Поделиться
15 Дек 2000 г.
Залп «Авроры», обозначивший новый этап в истории России, определил дальнейшее направление жизни Гаджимета Сафаралиева. Он стал активным участником подпольной революционной организации Кюринского округа, возглавлял партизанский отряд, воевавший против турецких интервентов. В 1920 году под его руководством были перекрыты пути переброски банд Гоцинского в Южный Дагестан, и позднее его не раз направляли на борьбу с бандитизмом.
После окончания гражданской войны Г. А. Сафаралиев работал председателем Ахтынского, Агульского окружных исполкомов, начальником милиции и затем председателем исполкома Самурского округа. И где бы ни работал Гаджимет Алиметович, везде оставлял о себе хорошую память. Великолепное здание Дома культуры, построенное им, и сегодня украшает село Ахты. Больница, элетростанция в Ахтынском районе, школы, многие километры дорог и проволочной связи, мосты в разных районах Дагестана — этими вехами отмечен путь Гаджимета Сафаралиева.
В конце 1932 года Г. А. Сафаралиев возглавил Дагдортранс. И на этом посту проявил себя энергичным, деятельным руководителем. Тогда в республике развернулось большое дорожное строительство, особенно в горах. В 1932 — 1937 годах под руководством Г. А. Сафаралиева Дагестан систематически перевыполнял план по строительству дорог, за что республика была дважды удостоена переходящего Красного знамени по РСФСР. Сафаралиеву посвятил свой очерк «Бог дорог» Николай Тихонов, побывавший в Дагестане в 1934 году в составе бригады русских писателей.
Писатели приехали в Дагестан в поисках героев нового времени, героев-преобразователей, строителей новой жизни. Одним из таких героев стал Гаджимет Сафаралиев, о котором Н. Тихонов говорил: «Фигура эта не выдумана. Он существовал на самом деле». В самом начале очерка возникает образ богатыря: «Его круглое бронзовое лицо никогда не кажется усталым. Он мало спит, он любит появляться неожиданно там, где его меньше всего ждут. Он может убить на лету ястреба, и он видит скалы, как никто». То, что было сделано Г. А. Сафаралиевым за пять лет его работы в Дагдортрансе, под силу, кажется, только богу. Тихонов приводит такие факты: «За три года он построил 2000 километров дорог, отремонтировал их на 4000 километров. Если бы их вытянуть в одну линию, их хватило бы от Куруша до Архангельска.
Вы встретите его у подножия Шахдага и в раскаленных от зноя скалах Чароды, его дороги с разбегу упираются в Кадарский перевал и в Каспийское море.
Люди гор выходят строить дороги с самоотверженностью первых каменотесов. Они становятся саперами, техниками, изобретателями… Даже Чувашия отдала ему свое знамя соревнования, а дороги Чувашии и Дагестана далеко не одно и то же».
Однако в декабре 1937 года Гаджимет Алиметович Сафаралиев был арестован, и дальнейшая его судьба повторила судьбу многих его современников. Обвинение, предъявленное ему, было стандартным: участие в буржуазно-националистической группе во главе с Н. Самурским. Приговором Военного трибунала СКВО от 20 сентября 1939 года Г. А. Сафаралиев был осужден на 10 лет без права переписки. Сегодня все знают, что такая формулировка означала верную смерть. Этого не знал Сафаралиев. Веривший, несмотря ни на что, в справедливость сталинского правосудия, он написал заявление в адрес Верховного Совета Союза ССР на имя М. И. Калинина, надеясь, что оно будет внимательно рассмотрено и его невиновность станет ясной. Но ответа он не дождался и из заключения не вернулся.
30 мая 1956 года Г. А. Сафаралиев был реабилитирован посмертно.
Ныне именем Гаджимета Алиметовича Сафаралиева названо крупное хозяйство в Хивском районе. Добрым словом его вспоминают и убеленные сединами аксакалы, и те, кто сегодня мчится по горным серпантинам, построенным человеком, которого и сегодня зовут «богом дорог».
Поделиться
15 Дек 2000 г.
Комментарии к статье