Магомед Шамилов

0

Поделиться

01 Янв 1970 г.

В каждом районе, в больших и маленьких селах Дагестана найдется немало людей, прославивших свою малую Родину, Дагестан и в целом Россию. История страны складывается именно из деяний таких, всецело отдавших себя служению отечества людей. Среди них можно назвать и прославивший маленькое село Эбута в Р. Дагестан — Шамилова Магомеда Гитиновасовича.

В некрологе по поводу кончины Магомеда Гитинавасовича,  работники прокуратуры Республики Дагестан, с которыми он работал, отмечали: — На 57-м году жизни, после продолжительной болезни ушел из жизни прокурор Хунзахского района, старший советник юстиции Магомед Гитиновасович Шамилов — ветеран органов прокуратуры, всю свою сознательную жизнь посвятивший укреплению законности и правопорядка в нашей республике.

М.Г.Шамилов родился в 1942 году в сел. Эбута Хунзахского района. Еще обучаясь на пятом курсе Северо-Осетинского госуниверситета, в 1972 году стал работать в органах прокуратуры Дагестана и с этого времени, более 26 лет бессменно, добросовестно проработал на различных должностях. Был следователем Кизилюртовской межрайонной прокуратуры, с 1977 года — прокурором Гумбетовского, Ботлихского и Хунзахского районов. На всех должностях М.Г.Шамилов проявил себя как высококвалифицированный юрист, пользовался заслуженным уважением среди работников правоохранительных органов республики.

Простота, скромность, справедливость, честность, преданность своей профессии являлись отличительными чертами этого обаятельного человека. Добросовестный труд в органах прокуратуры Магомеда Гитиновасовича неоднократно отмечался приказами Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора Республики Дагестан.

Светлая память о Магомеде Гитиновасовиче Шамилове навсегда останется в наших сердцах.

Работники органов прокуратуры Республики Дагестан

Ниже приводим стихи местных авторов, посвященные Магомеду

Шамилов Мух1амад рак1алде щвеялъе.

Жеги божуларо, кин бицаниги,
Мун хванин абураб хабаралда дун.
Жеги кант1уларо пикру гьабизе,
Дуца ибадиялъ дуниял танин.
Живго г1адатияв, г1амал берцинав,
Гьит1иназе эмен, к1удиязе вац.
Язихъ xyтlapазеe хъатир гьабурав,
Мискин хут1аразе гурх1ел ц1ик1к1ирав.
Г1аданлъи к1удияв, г1адат ц1унарав,
Аллагь к1очон теч1ев, чилъи бергьарав.
Къварилъи ккаризе кумек гьабурав,
Чорхолъ иман бугев, намус бац1ц1адав.
Х1укуматалъ къимат жиндие кьурав,
Кьибилго ч!ух!арав, х1алт1ул цевехьан.
Къо ккараб бак1алда ях1 рехун теч1ев,
Рит1ухълъи ц1унарав, мекълъи рихарав.
Чорхолъ ч1ух1и гьеч1ев, г1адатияв мун,

Г1одугеян абе росу ракьалда,
Гьобол г1адаб жойин аб г1умру кколеб.
Угьдуге г1агарлъи, росу-жамаг1ат,
К1к1арадул кваркьийин инсанасул рух1
Дуе г1умру кьураб Г1ебут1а росу,
Ссунареб чирахълъун хут1аги даим.
Дур хоб жаниб бугеб Хунздерил т1алъи,
Халкъалда нур балеб бакълъун лъугъиги.

Даимго  рак1азулъ ц1унизе вуго.
Кидаго гьимулеб гьайбатаб сипат,
Суратлъун гвангъила халкъалда цебе.
Цебе мун xlалт1араб  Гъизилюрт шагьар,
Рак1алде мути щун пашманго буго.
Дуца чанго соналъ хъулухъ гьабурал,
Гумбет, Болъихъ район ч1ег1ер бан руго.

 

