Поделиться
01 Янв 2002 г.
В октябре 1931 года бюро Дагестанского обкома приняло постановление – превратить Дагестан в республику сплошной грамотности. Багаутдин активно включился в эту подвижническую деятельность и первые же его стихотворения, – «Ликвидируйте неграмотность», «Ленин», «Весна», «Летние дни», «Родной язык», «8 Марта» – становятся подлинно народными.
Приобщаясь к мировой духовной культуре, Багаутдин Митаров переводит на родной язык и издает отдельными книгами произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. Гянджеви, А. Фадеева, С. Стальского, Г. Цадасы, С. Маршака, К. Чаковского, А. Барто и др.
Впервые в истории своего народа он подготовил и издал антологию табасаранской поэзии, написал и издал «Книгу для чтения взрослых». Подготовил к печати книгу собственных произведений, хрестоматию 5-6 классов для родных школ, перевел много политической литературы и т.д.
Б. Митаров был не только восторженным певцом достижений всего передового… Он яростно боролся против жульничества, бюрократии, алчности, высокомерия, равнодушия к негативным явлениям в обществе. Обо всем этом говорил он в стихотворениях «Поминки», «Бедность не порою), «Непослушный сын», «Бедность», «Я перед тобой не унижусь», в поэмах «Два друга», «Удав», в рассказе «Малла Пинжас» и др. Грянула Великая Отечественная война. Багаутдин Митаров сразу выступил со стихотворением: «Свистит свинец, весь мир в огне пылает, срывает кровь чугунные мосты. И руки протянув, земля взывает – за смерть, за боль, за муки отомсти».
В первые же дни войны Багаутдин Митаров приходит в Махачкалинский горвоенкомиссариат с просьбой отправить его на фронт. Знавший его военком города Вали Саркиев рассказывал: «Увидев Митарова, которого знал хорошо, я удивился. На вопрос, почему пришел в военный комиссариат, он протянул заявление, где просил отправить его на фронт.»
26 июня 1941 года Б. Митаров добровольно уходит в армию, его направляют в военное училище. Но по пути на фронт, контуженный и серьезно больной, снятый с воинского учета, он возвращается домой и спустя некоторое время, становится директором школы в родном селении Кандик. К весне 1943 года здоровье его стало несколько улучшаться. Несмотря на снятие с воинского учета и то, что представителей малых народностей не брали тогда в армию, он рвался на фронт, он идет в военный комиссариат с письменным заявлением: «…прошу направить меня на фронт в действующую армию!»
Односельчанин, друг Багаутдина, известный педагог – поэт Эседуллах Ханмагомедов рассказывал: «Нас, в том числе Багаутдина и меня, в составе группы привезли в Бакинское пехотное училище. Выстроив всех, представитель пехотного училища объявил, что отныне мы курсанты училища, будем учиться и вести военную подготовку как курсанты до особого распоряжения… Когда все притихли, Багаутдин Митаров попросил слова и объявил, что хочет ехать на фронт, а не оставаться в училище.
Так, с горечью в душе, проводил я его в г. Гори, где комплектовалась часть для отправки на фронт.». После непродолжительного пребывания в г. Гори часть, где служил Багаутдин, была направлена на фронт
В августе 1943 года в тупике Махачкалинского вокзала остановился на несколько часов военный эшелон, который шел на фронт, в котором ехал Багаутдин Митаров. Воспользовавшись остановкой он навестил своего друга – талантливого лезгинского литератора Сейфедина Шихалиева. Ныне покойный С. Шихалиев вспоминал: «Рано утром на пороге моего дома появился Багаутдин. Вид у него был нездоровый. На вопрос: «Почему такой худой и бледный?» – Багаутдин отвечал, что сейчас не время лечиться, что он счастлив тем, что едет, наконец, снова на фронт и не решается обращаться к врачам, потому что врачи наверняка помешают ему уехать». Багаутдин оставил у С. Шихалиева тетради стихотворений, которые были переданы брату Багаутдина…
В ноябре 1943 года мы получили свернутую бандероль – тетрадь с обратным адресом – «Полевая почта – 9112 «в». В тетради оказалось и наспех написанное карандашом письмо. После обычных приветствий родным и близким Багаутдин писал: «Муталиб, пятна что на тетради, – то кровь из раны, к счастью, небольшой и я опять буду бить фашистов. Только об этом маме ни слова».
