Поделиться
01 Янв 2008 г.
Через столетия кумыки, а вместе с ними и вся республика, заново открыли для себя имя Султан-Мута Эндиреевского, видного государственного деятеля и полководца ХЛ-ХДЛ! веков. В то время в результате дробления шамхальства Тарковского на отдельные самостоятельные феодальные владения (бийлики) было образовано Эндирейское княжество. Великий полководец создал не только новые города, деревни и исламское общество, но и сформировал сильную армию, которая защитила Дагестан. Он вынудил своих братьев отдать ему в удел все земли, лежащие между реками Сулак и Терек, нижнюю часть Мичикича и Салатавского округа, до горы Керхи, что на границе Гумбета. Полководческий дар — одна из главных черт основателя Эндиреевского владения Султан-Мута. Он способствовал признанию своего княжества как самостоятельного государственного образования, с которым были вынуждены считаться довольно грозные в военном отношении в ту пору соседние державы том числе Иран и Россия.
По инициативе жителей поселка Тарки образован общественный комитет по празднованию 460-летия и увековечению памяти этой исторической личности, масштаб деятельности которой выходит далеко за пределы Кавказа. На средства граждан у въезда в Тарки установлена мемориальная доска из мрамора. На могиле Султан-Мута в Кизилюртовском районе сооружен величественный зиярат. Проведены две научные конференции. Издали и уже провели презентацию материалов первой научной конференции, посвященной Султан-Муту.
Именно сегодня, когда ситуация на Кавказе сложная, народы Дагестана должны еще раз подтвердить, что они вместе с Россией. Как в прошлые века, так и в веке нынешнем Дагестан должен быть первым в этом отношении. А образ основателя древнего Эндирея пусть послужит символом сплочения кавказских народов вокруг великой России.
Дагестан — связующее звено на пути из Передней Азии в Восточную Европу, и на протяжении столетий наша земля притягивала к себе взоры могущественных соседей. Кто только здесь не побывал! То арабы завоевывали его, то татаро-монголы опустошали. Сюда стремился шахский Иран и Османская империя. Цари Грузии и князья Кабарды были заинтересованы в том, чтобы обеспечить себе свободный выход к Каспийскому морю.
Утвердиться на Северном Кавказе желала и Московская Русь. Овладев Волжским путем, после покорения Казанского, а затем и Астраханского ханств, она вышла к Каспийскому морю. Так южные границы России вплотную подошли к Кавказу.
В 1557 году Кабарда приняла русское подданство. Примерно в это же время шамхал обращается в Москву с предложением о мире и торговле. Видимо, это предложение было отвергнуто, потому что русский военный историк генерал-лейтенант В.А.Потто писал по этому поводу: «Ни дани, ни подданства мы не добились». Эти события по времени совпали с вооруженной борьбой между шамхальством и кабардинскими князьями. В данном споре Русское государство заняло сторону Кабарды и в 1560 году послало войска «воевать Тюмень и Шавкала» (В.А. Потто). Всего Россия десять раз направляла в Дагестан воевод с войсками: в 1560 году под предводительством Черемисова, в 1569-м — воеводы Шадры, в 1587-м — астраханского воеводы, в 1589-м — воеводы Засекина, в 1591-м был еще один поход, в 1594-м — воеводы Хворостинина, в 1604-1605 годы — воевод Бутурлина и Плещеева.
Историки отмечают, что во второй половине XVI-начале XVII веков ни одно крупное событие того времени в Дагестане не обходилось без участия Султан-Мута. Он всегда оказывался символом сопротивления внешнему диктату. Под его предводительством вольнолюбивые и гордые народы Дагестана ценой больших усилий неоднократно отстаивали свою свободу и независимость.
Как пишет К.М.-С.Алиев: «Младший сын шамхала Чопана Тарковского от неравнородного брака с кабардинской узденкой из фамилии Анзоровых вместе с братом Адильгереем в 1605 году возглавил борьбу против русской оккупации кумыкских земель и в решающем сражении под Бавтугаем нанес ощутимый урон русскому престолу», доказав, что Дагестан военной силой не взять. Попытка «подчинить себе шамхальские земли, а самого шамхала укротить за проведение независимой политики» провалилась. Прославленный воевода И.М.Бутурлин, до этого усмиривший народы почти в пятнадцати, как выражаются, теперь, «горячих точках», потерпел сокрушительное поражение. В результате не только Кумыкия, но и весь северо-восточный Кавказ вышел из-под русского влияния. «После этого сражения Россия более ста лет не пыталась проникнуть на Кавказ» (Н.М.Карамзин).