Магомеду посвящается…

Хуиздерил т1адъиялъ
Ч1ег1ер бан буго,
Ч1ух1араб лочноца
Берал  къанщидал.
Къваридго угьдилеб
Гьалмагълъиги тун,
Щай мун г1едег1арав
Г1акъилав   инсан?
Духъ балагьун х1алт1и
Х1алт1ул  кабинет,
Кив вугев  Шамилов
Гьеч1о вихьулев.
Гьудулзай г1емерав
Г 1адан  хирияв,
Хирияв вук1ана
Мун киназего.
Т1огьолаб  pиидал
Къалъул  г1ужалда,
Къо—лъик1ан   абуна
Гьаб  дунядалда.
Реккаб унтул   г1оралъ
Гъоркь ч1елги гьабун,
Халатаб сапаралъ
Ана    мун вачун.
Бит1ун  завалалда
Г1умрудул нухда,
Нахъехун гирана
Дур  гьакил   бурдул.
Бигьаго къуркьулеб
Хъергъу   бук1инч1ин,
Хъирул къаназ  ккуна
Гъалбац1   шулаго.
Мунилан  угьдулев
Херав инсуда,
Гурх1ич1евг1аги шай
Цо вук1арав вас.
Т1улил яцал руго
Хадур   хвелилан,
Мун гьеч1еб дуниял
Жндей   к!варич1ин.
Балъхъадерил росдал
Paк1  бахъун   буго,
Булбулалъул  гьаракь
Къот1аралдаса.
Раг1иги    къвак!арав,
Намус  бац1адав,
Мун г1адинал васал
Г1емерал гьеч1о.
Меседил маг1у т1ун
Ннлъ  г1оданиги,
Т1ок1ав   вуссинаро
Мух1амад  нахъе.
Камуна  дуй   гьудул
XIалалай   лъади,
Лъимал   каранде  къан
Къварилъи бачче.
Къан   борчея   рачел
Херлъарай эбел,
Унтул х1ал   бергьараб
Керен   чучизе.
Х1алт1иги   дурусав,
Paг1иги   кьуч1ав,
Мун  нижер рак1азулъ
Даим   вук1ина.
Дуниялалда   мун
Вит1ун   хьваданин,
Вит1ун  ккун  ватаги Ахираталда.
Патимат Магомедова. Харахьи росу.

От автора

После первого класса меня определили в интернат. Он находился  в крепости Арани. В родной деревне, расположенной в 6-7 км от Арани я бывал только на летных каникулах. В субботу,  после уроков, я мог бы поехать домой, но не отпускали, редко отпускали домой и на короткие каникулы, причина – чтобы не приносили вшей, так обьясняли некоторые, наиболее информированные одноклассники. По этому, с Магомедом Шамиловым я виделся редко, хотя он и приходился мне двоюродным братом по линии матери. Первое воспоминание связано с изготовлением юлы. Я учился в первом классе,  зимой вся молодежь любила кататься на озере за селом, или на речке, расположенной недалеко от села, со странным названием Г1аликда Харини. Тоненькая речка,  со стороны села Тануси течет, огибая село  спереди  на запад, в сторону с. Гацалух, Зимой эта речка покрывалась неширокой, но длинной лентой льда, иногда  довольно широкой, достаточной для того, чтобы кататься на чем угодно, начиная от тазика, самодельными салазками и коньками собственного изготовления и старыми сапогами,  которые скользили довольно таки  хорошо. Те, у кого не было приспособлений для катания, хлестали, кожаным бичом разнообразные по размеру, деревянные волчки. Волчок представлял собой  деревянный цилиндр,      диаметром 5-9 см и   такой же высоты. Один конец стачивался под тупым углом и в острие  забивали гвоздь, чтобы скольжение было идеальным.

Волчок готов. Теперь дело за бичом. На конец палочки длиной 50-60 см. привязываем  кусок кожаной ленты, разрезаем ее до половины, на три полосы замачиваем в воде  для гибкости  и.. вперед. Резким  вращательным движением рук запускаем волчок на лед и потом начинаем хлестать ее плетью. Волчок набирает сумасшедшую скорость и описывает плавные круги по льду. Зрелище для детей незабываемое.  А если в движении столкнуть два волчка, то слабый из них, ракетой вылетал за пределы льда. Победителя награждали бурными аплодисментами. Для волчка необходим кусок дерева с гладкой поверхностью, и достаточной толщины. Для деревни того времени, это тоже была проблемой. Свой кусок для волчка я отрезал от деревянных граблей, принадлежащей отцу Магомеда —  дяде  Шамилю, за что, потом  матерью   был наказан достаточно ощутимо. Диаметр бруска был недостаточным, и волчок получился немного худым, что крайне отрицательно повлияло на его качества. Да и плеть у меня была неважная. Вместо кожаного конца я приспособил кусок бельевой веревки, естественно, в сумме у меня получилась пародия на волчка. Было холодно, по дороге домой Магомед предложил мне пойти с ним домой.  Дом расположен на окраине восточной части села. Мне всегда бывало приятно открывать створку большой деревянных ворот тети. Ворота издавали радостно — восторженный скрежет, словно здороваясь с входящими гостями. Из комнаты, где дядя Шамиль держал самые ценные вещи, он притащил   кусок березового ствола нужной толщины, который дядя   Шамиль поставил высохнуть, чтобы потом   делать  из него топорище. Магомед отпилил от него нужный кусок, и  начали делать волчок. Очистив заготовку от коры   начал закруглять его конец.

Здесь я хочу сделать небольшое отступление. Дело вот в чем. Этот эпизод может и не запомнился бы мне, если бы не тот ножик, которым он начал заострять волчок. Я был большим охотником, можно сказать маниакальным , до всяких механизмов, конструкций, на всякие  ножи, оружие, замки, об этих увлечениях и их последствиях  я напишу потом, отдельно. Нож этот состоял из двух частей. Ножны из металлической жести, куда вставляли   металлическую согнутую скобу и в расщелины этой скобы  вставляли половину обыкновенного лезвия. Я не мог оторвать взгляд от ножа. Видя мой интерес к ней, Магомед  показал ножик в действии. Он вытащил из маленького  бумажного пакета лезвие «Нева» в бумажной обвертке, вскрыл его,  сломал лезвие пополам и вставил один кусок лезвия в этот ножик. Потом начал аккуратно заострять волчок. Для бритья тогда повсеместно применяли  опасную бритву, которую перед бритьем точили на специальном камне, потом правили на кожаном ремне. Я прекрасно знал всю процедуру точки бритвы. Точно такие же инструменты были у моего отца. Ремень крепили пряжкой к гвоздю над окном и правили бритву скользящими движениями по ремню после правки на бруске. Лезвия и безопасные станки для бритья  только  появились.

Как известно, береза — материал очень крепкий, поэтому я попросил Магомеда использовать острый нож, а ножей у его  отца, я знал точно, было достаточное количество.

-На попробуй,- он отдал мне этот ножик с лезвием и я силой надавил на нее, чтобы отрезать кусок побольше, тонкое лезвие сломалось, и он повторно вставил туда другую половину лезвия. На этот раз я аккуратно начал работать с волчком, но работа пошла очень медленно. В это время на веранду (рагъи) вышел сам дядя Шамиль, который в это время в комнате  выполнял полуденный намаз.   Я поздоровался с ним и продолжал точить твердую поверхность крепкой березовой чурки. Глядя на мои неэффективные движения, он молча отобрал у меня кусок будущего волчка, внимательно посмотрел на нее, просунув руку под деревянную резную тахту, который он сделал сам, вытащил топор и, вставив кончик будущего волчка на деревянный порог комнаты, несколькими ударами стесал все лишнее, потом вытащил из кармана самодельный цудахарский нож, с деревянной рифлёной рукояткой, острый как бритва и несколькими движениями придал основанию острую форму. Такими ножами, вместе с глиняными горшками,  по деревням торговали балхарцы, и эти ножи пользовались большой популярностью у горцев. Судя по тому, как он точил волчок,  я понял, что это изделие знакомо ему с детства. Потом он забил на острый конец волчка гвоздик с широкой шляпкой, предварительно откусив от него лишний конец.

-На, возьми, и он протянул волчок мне. Вместе с волчком я получил и от Магомеда и этот ножик, который я использовал для точки цветных карандашей. Эти подарки я запомнил на всю жизнь. Магомед потом поступил в Буйнакское педучилище  и во время его практики в интернате, мы с ним встречались каждый день. Я был на  семь лет младше него и удивлялся его общительности, люди тянулись к нему, он всегда был окружении людей.  В армии он служил в Германии, выучился на водолаза. Помню, где то за столом, как он рассказывал разные истории, связанные с этой очень опасной профессией. Мне в его рассказе запомнилась следующее, оказывается, водолазный костюм, с медным шлемом, весит чуть ли  не сто с лишним килограммов.  Потом наши пути разошлись.  Он поступил учиться на юридический факультет. Меня призвали в армию, после армии я поехал за отцом в г. Нарын, расположенный в Тянь-Шанской области,  на границе  с Китаем. В 1972г. я поступил в Пржевальский государственный педагогический  институт, Магомед окончил университет и работал следователем прокуратуры  в г. Кизилюрте.

После окончания института, проработав год по распределению, я приехал на Родину в  Дагестан и встречался с Магомедом в разных обстоятельствах. И всегда, независимо от погоды или обстоятельств, дома или на работе он был в окружении своих друзей и близких. Со слов людей, которых знали его не один десяток лет, такое уважение людей он заслужил тем, что в любых обстоятельствах, в отношении с людьми,  независимо от их статуса,  всегда искал в человеке только  хорошее.