Любовью к Родине, родному краю и народу, достоинством, гражданским мужеством овеяны патриотические стихотворения поэта – фронтовика из тетради с «кровавым пятном». Это такие его стихотворения, как «Сообщите друзьям», «Война», «Твой портрет», «Раздавайся гром победы», «Друзьям по борьбе», «Смотрите, друзья», «Пусть в мир явившийся не знает бед».
Как итог всего увиденного и пережитого выступает фронтовая поэма «Выстоим», где все органически связано с войной и душевными переживаниями поэта. Герои в поэме стали зрелыми, драматические судьбы их автор раскрывает с особой силой. Эта поэма не просто описывает трагедию войны, она заставляет читателя по настоящему ощутить ее, стать участником событий. Это маленькая частица настоящей, невыдуманной истории. Будущие поколения войну будут изучать по таким произведениям фронтовиков. Поэт не успел закончить поэму. Издержки войны…
В широко известном стихотворении из тетради «Сообщите друзьям», написанном в форме письма к родным, Багаутдин писал:
…Передайте друзьям. Что на фронте средь гула и грома Я спокоен и счастлив. Сообщите об этом друзьям!
Эти стихи – поэтическая клятва воина и воинская клятва поэта. Не изменить солдатскому долгу и памяти погибших – вот великий смысл, наполнивший несокрушимой волей каждый миг жизни.
Одический дух проник во многие стихи военного периода поэта. Поэт-воин уверен в победе, за клубами дыма военных пожарищ поэт видит свет торжества справедливости.
О, пусть раздастся гром победы, Хочу приблизить этот час. Разбросанных по белу свету Так много нас, так много нас» Пусть летит наш клич победный…
Произведения поэта военных лет представляют собой сплав военной темы, философии и любовной лирики. Об этом красноречиво говорят стихотворения: «Расставания», «Твой портрет», «Сон», «Зимней ночью в поле «, «И снова за горами гром гремит», «Ты помнишь, как цветы мы собирали?», «Меня весенний этот день», и др.
Стихи задушевного лирического склада звучат как исповедь души патриота перед родиной, любимой, друзьями, перед собственной совестью, настраивают на размышление.
Перечитывая стихи поэта давно прошедших лет, ощущаешь будто это все происходит сегодня, сейчас, по – человечески сознаешь, как он тосковал о добре, о ласке, о жизни:
При всей обостренности чувств, обращенных к будущему, к мечте, он одновременно смело глядел на судьбу, а может быть, какие-то магические силы «нашептали ему грядущую трагедию».
Идет война, мой, может, час пробьет. Я беден, что получит мой наследник, Прими ж мою любовь – мой дар последний, Она одна меня переживет.
В тяжелый военный период муза Багаутдина не замолчала, а заговорила с новой силой. В его стихах вместе с оттенком грусти и печали – оптимизм и вера в победу: «За Бугом – рекой, за туманами виден путь, что ведет нас на Берлин». Об этом концентрированно и точно сказано в стихотворении «Зимней ночью в поле». Это «оптимистическая трагедия» любящего сердца:
Далее поэт восклицает:
В лирических стихотворениях выражены интимные чувства поэта: его муки и страдания близки и по-человечески понятны. Эти произведения передают глубину отношений и трепет волнующегося сердца. Любовная лирика может быть печальной, так же, как и настоящая любовь Печаль и элегический настрой в стихах Багаутдина – это не уныние и не растерянность, это грусть о потерях и разлуках, это светлая мечта – «светлая слеза по щеке», надежда на встречу с любимой. Это, наконец, вера в то, что память о погибших не будет предана забвению.
В одном из тяжелых боев во время атак у сел. Нарцизовка на рассвете 12 января 1944 года пал смертью героя поэт Багаутдин Митаров.
Поделиться
01 Янв 2002 г.
Творчество известного в Дагестане поэта и прозаика Муталиба Митарова выдержало самую строгую проверку – полувековую проверку временем – и...
Янв 2002 г.
Комментарии к статье