Поделиться
29 Окт 2004 г.
Сержант Али Чурухов вместе с группой солдат пошел в разведку. Надо было уточнить место, где расположились немецкие войска.
Вопреки сведениям, имевшимся в дивизии, леса кишмя кишели немцами: куда ни глянь — огромные грузовики, тяжелые повозки с высоченными бортами. По лесным просекам ходили парные патрули гортанно переговариваясь. Единственной защитой разведчиков была непроглядная тьма, но и она могла предать в любое мгновение.
Ночь вспыхивала на миг то спичкой, то карманным фонарем, и старший группы, а вслед за ним и остальные намертво прижимались к земле.
Километра полтора ползли. На ходу выработалась тактика: как только поблизости показывался патруль, разведчики прижимались к земле. Их даже, кажется, два раза осветили, но не заметили. Так они ползком выбрались из леса Запорожья. На опушке их застал холодный, туманный рассвет, полный зябкого птичьего щебетания.
Тут заметили нечто непредвиденное: трое немцев полулежали на грузовике и, закутавшись в одеяла, вели неспешный разговор. Один из них случайно бросил взгляд в сторону разведчиков. Неясные очертания «зеленых призраков» в утреннем тумане, а они действительно были в зеленых балахонах, видимо, на немца произвели впечатление чего-то нереального, колдовского. Да и разведчики себя не выдали, не стали лезть в бессмысленную драку. Бежать тоже нельзя: поднимут тревогу. Решили действовать на свой страх и риск: ровным, неспешным шагом прошли мимо грузовика и скрылись в соседней роще.
Отдышавшись и убедившись в безопасности, связались «с землей», передали разведсведения. Было приказано вернуться в штаб. Но как? Обратной дороги нет.
Посоветовались и решили двинуться дальше, идти в обход. Имея карту местности, держались подальше от проезжих дорог и деревень. Ночи дожидались в болотистых местах и лесных трущобах, куда обычно избегали сунуться» враги…
Потом был бой…. В мае 1943 года родные А. Чурухова из далекого аула Трисанчи получили полынно-горькую похоронку, где сообщалось, что командир отделения Чурухов Али Гедаевич пал смертью храбрых, защищая Отчизну
Безутешным было горе родных и близких. Однако сердце матери Шишей не верило в происходящее. И вдруг – о чудо! 17 июня 1944 года – еще одно письмо. Написано собственноручно.
Случилось так, что в том памятном бою его тяжело ранили. Его едва живого с поля боя подобрала санитарка – русская девушка Ирина.Поправил здоровье в госпитале и снова в бой. Храбро воевал Чурухов. И боевые награды шли вслед за отважным разведчиком 68-го штурмового инженерно-саперного батальона: медаль «За отвагу», орден Красной Звезды….
В боях за Харьков Чурухов удостоен этого ордена. Фашисты отступали, сметая все, что попадалось в пути. Разведчикам был дан приказ взорвать мост и закрыть дорогу отступающим гитлеровцам. Как раз за успешное выполнение этой операции его и представили к Красной Звезде.
В декабре 1946 года Али вернулся домой. Связал свою судьбу с Джалиловой Ада, дочерью фронтовика Гамзаева Джалила. Вдвоем вырастили, поставили на ноги девятерых детей: Шишей, Меджида, Чуруха, Магомеда, Тайгиба, Арслана, Мурада, Саидат, Сайпуллу.
Кем только не пришлось работать Али Гедаевичу: секретарем сельского Совета, председателем ревизионной комиссии, главным бухгалтером колхоза имени Ульянова, ревизором управления сельского хозяйства Дахадаевского района. Его отличали добросовестность, честность, принципиальность.
Вот уже 16 лет, как не стало Али Гедаевича. Но память о нем жива. Без его имени нельзя представить историю села Трисанчи.
Поделиться
29 Окт 2004 г.
Комментарии к статье