Поделиться
09 Ноя 2013 г.
Прогресс не стоит на месте, а вместе с ним сокращается длительность поездки, улучшается качество дорог. Сегодня дорога Махачкала — Ботлих это сплошной асфальт, несколько туннелей. Благодаря этому длительность дороги до моего села сократилась до 3 часов.
Но по этой дороге уже не заедешь в шашлычную у ашильтинского леса, нет слепых поворотов, за которыми глубокая пропасть и неизвестность, зато есть заблокированное Гимры, загрязненный участок Андийского Койсу (интересно, куда ЯПП отнесло бы этот мусор), и величественный Ахульго.
Еще одно место, которое я люблю с детства. Здесь, в районе села Гимры, 181 год назад, в бою с царской армией погиб первый имам Дагестана Газимагомед.
Вероятно, в те годы информация до гор доходила очень долго, раз горцы не знали, что Дагестан 19 лет назад окончательно вошел в состав России.
К сожалению, фотографии из местной мечети не сохранились. Но это особенное чувство осознавать, что ты совершаешь молитву на месте, где молились и бились твои достойнейшие предки.
Приехав в село, мы попали прямиком с корабля на бал. Самые веселые, самые харизматичные свадьбы всегда проходят в селе. Можно подумать, что эта фотография вообще из прошлого столетия.
Свадьба прошла, как и ожидалось, в очень веселом духе.
Я не помню, когда в последний раз ложился спать в 10 часов вечера. В селе нет интернета, нет компьютера, даже мобильный интернет работает с большими перепадами. А какие холодные в горах кровати и теплые одеяла наверно говорить не стоит.
Проснулся я рано. Солнце только вышло из-за горы. Кстати, в ноябре оно поднимается из-за знаменитого Ослиного Уха, название которого на аварском (Х1амиль г1ен) тщетно пытались произнести все журналисты мира. Погода просто шикарная. Абсолютное спокойствие и тишина, даже листочки на деревьях неподвижны. Солнце греет как в Махачкале.
Наверно такие емкости есть во всех горных селах. Эта вода используется во всех практических целях. А я в детстве запускал в нее свою флотилию.
Вот такой вид со двора. Между селом и лесом располагаются огороды, сенокосы. Свои 8 и 18 дни рождения я отметил именно в этом лесу. А где-то там за горами находится Грузия, но пешком туда идти далеко. Быстрее попасть в Чечню, которая находится за другой горой.
Есть в селе и свое озеро. Говорят, что почти все шодродинцы освоили навыки плавания именно в этом водоеме, кроме меня. Еще говорят, что за всю историю в нем никто не утонул. Раньше зимой на нем играли в хоккей.
Шодродинскую школу сожгли во время военных событий в 1999 году. Через несколько лет ее построили заново. 5 лет назад ее назвали именем ее многолетнего директора, кавалера Ордена Мужества и моего дедушки Абдулы Хамидова.
В 1999 году, отправив в Махачкалу своих мать, жену, тетю, внуков (меня и моего младшего брата), он достал свой автомат, дождался пока мимо его дома будет проходить группа боевиков и открыл по ним огонь. К их счастью автомат заклинил, но дедушка все-таки успел ранить одного из них. Вскоре его обнаружили, взяли в плен, где он просидел 10 дней дожидаясь шариатского суда. Приговор был суров — раненый должен был стрелять в ответ. Но тот отказался, признав правоту дедушки.
В село можно смело приезжать жить, развивать тут сельское хозяйство, туризм. Да вот беда — нет газа. По правде говоря, газопровод тут провели давно, но газ почему-то не пустили. Нет, вру, один раз все-таки пустили..для телевидения.
К сожалению, шодродинцы не изготавливают посуды, не шьют ковров, не делают бурок, с первого взгляда это обычное аварское село. Но не может быть обычным село, история которого насчитывает многие века.
P.S. Не было цели писать о поездке в блог, поэтому фоток мало, информации не много. В следующий раз, а это наверно будет уже летом, постараюсь показать родное село в более красочном виде.
Поделиться
09 Ноя 2013 г.
Комментарии к статье