Поделиться
29 Окт 2004 г.
Он родился в 1952 году и почти все детство провел рядом с известным мастером оружейного дела — дедом.
Окончив в 1972 году Дагестанское художественное училище им. Джемала, а через шесть лет и худграф Дагестанского государственного пединститута, он полностью уходит в искусство. Его первые работы посвящены родному краю, мы видим в них трудолюбивых земляков, занятых традиционным ремеслом, жизнь и быт горцев. Среди этих работ наиболее выразительна его первая жанровая картина, выполненная маслом — «Харбукская кузница». Она из детства
На холсте запечатлена заваленная нехитрым инструментом, пропитанная гарью и сажей мастерская деда. Отображая орудия труда в их разнообразии, художник обнаружил, что каждая деталь оказывается нужной и обеспечивает взаимосвязанную работу всех других. «Харбукская узница» — это «натюрморт железного века». В ней хотя отсутствует образ человека, но мы его осязаем. Вот сейчас в свою кузницу войдет мастер с мозолистыми руками и восторжествует полная гармония. Эмоциональное воздействие картины связано со значимостью вещей, изображенных на ней, с заложенными в ней ассоциациями. Тонко отработанное цветовое решение воспринимается инстинктивно и доставляет удовольствие.
Как отмечала искусствовед 3. Джандарова, именно «кузница» стала той отправной точкой X. Юсупова, которая привела его в выставочные залы, вывела на большую дорогу профессиональных художников.
Он член Союза художников СССР (1989 г.). В августе 1991 года Хасбулат Юсупов уже заслуженный деятель искусств РД.
Его в 1994 году приглашают для проведения персональной выставки «Мой Дагестан» в Российский этнографический музей С.-Петербурга. В книге отзывов выставки достойную оценку творчеству нашего земляка дает искусствовед И.К. Меркотян: «Прекрасные работы! Художник, как говорят, Божьей милостью. Разнообразие приемов работы акварелью просто удивительно! За этим видится и огромный труд, и порывы вдохновения и богатая душа художника. Очень интересны серии работ «Харукские мотивы», «Горный пейзаж» «Горный хлеб» (1981-1994 гг.), пейзажи городков, двориков, улиц, полыхающие закаты. Очень интересны переливы цветовых пятен, сложная техника наложения краски, а результат — изумительная световая гамма, изысканность линий, возникающих из наплывов тумана, миража…».
Подобных похвал его творчеству было множество. Что говорит о несомненном успехе молодого художника.
Именно тогда он становится признанным лидером в акварельной живописи Дагестана.
Работы Юсупова выставляются не только на своей Родине, но и за рубежом и везде получают высокую оценку. В основе его творчества не только прирожденный талант, наблюдательность, но и неустанная кропотливая работа по поиску новых форм эстетического восприятия мира.
Хасбулат — разножанровый художник. В его коллекции и пейзаж, и натюрморт, и портрет, и бытовая картина. Как истинный художник, посвятивший себя искусству и любящий его больше всего, Юсупов никогда не удовлетворен собою, он постоянно в поиске.
Чтобы найти свой стиль в живописи он бросает преподавательскую работу в ДГПИ и выезжает в разные уголки страны, покоряясь стихии жизни, соединяясь с ней, идя навстречу року.
В таких работах как «Мир красок» (1966), «Посвящение», «Истоки Дагестана», «Освобождение» (холст/масло/акварель) (1992-2004) виден культ спонтанного, как бы неподвластного разуму начала. Красочная композиция превратилась во всеобщую обожествленную категорию.
Серии акварельных работ «Материнство» (1998-1999), «Горянка» (1996-2000) построены на звучных цветовых сочетаниях. Здесь объем, плэнер и линейная перспектива оттеснены декоративными цветовыми отношениями, служащими для выражения женского образа
Несмотря на выразительную условность, цикл работ «Горянка» и «Материнство» передают светлую гармонию, эмоционально-чувственную информацию о предмете изображения. При выборе новых средств художественной выразительности Хасбулат опирается как на классическую традицию о цвете, так и на традиции народного творчества. Он словно стремится проникнуть во внутренний мир.
Художник Хасбулат Юсупов шаг за шагом формирует свой стиль, находится в поиске той единственной дороги, которая должна привести его к вершинам высокого искусства.
Поделиться
29 Окт 2004 г.
История каждого дагестанского села хранит в себе много интересных фактов, преданий и легенд. В известном ауле кузнецов Харбуке их также...
Май 2018 г.
В маленьком дагестанском ауле Харбук были целые семьи, занимавшиеся изготовлением огнестрельного оружия. Из поколения в поколение они...
Мар 2018 г.
Лишь во время нашествия Тимура харбукцам пришлось оставить свое село и переселиться на новое место жительства. Ныне Харбук по сравнению...
Дек 2017 г.
Комментарии к статье