-И вот, снова я в родной деревне, иду по знакомой улице, открываю большие деревянные ворота опустевшего дома Дяди Шамиля и тети Халун. Сердцу от волнения тесно в груди, ворота издают не тот  знакомый скрип, а хриплые стоны, похожие на рыдание. Дома, как и люди, рождаются, живут, вместе и умирают. Вот, и этот дом, со дня образования села, в начале ХУ111 века, здесь жили предки Магомеда. Прервалась цепь поколений и дом умер навсегда, вместе  с хозяином…. Медленно поднимаюсь на второй этаж. Взгляд упирается на черные провалы балконных окон, осевшая земля на площадке перед верандой, пронзительно веет пустотой и холодом. Я без сил присел на последнюю ступеньку  опустевшего дома, моих самых близких родственников — Магомеда, его матери Халун — ункъачу и отца — Шамиля. Передо мной в нескольких десятках метров расположилась сельское кладбище, если внимательно смотреть туда, можно рассмотреть торец черного, надмогильного памятника  на могиле Магомеда, рядом же похоронены его мать и отец.  Перед взглядом простирается  широкая полоса –Г1урт1а и   необъятная  цепь гор —  Акаро меер.

Сегодня пятница, и души умерших, посещают свои дома. Кто знает, может сейчас рядом со мной сидят Магомед или  его родители, сполна пережившие горечь преждевременной смерти единственного сына  и хорошего человека — Магомеда. Я прощу у них прощения за то, что так мало посещал их, в одиночестве переживающих горе, читаю молитву и ухожу. Не знаю, когда в следующий раз я буду здесь…Пусть земля им будет пухом. Мунагьал чурун ратаги.

 

***

Г1емерал ратила Дагъистаналда, г1адамалги лъалел, г1адамаздаги лъалел, х1алт1улъги, къварилъиялдаги  мугъ ч1вазе бегьулел, жудодаса гьвураб росуги, районги ч1ух1арал г1адамал. Гьединал кьерилазда хъорлъ вук1ана Г1ебут1аса Шамилов Мух1амадги. Шамилов Мух1амад гьавуна 1942 соналда Г1ебут1а росулъ. Северияб Осетиялъул пачалихъияб университеталъул юридическияб факультеталъул щуабилеб  курсалда ц1алулаго, 1972 соналда Шамилов Мух1амад х!алт1изе лъугьана Дагъистан Республикаялъул прокуратураялъул органазде. Гьелдаса нахъе, 26 г!анасеб соналъ рак1бац1ц1адго х1алт1ана бат1и-бат1иял хъулухъазда. Гьев х1алт1ана Гъизилюрталъул районазда гьоркьосеб прокуратураялда следовательлъун, 1977 соналдаса нахъе Гумбет, Болъихъ, Хунзахъ районазда прокурорлъун. Кинаб х1алт1уда вук!аниги, гьес живго вихьизавуна т1адег1анаб махщалил юрист х1исабалда. Республикаялъул ихтиярал ц1унулел органазул х1алт1ухъабазда гьоркьов гьев к1удияб къадру-къиматалда вук!ана.

Гьесие хасияталлъун  рук1анаа:    г1ащикълъи, рак1 бац1ц1алъи, рак1 рагьи, ч1yxla-къули гьеч!олъи, жиндирго махщалийе рит!ухълъи. Мух1амад кидаго х!адур вук1унаан чиясе жиндаса бач!араб кумек гьабизе.
Прокуратураялъул органазда гьабураб рак1бац!ц1адаб хъулухъалъе г!оло Россиялъул Федерациялъул Генералияв прокурорас, Дагъистан Республикаялъул прокурорас, Шамилов Мух1амад Гьит1инавасовичасе жидерго приказалдалъун чанго нухалда баркала загьир гьабун бук!ана.

Шамилов Мух1амадил лъик!ал ишал, гьесул гьайбатаб г!амал-хасият районалъул администрациялда ва цадахъ х1алт1улел рук1аразда рак1алдаса инее гьеч!о.

Кинабг1аги къвариг1ел ккун районалде вач1арав бихьинчи, Шамиловасул кабинеталде щвеч1ого унароан. Киг1ан г1емераб х1алт1и бугониги, гьес т1аде вач1арав чи, жиндирго бищун цевесев гьудул г1адин  къабул гьавулаан. Къади кванил г1уж бугони цадахъ рокъореги рачунаан.

Пумруялъул 57 сон бук1аго гьев нилъедаса ват!алъана. Дагъистан Республикаялъул юстиииялъул к1удияв г1акълучи, республикаялда законал ва ихтиярал ц!униялъе т1убараб г1умруго кьурав прокуратураялъул ветеран Шамилов Мух1амад Гьит1инсвасович.

Г1ебут1а росулъ гурониги, Хунзахъ районалдаги Шамилов Мух1амад г1адамаз ч1агоязда гъорлъ риккине вуго.

, раздел: Личности

Автор: М. Курбаналиев, доцент, кандидат исторических наук
0

Поделиться

01 Янв 1970 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля