Поделиться
08 Июл 1995 г.
Что привлекало к Дагестану внимание разных «властелинов мира»? Ведь здесь не было ни богатых торговых городов, ни плодородных доходных провинций, ни многолюдного населения, которое можно было угнать в рабство. Индийский поход 1338 г. дал Тимуру львиную долю престижного строительства в Самарканде: сокровища и мастера древних богатых стран доставлялись в Мавераннахр. Но что мог дать ему Дагестан?
Правильнее искать объяснение в отличиях Дагестана от других стран, где воевал Тимур, а не о сходстве с ними. Земли Дагестана включали в себя важный отрезок транзитного исторического пути мирового значения, лежащий к северу от Дербента и раздваивающийся здесь. Одна его ветвь шла вдоль подошвы Кавказа к Дарьялу, к итальянским колониям Крыма, откуда открыт путь в Константинополь и Средиземноморье, другая ветвь идет к Астрахани — там пересекает Великий путь и северную трассу Великого Шелкового пути, соединяющего Китай с Европой.
Для контроля над ним следовало захватить не только Дербент и побережье, но и прилегающую полосу предгорья со всеми долинами и ущельями. Да, очень неоднозначным оказался для Дагестана этот «подарок исторической судьбы» — его стратегический проход через кавказскую преграду.
В ожесточенную борьбу за гегемонию между золотоордынским ханом и Тимуром оказался вовлеченным кайтагский правитель — уцмий. Через Дербент Тимур со своей огромной армией вторгся в Дагестан. Конница составляла основную, реальную его силу. Войска были снабжены стенобитными, камнебитными орудиями.
Первый удар тимуровской орды обрушился на Кайтаг как на союзника Тохтамыша. По свидетельству тимуровских историографов, войска получили приказ об уничтожении и искоренении кайтагцев. Здесь Тимур встретил упорное сопротивление. Кайтагцы мужественно сопротивлялись. В итоге, по их сведениям, из «множества кайтагцев не спаслись (даже) не многие, из тысячи один». Под напором превосходящих сил Кайтаг был превращен в кладбище.
После расправы с Кайтагом Тимур в погоне за Тохтамышем устремился на Северный Кавказ. В 1336 г. он вновь с еще большим ожесточением обрушился на Дагестан и произвел страшные опустошения. Мало какого народа Дагестана не коснулись бедствия тимуровского кровавого нашествия. Горские народы проявляли в борьбе с врагом беспримерную храбрость и мужество и помогали друг другу. Яркое свидетельство — трехтысячный лакско-аварский отряд, который пришел на помощь осажденным в крепости акушинцам. Придворные Тимуровские летописцы с удивлением отмечают, что мусульмане кумухцы и аварцы поддержали язычников даргинцев (к этому времени акушинцы еще не успели принять ислам). Такую же солидарность проявляли в битвах за Аркас, Алмак и в других местах.
Прославились своей борьбой с Тимуром и кадарцы. Кадарское общество считалось одним из многолюдных и крепких дагестанских обществ. В его состав входили села Карамахи, Чанкурбе и другие, уничтоженные во время нашествия. Жили кадарцы вольной общиной, не было у них ни князей, ни беков. В те времена Кадар считался неприступным городом. Расположен был он на холме в скалистой местности, доступ к которой имелся только по узкой горной тропе, но она была укреплена мощной стеной с башнями. У самого входа в город находилась площадка под названием «Къада. В центре площадки возвышался небольшой скальный выступ — место, где собиралась городская администрация, знать. Амфитеатром к нему спускались склоны, на которых располагались остальные жители города. От «Къада» и получилось название города и жителей. В оборонительном отношении Кадар крепко был защищен естественными преградами. В дни осады кадарский джамаат непрерывно заседал на этой площадке. Все население города, включая стариков, женщин и детей, встали на защиту города. Со скальных выступов на врагов сбрасывали камни, устраивали обвалы, обливали кипятком. Для обороны, кроме обычного оружия, кадарцы пользовались тяжелыми дубовыми булавами.
Среди окружающих обществ кадарцы считались искусными, бесстрашными воинами. До сих пор рассказывают, что вокруг Кадара находилась дубовая роща, где росли могучие деревья, доходившие до отвесных обрывов вокруг города. Кадарские смельчаки ради удальства взбирались на макушки этих деревьев и по веткам, с одного дерева на другое, не ступая на землю, пробирались в стан врага.
События далекого времени, связанные с захватом Кадара и его разрушением, не изгладились из народной памяти. У кадарцев и жителей соседних сел сохранилось немало преданий. Согласно одному из них, попытки взять город лобовым штурмом не удались. Тогда Тимур отвел свои силы и начал обстоятельно готовиться к захвату города. Для начала он решил выяснить силы кадарцев. Но как это сделать? Посланные им разведчики пошли на хитрость. Один из них смастерил брюки с тремя штанинами, повесил их у родника, откуда жители брали воду, и стал наблюдать. А родник находился за пределами города. К роднику по воду пришли несколько кадарских девушек. Конечно, они заметили странную одежду и удивились: «Вах, что за чудо! — воскликнула одна. — Разве есть люди с тремя ногами?» — Не знаю,— ответила другая. — Во всем нашем городе нет ни одного треногого, хотя отец говорил, что в Кадаре 8 тысяч семей».
И Тимур, получил эти сведения, прикинул, что Кадар могут защищать 8 тысяч взрослых, боеспособных мужчин. Далее варианты предания расходятся. По одним, Тимур инсценировал поспешное бегство, бросив свой лагерь, посреди которого была оставлена масса каких-то закрытых ящиков. Кадарцы, естественно, стали обследовать брошенный лагерь и, наткнувшись на эти ящики, решили, что там находится добыча Тимура, награбленная в этом походе у соседних жителей. Ящики как трофеи были доставлены в город для дележа. Между тем в каждом ящике скрывался вооруженный воин, дожидавшийся благоприятного момента. По другому варианту предания, Тимур, подготовив ящики, вступил в мирные переговоры с кадарцами: он якобы желает мира и в знак искреннего своего расположения одаривает каждую кадарскую семью. После переговоров в город направился караван с его подарками. Когда Тимур подошел к стенам города, стал вести переговоры и одаривать жителей, стража у ворог Кадара отвлеклась, вмешавшись в эти разговоры и дележ. Воспользовавшись потерей внимательности, сумели ворваться в город главные силы Тимура. В кадарских преданиях много говорится о коварстве и ухищрениях врага.
Как можно судить на основе письменных источников и по материалам исторического фольклора, кадарцы проявили исключительное упорство и находчивость и после того, как ворвался враг в город. Противнику, несшему большие потери, приходилось брать каждый дом, многие кадарские улицы были залиты людской кровью. Погибло почти все мужское население (кроме тех, кто принял ислам), древний город был разрушен и разграблен, но чести своей кадарцы не посрамили.
Предание нам сохранило и то, как кадарцы относились с презрением к тем, кто проявлял малодушие, роняя честь и достоинство своего народа, проявлял алчность. Особо суровым оказался и приговор тем, кто стоял на страже у ворот города и позволил врагу ворваться в город, соблазнившись щедрыми подарками Тимура. Каждому из них в горло было залито расплавленное золото, а трупы сброшены в пропасть.
После пережитой трагедии многолюдное и воинственное кадарское общество перестало существовать, все вокруг было разорено, а уцелевшие кадарцы попали под власть казикумухского шамхала.
Преодолевая последствия тимуровского нашествия, кадарцы шли к своему возрождению. Оно было трудным, но воинственный свой дух они сумели сохранить, и он с особой силой проявился в годы революции, в борьбе за народную власть. Боевая слава кадарских партизан эхом пронеслась по ущельям Дагестана. Отличились они и в годы Великой Отечественной войны. На фронт вместе со взрослыми ушла вся кадарская молодежь. Кадарцы проявили себя и как хорошие труженики, они жизнерадостны и предприимчивы.
Поделиться
08 Июл 1995 г.
Комментарии к статье