Легенда о Верхнем Риквани

0

Поделиться

06 Мар 1999 г.

Когда-то в давние времена все земли в окрестностях Азала и Бахаргана принадлежали одному человеку. Перед смертью он поделил эту землю между двумя своими сыновьями. Сын, которому достался Бахарган и его окрестности, был оборотистым и вскоре дела его пошли в гору. Его селение стало славиться богатством, сюда начали приезжать купцы из дальних земель. Расширилась торговля. Далеко разнеслась слава о его тучных стадах и отарах, душистом горном мясе, мехах и особенно о козьей брынзе. Но при таком богатстве жителей села вдруг обуяла дикая жадность, которая особенно проявлялась в отношении к гостям и нищим. Жители Верхнего Риквани, так называлось их главное село, терпеть не могли нищих и травили их собаками.

Аллах видел этот несправедливый образ жизни рикванинцев и решил еще раз испытать их, послав им еще большее богатство. Так однажды на них вместо снега посыпалась белая пшеничная мука. Все село и окрестности были занесены мучными сугробами. Но и это не утолило рикванинцев. Им мало было муки, выпавшей в их дворы, и они начали настоящее сражение за муку, выпавшую на улицы и в окрестности. Вся земля была обагрена кровью раненых и убитых.

Когда вся мука была собрана и в каждом дворе выросли горы муки, Аллах послал ангела в облике нищего проверить, не смягчились ли их сердца после такого изобилия.

В первом же доме, куда он зашел, женщина испекла лепешек, он увидел, как она оторвала кусок от лепешки, вытерла им оправившегося ребенка, но нищего выгнала ни с чем. В другом доме на него натравили собак. Так же поступали с ним в каждом доме до последнего, и ангел решил покинуть село. Когда он уже выходил из села, его окликнула старуха и пригласила в дом переночевать, так как уже вечерело. Она накормила гостя тем, что сама имела, и уложила спать.

Утром нищий, прощаясь, сказал: «Ты одна в этом селе приняла и накормила нищего, как велит Аллах. А потому все они будут наказаны за свои грехи и со всем своим богатством и имуществом на восходе солнца превратятся в камни. Постарайся до этого момента покинуть село, а потом обоснуйся там, куда приведет тебя вот это кольцо», — он протянул старухе кольцо и исчез.

Женщина поспешила покинуть село. Едва она успела перешагнуть за его границу, как все село полностью окаменело. Окаменела и пятка женщины, не успевшей к тому мгновению перейти через границу села. Женщина положила кольцо на землю, оно покатилось вниз до того места, где находится нынешнее Риквани. Недолго она оставалась одна. К ней вскоре присоединились нукеры другого брата, унаследовавшего окрестности Азала. Они охотились в этих местах. Женщина рассказала о том, как она оказалась здесь. Тогда нукеры решили тоже обосноваться в этом благословенном Аллахом месте. Вырубили лес, очистили землю и таким образом обосновали новое селение Риквани. Это селение самое высокогорнoe в наших местах, но тепла и влаги там всегда в изобилии и в самые что ни на есть годы лихолетья жители его не голодали.

А Верхнее Риквани осталось напоминанием о греховности человеческой и местом паломничества жителей всего края. Правда, в прежние времена сюда стекалось множество верующих, в последнее же время такого оживления не замечается.

Там, в камнях, и поныне угадывают различную домашнюю утварь, фигуры людей и животных. Один камень очень напоминает мать, склонившуюся над колыбелью ребенка, в другом месте с камней, похожих на курдюки, стекают струйки воды, точно жир с курдюков.

И самое удивительное — это расколотый на две части больной камень. Говорят, что это бывшая мечеть Верхнего Риквани. Чудесным свойством обладает щель между двумя частями этого камня. Паломники проходят эту щель, если конечно, решаются, проверить себя на греховность. Случается, что ее запросто проходит толстяк. И это считается признаком особого благорасположения Аллаха к этому человеку за его благочестивый образ жизни и безгрешность.
А бывает, что худой человек застревает между камнями и бьется в конвульсиях с пеной у рта, и камень отпускает его лишь после долгих усилий. Это чудо и привлекает многих верующих из всех окрестных сел.

Однажды, в самый разгар атеистической пропаганды и отрицания святых мест, активисты-комсомольцы предприняли попытку на месте наглядно развенчать чудодейственную силу этой трещины. Но первая же активистка, попытавшаяся пролезть через щель, застряла в ней и забилась в судорогах. Она была ошеломлена. Этот случай круто изменил ее судьбу: она по-новому стала относиться к мирозданию, стала читать религиозную литературу, преклоняться перед проповедями Абакара Аймакинского, увлеклась религиозной поэзией Алигаджи.


Автор: Халидбег Умаханов, ученый, педагог / Источник: из книги "Андийцы помнят"
0

Поделиться

06 Мар 1999 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля