Жизненная сила ичичалинского кувшина

0

Поделиться

10 Авг 2001 г.

Красивый, с выгравированными узорами, покрытый блестящей оловянной коркой ичичалинский медный кувшин воспринимается девушками из аула западного Дагестана одновременно и удобным инвентарем для переноски воды из родника, и ювелирным изделием, по красоте которого судят и о качествах владелицы. В горах любая уважающая себя невеста повременит со свадьбой до тех пор, пока в наборе ее приданого не окажется этот вожделенный предмет. Не только в Дагестане, но и на базарах Кабардино-Балкарии, Грузии, Казахстана творения рук ичичалинских мастеров воспринимаются в ряду надежных изделий, пользуются спросом, и в деле изготовления медных кувшинов у этого аула нет конкурентов.

Секрет прост: каждая ичичалинская семья обязательно имеет собственную мастерскую, все работоспособные, в том числе и женщины, которых к ремеслу не допускают, хорошо разбираются в меди и способах ее обработки, олове и кислотах. Ичичалинцы утверждают, что деды завещали им никогда не расставаться с мастерством.

Сохранилось предание о том, что аул мастеров приобрел известность благодаря высокому качеству и красоте кувшинов, изготовленных Расулом и Динмагомедом. Микаилал, Бейбулатилал, Билалилал, Алхасилал и другие тухумы аула гордятся династиями мастеров-кувшинщиков. В настоящее время самым почитаемым мастером является семидесятилетний аксакал Вали Алхасов. У каждой династии свой неповторимый рисунок, в который каждый мастер может добавить что-то от себя. Труд кувшинщика нелегкий, требует таланта и хорошей выучки, иногда нужно работать десятилетиями подмастерьем, чтобы заслужить почетное название «устар». Среди достигших совершенства мастеров в ауле называют Халида Джамалова, Расула Алхасова, Абдулмажида Асадулаева, Гаджи Ханапиева, Расула Ордашева, Магомеда Нустапаева, Исмаила Ибрагимова и многих других. И вот приехавшие недавно в такой аул цумадинцы смогли купить всего два кувшина.

— В пору советской власти у нас была артель, дирекция которой снабжала всех мастеров необходимыми материалами, реализовывала продукцию, а нам оставалось только работать, совершенствуя мастерство, — наперебой говорили мастера, — а ныне этого нет. Если раньше могли свободно приобретать медные листы на предприятиях и базарах промышленных центров России, то ныне люди из тех краев приезжают за медным ломом в нашу республику и конкурируют в его покупке с нами. Нет, думаем, аула в горах, куда бы мы не ездили и не выгребли медный лом. Переплавляем, отливаем медные листы, делаем кувшины. Из такого вот сырья многого не сделать, и производство кувшинов уменьшилось против прежнего намного.

— За кувшин платят от восьмисот до тысячи рублей, есть в ауле мастера, которые смогли купить много лома и ухитряются ежемесячно изготавливать до четырех кувшинов, — рассказал Абдулхалим Ибрагимов, глава Цунди-Шабдухской администрации, куда входит и аул Ичичали. — А в моей семье, например, мастерская на замке.

Решили жить до лучших времен за счет доходов от скота и увеличили его поголовье. Так поступают и многие другие мастера. Жить-то надо.
— После распада артели в начале девяностых годов ичичалинские мастера решились было объединиться и открыть кооператив. Намерение не осуществилось из-за разнобоя мнений и отсутствия начального капитала. Но если подобное инициирует государство, то, судя по настроениям мастеров, они охотно объединят усилия. Принятие Народным Собранием РД закона о народных художественных промыслах, приезд в Ичичали сотрудника республиканского комитета по местной промышленности обнадежили, укрепили надежды мастеров на новое дыхание своего дедовского промысла.

Удивляюсь бизнесменам, среди которых много умных и богатых. Но почему они увлеклись одним лишь «купи-продай», а не народными промыслами, у которых в горах глубокие корни и большое будущее. Есть зажиточные люди и в числе ичичалинцев. Осман Кадиев, например, дал тридцать тысяч рублей на водопровод, Джамалудин Гамзатов желает обеспечить удобства для лечащихся от туберкулеза «дикарей», с разных концов республики и за свой счет строит в ичичалинском лесу пансионат, сотрудник «Дагводоканала» Магомед Дибиров помог строить дороги, мечети, Битар Битаров из Буйнакска и Герей Ибрагимхалилов из Кизилюрта тоже не раз помогали решать материальные проблемы социального обустройства аула. Но никто не берется за главное. Почему бы господам не собраться вместе, не объединить средства, не наладить работу цеха и не поставить кувшинный бизнес на широкую ногу?
Отчаиваться, однако, не следует. Могучие жизненные силы горцев помогали народным промыслам выживать и в более трудные времена.

, раздел: Культура

Автор: Джамалудин Джамбулаев / Источник: "Дагестанская правда"
0

Поделиться

10 Авг 2001 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • О тех, кто пал на войне

    В центре моего родного селения Ичичали, перед зданием администрации, как и во многих уголках нашей необъятной страны, стоит памятник...

    Сен 2012 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля