Поделиться
28 Июл 2018 г.
В один из теплых осенних дней, когда дагестанское солнце еще щедро посылало свои лучи на землю, мы отправились в Кайтагский район. Целью поездки было посещение селений Маджалис и Янгикент, в которых проживали большие общины горских евреев.
До посещения сёл, вооружившись знаниями из Википедии, мы отправились в путь. Вот, что смогли узнать: население села Янгикент по переписи 2010 года составляет 1248 человек. Площадь села — 58, 6 кв. км. Село расположено в 12 км от села Маджалис. Его высота над уровнем моря составляет 313 м. Но остальную информацию уже узнавали на месте. В село из центра Кайтагского района Маджалис можно добраться по единственной грунтовой дороге, вдоль которой с двух сторон растут деревья и плодовые кустарники. Чтобы попасть в Янгикент нужно проехать вдоль селений Туменлер, Новая Барша. В переводе с кумыкского Янгикент означает сожженное село. Магомедов Р.М. в книге «Памятники истории и письменности даргинцев 18 века» писал:
«Село Янгикент трижды сжигалось: в 1277 году, 1818 году и 1877 г., столько же раз восстанавливалось, чтобы каждый раз называться Янгикентом.
Русские князья в 1277 году по приказу хана Золотой Орды отправились вместе с монголо-татарами в Дагестан, где произвели страшные опустошения. При этом они дошли до селения Янгикент, сожгли его и двинулись в Южный Дагестан, где взяли богатую добычу и пленников и вернулись в ханскую ставку».
Большое число горских евреев проживало в селе Нюгеди Кайтагского района. «Нюге дигь» – в переводе с татского языка означает новое село. Село Нюгеди после того как его покинули евреи, вошло в состав Янгикента.
Горские евреи пришли в Нюгеди из Маджалиса. В начале они приходили по торговым делам, затем образовали свое поселение – Джугут аул, так назвали его кумыки. Согласно по семейным спискам 1843 года, в еврейской слободе села на тот момент проживало 125 человек, из них — 66 мужчин и 59 женщин. Эти жители составляли 45 дымов. Старостой села был Нусу Израил оглы, 54 лет. Раввином – Амрам Раба оглы, 40 лет. В 1860-х годах в общине Янгикента раввином служил р.Хизгил (Иехизкель), ученик раби Ильогу Багдади, чьи предки пришли в Дербент из Ирана в 1695 году.
В 1866 году известный путешественник Иуда Черный, благодаря которому сохранилось много сведений о том периоде, зарегистрировал еврейское население в числе 100 дымов. Илья Анисимов в том же году подал сведения о том, что в селе Янгикент имелось 103 дыма в составе 360 мужчин и 324 женщин. До начала Первой Мировой войны в селе проживало 684 еврея.
Евреи села Нюгеди занимались торговлей, были отличными кожевенниками. Их умение выделывать кожу и послужило в какой-то степени «яблоком раздора».
Мне удалось выяснить, что причиной ухода из села горских евреев стало убийство члена общины – Ягуды (Иохуда) Семандуева, в 1930 году он был убит у села Джаван-кент.
Об этом факте рассказывал его сын, Ахом Семандуев, – супруг поэтессы Зои Семендуевой. Но в книге А.Ракитникова «Глиняный квартал» есть документальное подтверждение этого факта. Автор книги пишет его имя Иохуда. «Мы возвращались в Джугут-аул втроем и обсуждали убийство кустаря-кожевника Иохуда Семандуева из аула Янги-кент. Он продавал кожи в ауле Башлы. На обратном пути из Башлы возле селения Джаванкент, Иохуда убили и ограбили. Горско-еврейский Янги-кент был взбудоражен». После этого случая многие жители Янгикента покинули село. У Ягуды Семандуева осталась жена и четверо детей: дочь и три сына. Двое сыновей Семандуев Шамиль и Семандуев (Семен) Симанду погибли во время Великой Отечественной войны.
Мы попросили жителей села показать нам еврейские захоронения. На одном надгробий написано Аарон Бен Матай похоронен в апреле 1878 года. В посемейных списках 1843 года есть Аарон бен Матай 45 лет. Выходит, что он умер в возрасте 80 лет.
Игорь Семенов в статье «Горские евреи Северного Кавказа и Дагестана» пишет: «Кумыкско-даргинское селение Янгикент возникло как часть еврейского села Нюгеди. Но когда евреи покинули село – его обитаемой частью остался только Янгикент, а собственно Нюгеди запустел, и даже его название вытеснено новым – Янгикент».
Один из старожилов Гапизов Гапиз Гереевич, 1935 года рождения, говорит, что в его время в селе евреи уже не жили, а мама его говорила, что кумыки купили у евреев дома и земли. Мусульмане не занимали еврейские постройки и поля, так как у них бытовало поверье: змей оберегает дома хозяев и охраняет их жилище, даже когда его жители покидают его. У местных жителей и сегодня сохранилось много поверий и легенд, связанных с еврейскими захоронениями на территории села.
