
Был один такой случай в 1907 году, когда опытный железнодорожник Мирза, наш сельчанин, послал своего сына работать на железную дорогу, продолжать отцовское дело. Парень через месяц вернулся обратно и оправдывался перед отцом, когда тот ругал за это, тем, что железная дорога, мол, была построена до него. В ответ отец сказал, что не строить ее, а работать на ней он посылал его, и вновь отослал его. Но сын опять убежал, поленившись работать, и на ругань отца ответил: «Отец, то, что я убежал, — это не главное. Главное и самое возмутительное то, что мой бригадир узнал, что я твой сын, и называл меня мирзавцевым (отца же звали Мирзой!). Такого оскорбления я вынести не мог!»
Первым дипломированным специалистом с высшим железнодорожным образованием, как рассказывают, был Садык, который от ученика путейца вырос до железнодорожного генерала и в 40-50-х годах работал главным контролером-ревизором Северо-Кавказской железной дороги (тогда она называлась Орджоникидзевской железной дорогой).
Садык прошел все ступени, работал в Дербенте, Назрани, Минеральных Водах, Ростове, повидал многое в жизни, пока своим трудом не дошел до ответственного поста.
Бывали случаи, что в ауле годами не получали вестей о своих родных и близких. Получить письмо или каким-то образом связаться из Мурманска, Иркутска, Риги или же из Китая /работали сумбатлинцы и на КВЖД/ было не так легко.
Однажды мой родственник Камиль Манапов рассказал такой случай. В начале 20-х годов сестра Садыка — Шуанат попросила написать брату письмо в Минеральные Воды /Садык тогда работал слесарем в депо/. По окончании письма он спросил: «По какому адресу послать?» Шуанат с присущим горянке простодушием удивленно выговорила: «Какой еще адрес? Пиши просто: Вода — депо — Садыку. Не бойся, дойдет». И, говорят, письмо действительно дошло.
Приключений, и притом достоверных, на железной дороге с сумбатлинцами было много, о них за раз не расскажешь, их хватит на целую книгу.
Поделиться
06 Сен 1997 г.
Звучит по меньшей мере удивительно: до «железки» больше сотни километров, а до неба, кажется, ближе, чем до моря. Однако в Сумбатле более 30...
Авг 2014 г.
В Дагестане каждый аул имеет свою славу. Некоторые из них известны как центры художественных промыслов, Есть аулы поэтов, художников, ученых,...
Мар 2009 г.
В старинном, расположенном высоко в горах селе Сумбатль Казикумухского округа в 1896 в семье железнодорожного рабочего Омара родился...
Сен 1995 г.
Свой посильный вклад сумбатлинцы внесли и вносят в развитие промышленности Дагестана. Наряду с тружениками стальных магистралей и...
Янв 1970 г.
Каждый дагестанский аул по-своему уникален. Речь идет не столько о географическом расположении и архитектуре (которые также имеют свои...
Янв 1970 г.
Наличие в окрестностях Сумбатля поселений по крайней мере с VIII века до н. э. подтверждается археологическими исследованиями, проведенными в...
Янв 1970 г.
Комментарии к статье