Вся жизнь Султан-Мута, не знавшего поражений полководца, блестящий пример, до сих пор вызывающий восхищение у нас, его потомков и сородичей. Основатель сильного во всех отношениях Эндиреевского княжества, прародитель десяти княжеских фамилий Засулакской Кумыкии был великолепным организатором. При нестабильной внутриполитической обстановке, в окружении таких великих, а потому претендовавших на пределы шамхальства и его владений держав, как Персия, Россия, Турция и откровенно враждебных царей Грузии и княжеств Кабарды, ему удается объединить и жителей равнины, и горцев. «На зов Султан-Мута отозвались все горцы», -пишет В.А.Потто.
Султан-Мут — фигура, которая требует нового осмысления. Он сам сотворил себя. В его жизни было аманатство у персидского шаха, где его на каждом шагу подстерегала опасность. Он в своей долгой и многотрудной жизни выживал практически каждый день. Была также борьба за высокие ценности ислама, за свободу непокорных дагестанских народов. Была борьба за возвращение принадлежавшей ему по праву доли отцовского наследства.
Султан-Мут обладал настоящим государственным мышлением. Это он заложил основы нашего с вами национального сознания. «Он с присущей ему последовательностью и настойчивостью занялся строительством своего государства. Результаты, которых он достиг, закрепили за ним репутацию выдающегося государственного деятеля-реорганизатора» (З.Н.Акавов).
Султан-Мут был прозорливым и дальновидным государственным и политическим деятелем своего времени. З.Н.Акавов пишет, что «…он все-таки первым пошел навстречу переговорным процессам с русскими и, убежденный в перспективности, конструктивности своей политики, первый в истории выступает инициатором совершенно неожиданной в подобной ситуации идеи о мире с побежденной стороной, более того, он выступает автором и первым исполнителем ориентированного на многие столетия вперед проекта существования и созидательной жизни своего отечества в составе еще вчера с оружием в руках кровопролитно сражавшейся страны». Султан-Мут на века вперед предвидел, что путь к сохранению государственности Дагестана и его безопасности не в дружбе с шиитским Ираном и далекой Турцией, а именно с Россией. Сегодня Дагестан продолжает быть единым целым с Россией.
Султан-Мут был высокообразованным человеком своего времени. Он покровительствовал многим поэтам, ученым. Знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби писал: «Этот город древний (Эндирей), средоточие мудрых, источник совершенств, обитель поэтов и умиротворенных…». По свидетельству Г.Оразаева, сохранилось довольно большое письмо, написанное Султан-Мутом, в котором видны элементы литературного творчества, в частности эпистолярного жанра. Как свидетельствуют источники, в XVII веке в Дагестане дважды побывал классик немецкой литературы Пауль Флеминг. О своем пребывании здесь он написал 94 стихотворения. Для нас особый интерес представляют его баллады, элегии, оды о Султан-Муте и выступление в Эндирее в его честь музыкального ансамбля немецкого посольства. Отдельные издания сборника «Дагестанские стихи» П.Флеминга опубликованы на немецком языке в Амстердаме (1641г.), на латинском языке в Гамбурге (1649г.). Более полную информацию о бесценных памятниках культуры и непосредственном влиянии Дагестана той эпохи на немецкую литературу и в целом на европейскую культуру читатель может получить из книги Абзайдина Гамидова «Дагестанские стихи немецкого поэта».
Это далеко не все, что можно было бы сказать о Султан-Муте. Впереди нас ждут еще более плодотворные результаты, ибо работа только началась. Жизнь и деятельность Султан-Мута должна занять достойное место и в учебниках истории, и в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Работа по увековечению памяти Султан-Мута продолжается. На ноябрь текущего года намечено проведение международной научной конференции, посвященной его памяти. Организаторы конференции уверены, что она пройдет успешно.
Поделиться
01 Янв 2008 г.
Комментарии к статье