Этот заброшенный объект в береговой линии Махачкалы — бывший восьмой цех завода «Дагдизель». Он был построен в 1939 году в качестве испытательной станции морского оружия. Строительство 8-го цеха началось по инициативе министра тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе в 1934 и было закончено в 1939 году, здание было сдано в эксплуатацию уже после начала Второй Мировой войны. Цех имел официальное название — «Испытательная и сборочная станция для сверхмощных изделий» и являлся засекреченным объектом. Целью строительства цеха на воде было испытание торпед и другого оружия, которое выпускалось на заводе № 182 (в дальнейшем его переименовали в «Дагдизель»). Это было единственное советское предприятие подобного типа. С помощью земснарядов был вырыт котлован объемом 530 тыс. кубометров, в котором расположили подземную часть цеха — так называемый «Массив». Прямо на дне вырытого котлована установили 14-метровую железобетонную конструкцию, которая после освобождения от металлического каркаса всплыла на поверхность моря и была установлена на постоянном месте. Общая площадь построенного секретного цеха составила более 5 тыс. квадратных метров, объем — 26 тыс. кубических метров. Толщина кирпичных стен здания составила 1,5 метра. Наблюдательная вышка возвышалась над уровнем воды на 42 метра. Для обслуживания секретного цеха на берегу были построены порт с двумя молами и пристанью. Секретная станция была отлично оборудована для постоянного проживания и работы. В здании были построены благоустроенные комнаты для ночёвки, имелись столовая, библиотека, большой спортивный зал. Для подъёма на смотровую вышку, состоящую из 9-ти этажей, был построен лифт.
Строительство этого объекта, велось четыре года и осложнялось трудным условиями морской стройки. Вся подводная железобетонная часть гигантского павильона, получившая название «Массив», строилась непосредственно прямо на побережье, в котловане ёмкостью 530 000 м3, вырытом с помощью земснарядов.
На дне этого котлована был отлит огромный железобетонный «ящик» высотой четырнадцать метров, после чего искусственная перемычка, отделяющая котлован от моря, была разрушена, и всплывший в морской воде, железобетонный «фундамент» отбуксировали на место строительства станции в феврале 1935 года.
Там «ящик» наполнили водой и «посадили» на заранее подготовленную площадку из бутового камня. Дальше, строительство надводной части станции, велось обычным способом, с доставкой людей и материалов морскими судами.
Цех профилировался на испытаниях морского оружия (торпед, мин и др.), и прослужил заводу 27 лет. В связи с изменениями требований к проводимой в цехе номенклатуре, в апреле 1966 года, это грандиозное сооружение было списано с заводского баланса, а оборудование демонтировано.
Сейчас, объект «Массив» заброшен и стоит в Каспийском море, напоминая с берега древнее чудовище или своеобразную копию знаменитого форта «Байард».
Привожу отрывок из книги генерал-майора Германа Кириленко «Рассекреченный город»
Собирая материалы для этой книги, пишет Кириленко, я поинтересовался у немецких коллег, как обстояло дело с производством торпед у них накануне и в годы 2-й Мировой войны. Каково же было мое удивление, когда в городе Берлине мне показали книгу о немецком торпедном заводе в городе Нейбранденбург, аналогичном нашему заводу № 182 (Дагдизель), в котором пристрелочная станция была почти точной копией нашего 8-го цеха. Но поскольку немцы построили свой объект почти на пять лет позже нас, то можно полагать, что такая схожесть либо результат работы немецкой разведки, либо идентичность инженерной мысли того времени. В годы войны немцы были остановлены у Грозного и до Махачкалы и ее спутника поселка «Двигательстрой» не дошли. Однако, немецкие самолеты неоднократно бомбили не завод с поселком, а именно испытательную станцию в море. Значит, они были осведомлены о ее существовании.
Комментарии к статье