Лишь во время нашествия Тимура харбукцам пришлось оставить свое село и переселиться на новое место жительства.
Ныне Харбук по сравнению с другими селами Дахадаевского района является одним из самых труднодоступных даргинских сел. Поэтому, согласно преданию, за всю историю своего существования его так и не удалось захватить ни одному завоевателю.
Сохранилось предание о жестокой расправе персов, подошедших к сс. Кубачи и Харбук. Прежде чем уйти, шахское войско воевало с Харбуком три месяца. Оборонительные башни харбукцы обмазывали кровью животных, чтобы стены казались издалека сделанными из железа.
По ночам дети, старики и женщины тайно уходили в лес, а к утру с шумом, с флагами, жердями, клубами пыли возвращались к себе, и со стороны выглядели, как ежедневно подходящие подкрепления из соседних земель. Все-таки персы напали на село, но потерпели поражение и, бросив оружие, отступили, при этом потеряв немало лошадей, многие из нападавших оказались плененными. И после того сражения нашествия врагов на территорию Дагестана прекратились. Никому не удавалось покорить горцев Дагестана.
И все же враги шли на всякие хитрости, чтобы захватить село. Однажды, когда мужчины ушли на пятничную молитву в мечеть, на башнях остались одни женщины, враги, зная это, обошли селение с южной стороны и решили проникнуть в село через нижний квартал. Молодая девушка Хадижат первая заметила врагов. Быстро надев доспехи брата и схватив оружие, побежала навстречу врагам. На узкой тропинке она их встретила лицом к лицу и преградила им путь. На помощь ей поспешил юноша Гамадар. Но силы были неравные, Гамадара убили, а Хадижат, чтобы не попасть в руки врагов, прыгнула в ущелье. Местность, где произошло это событие, называется «Чарбаркь» («Возврат»). Могила девушки стала зияратом, а вода у родничка около могилы считается лечебной. По преданию, харбукцы захватили здесь много пленных, коней, оружие и две пушки. В жестокой схватке они вынудили врагов бежать. Поэтому с тех пор это место названо «Возвратом».
Для харбукцев, как и для всех советских людей, Великая Отечественная война была суровым испытанием. За годы войны 200 харбукцев сражались на разных фронтах, из них 123 человека полегли на поле брани, а могилы 99-и погибших за Родину харбукцев до сих пор не найдены.
На фронтах войны особо отличились Ибрагимов Магомедрасул – кавалер двух орденов Славы, награжден четырьмя боевыми медалями, Шаиев Магомедали – летчик-штурмовик, награжден орденом Красной Звезды, Магомедов Гаджимурад, награжден орденом Славы III степени, Гасанов Магомедгаджи, награжден медалью «За отвагу», удостоен 7 правительственных наград и многие другие харбукцы. В самые тяжелые годы войны более 50 женщин из Харбука приняли активное участие в сооружении оборонительных рубежей.
Ремесло и занятия харбукцев
Харбукцы, как и кубачинцы, уже в период средневековья являлись мастерами металлообработки высочайшего класса, при этом их поселения были крупными центрами ремесленного производства.
Харбукские мастера всегда удовлетворяли потребности горцев в металлических изделиях. Особое развитие получило оружейное дело. Амузги и Харбук с древнейших времен занимали ведущее место в производстве холодного оружия. Но главным центром производства огнестрельного оружия в Дагестане являлся Харбук.
По преданию, харбукцы принимали участие в движении Шамиля. Шамиль сам прибыл в Харбук для ознакомления с производством оружия и добычей железа. Он заказал харбукцам изготовить много подков, гвоздей, пистолетов, ружей, кинжалов, которые не уступали бы заводским, пишет Маргграф О.В. В 1923 году в селе было образовано объединенное товарищество металлистов, кустарей-ремесленников. Вскоре оно стало промартелью, потом переименовано в Харбукский комбинат художественных изделий, выпускавший более 35 видов изделий.
Харбукцы внесли большой вклад в культуру села, района, а также республики: ученые, врачи, спортсмены, певцы, художники, поэты достойно носят звания заслуженных работников культуры РД и России.
Более 20-и человек стали докторами и кандидатами наук разных специальностей, среди которых Раджабова Залпа Камаловна – первая женщина из Харбука и Дагестана, ставшая доктором экономических наук, доцент кафедры мировой экономики.
Абдулманапова Аминат Абдулманаповна – первая из Харбука и даргинских женщин Дагестана народный поэт РД, член Союза писателей и журналистов России, лауреат международной премии «Филантроп» и многих других премий, а также премии им. Р.Гамзатова, автор более 40 книг, изданных в Москве и Махачкале, автор более 350 песен, а также неоднократный победитель конкурса «Песня года», где выступают знаменитые артисты Дагестана.
Докторами наук стали Рабаданов Р.А., Раджабов О.Р., Яхъяев М.Я. – доктор филос. наук, декан филфака, завкафедрой философии; Гасанов К.А. – проректор ДГТУ; Рабаданов Г.А. – доктор хим. наук ДГУ; Алиомаров Л.М. – канд. пед. наук; Абдулмеджидов А.Ю. – доктор мед. наук; Юсупов Х.А. – ученый, член Союза писателей и журналистов России; Магомедрасулов А.А. – судья высшей категории.
Более 25 харбукцев имеют специальное образование, связанное с изобразительным искусством. Это Юсупов Х.Ю. – ведущий художник РД и России; Тимур Кагиров, чьи выставки проходили почти во всех городах России; Альбина Абдулаева – художник-модельер, член Союза художников и журналистов РФ, обладатель гранта Президента РД, участница многих российских и республиканских выставок и дипломант, в Санкт-Петербурге в конкурсе на приз «Пушкинское перо» она стала победителем показа моделей, сделанных собственноручно; Курбанадамов А.К. – участник и дипломант многих выставок.
Небольшое село Харбук дало родине таких работников культуры, как Осман Османов – главный режиссер даргинской редакции радиовещания РД, Пирдауз Камалова – профессиональная артистка, заслуженный работник культуры РД, обладатель многих дипломов на конкурсах «Песня года» и других.
Среди харбукцев немало спортсменов, внесших значительный вклад в развитие спорта в РД и награжденных орденами и медалями.
Проживая в городах и районах Дагестана, харбукцы не забывают о родном селе, соблюдают свои традиции и обычаи, бережно к ним относятся. Они понимают, что, сохраняя сегодня народные промыслы, традиции села, мы тем самым сберегаем культурное достояние нации и обеспечиваем его передачу будущим поколениям.
Автор: А.Абдулаева
Комментарии к статье