Нам показали одно захоронение у ручья: местные жители приходили туда во время засухи с ковшиком воды к надгробию и, наливая, просили пойти дождь. На камне, вблизи которого разросся колючий кустарник, удалось прочитать только дату – январь 5645 года по еврейскому календарю, что соответствует 1885 году. Благодаря тому, что эпиграфист Наталья Кашовская побывала в Янгикенте в 2008 году, удалось узнать и имя похороненного – Йов бен Азарья. Приходили на кладбище и молодые женщины, которые не имели детей. Сопровождала их взрослая женщина, которая читала молитву. Женщины три раза должны были обойти кладбище и не разговаривать в это время.
Во многих источниках есть предания, связанные с обрядом вызывания дождя. Горско-еврейское предание о Дерей-Гата (или жуут –гъэтта – еврейское ущелье – прим. автора), записанное А. Барсовым в Темир-Хан-Шуре: «К северо-западу от г. Дербента в 44 верстах есть аул Меджлис [Маджалис. – И.С.] – административный пункт Кайтаго-Табасаранского округа. Близ этого аула есть место, известное под именем Джиут-Гатта: здесь когда-то было несколько маленьких аулов. Теперь на этом месте находятся еврейские памятники. Из таких памятников замечателен надгробный памятник раввина Анины, найденный Евреями в 1872 г. (памятник этот опять зарыли).
Кавказские Евреи, по их рассказам были вытеснены из Вавилона (Багдада) персидским царем 602 года тому назад. В начале переселения Евреев главою церкви их в Вавилоне был некто Сафарат, и самое время переселения их называется временем Сафарата. Переселяясь из Вавилона, большая масса Евреев прибыла в местность Гатта, находящуюся в узких ущельях. Здесь они заботились не столько о хлебопашестве, сколько о защите от нападений. На крутых скалах они построили себе маленькие селения: от этих селений теперь остались развалины жилищ и кладбища.
В ущельях, где расположена Гатта, протекает речка – Бугай-чай; есть там целебные источники [источник Ираги. – И.С.] и алучевые леса, где часто откапываются надгробные места и следы построек. Большая часть Евреев, переселившись из Вавилона, теперь рассеялась по всем городам и селениям Дагестана; но все же в Меджлисе Татар одна треть, остальные жители Евреи. Когда бывает засуха, жители Меджлиса (Евреи) выходят с священными книгами к берегу Бугай-чая, где находится могилы их предков, выкапывают яму, берут с молитвою воду из Бугай-чая и наливают в яму, дабы шел дождь. Евреи уверяют, что минут через 15 идет дождь. Надгробный памятник Анины был найден при выкапывании ямы для молебствования о дожде. На памятнике надпись: умер 279 лет после Галют Сафарата. Местные Евреи время переселения из Вавилона называют Галют Сафарат, то есть несчастие Сафарата».
Последним покинул село Нюгеди Натанил и его сыновья: Нагдим и Ситкил. Дом Натанила стоит и сегодня, но его перестроили и живут там другие люди.
Местный житель, преподаватель Багатыр Абдуллаев, рассказал, что в селе много лет работал учителем еврей по имени Чираги. Его сыновья погибли во время войны.
Всего 13 уроженцев села Янгикент не вернулись с войны. Все они призваны Махачкалинским ГВК. Около двух месяцев сельсовет «Янгикентский» возглавляет новый глава поселения Пашабек Мутаев. Административный центр сельского поселения включает, кроме села Янгикент, близлежащие сёла Маллакент, Новая Барша, Туменлер. Пашабек Мутаев родился в Янгикенте, затем покинул родное село, работал в центральной России. В настоящее время он полон идей и планов, надеется поднять жизненный уровень сельчан. Одной из задач, которую ставит перед собой глава поселения – огородить старые еврейские захоронения, которые расположены на территории села. Он обратился с призывом оказать посильную помощь не только уроженцам села Янгикент, но и всем горским евреям, которые не останутся равнодушными к памяти своих сородичей. Пашабек Мутаев со своей стороны обещает всяческую поддержку.
Еврейского кладбища как такового в селе нет: есть отдельные захоронения, которые нуждаются в ограждении. Многие мацевы уже поломаны. Наша общественность должна поддержать инициативу главы поселения Пашабека Мутаева и огородить захоронения, сохранить их хотя бы в том виде, в каком они находятся сегодня.
Доброжелательные и гостеприимные янгикентцы поведали еще интересную историю: один торговец открыл магазин, назвав его «Нюгеди». Через некоторое время переименовал его в «Янгикент». Сейчас владелец переехал жить в поселок городского типа Мамедкала, магазин закрыт. В день нашего посещения на нем не было вообще никакой вывески.
В заключении, не могу не сказать о том, как красива природа села, какой там чистый горный воздух! Поездка в село Янгикент останется в памяти надолго.
P.S. Выражаю благодарность жителям села Янгикент, и лично главе поселения «Янгикентский» Пашабеку Мутаеву за помощь.
Подготовила Ирина Михайлова
Поделиться
28 Июл 2018 г.
Комментарии к статье