Культура, художественная самодеятельность

0

Поделиться

01 Янв 1970 г.

Художественная культура развивалась во взаимосвязи с общедагестанской и с культурой всего Кавказского региона, так как село находилось на пересечении важнейших путей, соединяющих его с внешним миром. В Грузию, Армению, Азербайджан, минуя Дербент и равнинные зоны республики, можно было ехать по пути только через дороги, проходящие по маршруту Чираг – Курах – Ахты Азербайджан – Армения; Чираг – Шиназ – Рутул – Ахты; Чираг – Катрух – Рутул; Чираг – Вачи – Кумух – Цудахар – Леваши – Хунзах – Ботлих – Агвали.

На духовное развитие чирагцев оказывала самое непосредственное воздействие культура не только арабская, но и всего Закавказья. Много общего с культурой соседних народов. Вместе с тем встречаются и некоторые особенности в материальной и духовной сферах, связанные главным образом с тем, что село жило своей, немного обособленной жизнью – и экономической и духовной. Недостаточно развитые коммуникации – дороги, транспорт и т.д. также способствовали обособлению духовной культуры от соседних территорий, замедлению или ускорению развития.

В Чираге были в разные годы различные экспедиции, изучавшие культуру чирагцев. В 60-е годы этнографическая экспедиция под руководством С. Гаджиевой, изучила материальную и духовную культуру.

Лингвистическая экспедиция Московского университета под руководством Е. Кибрика изучила и описала в 70-е годы базовую глагольную лексику, систему глагольного словоизменения чирагского языка98. В это же время в ауле работала археологическая экспедиция с участием студентов Московского университета. Раскопки велись под руководством ученого Даг филиала академии наук Ш. М. Ахмедова в местности, где были средневековые городища Гогнацце и Ричаки. В Чираге работала и геологическая экспедиция, изучавшая полезные ископаемые. После работы в этой экспедиции появились сообщения в средствах массовой информации о том, что на вертолетах возили радиоактивные отходы для захоронения на отрогах Самурского хребта между селениями Ричой и Чирагом южнее горы Курупдаг. Может быть с этим связаны участившиеся в этих селах случаи мертво-рождаемости детей. Никто из официальных правительственных органов не опровергает и не подтверждает информацию и слухи о захоронении радиоактивных отходов. Люди живут в догадках из-за отсутствия информации.

В Чираге побывали многие деятели культуры и искусства. В 1967 году село посетил солист Большого театра Ю. Жданов, который танцевал с всемирно известной балериной Г. Улановой. Вместе с ним приехал местный художник О. Гусейнов.

Большим событием в культурной жизни села явились гастроли артистов Даггосфилармонии во главе с Магомедом Улакаевым, который выступил на импровизированной сцене на улице на берегу Чираг-чая у отвесной скалы летом 1975 года. Это выступление профессионала – народного артиста Дагестана – надолго запомнилось чирагцам. Жители села пригласили Магомеда Улакаева еще раз. И он ответил на приглашение сельчан, выступив еще раз перед ними с артистами из филармонии. Долго хранили учителя местной школы запись концерта, теперь уже заслуженного деятеля культуры республики Дагестан и Российской Федерации – артиста Магомеда Улакаева. Он сочинил стихи и песню о Чираге и чирагцах, которые очень понравились слушателям.

В Чираг в последний сезон перед весенним севом приезжали и канатоходцы из Азербайджана и других районов Дагестана. Посетил село и выступил знаменитый силач Дагестана Сали Сулейман. Очень часто выступали с сольными концертами ашуги Дагестана (ашуг Насрет и другие). Рассказывают, что при одном из его выступлений к концу концерта в колхозном клубе остался один зритель – Салихбек Гашимов, который знал язык и оказался кунаком ашуга. Молодежь и другие зрители вышли из клуба до окончания концерта из-за того, что не понимали содержания песен, исполнявшихся на другом языке.

Самодеятельные певцы и музыканты известны не только в районе, но и в республике. Это известная семья Башировых. ТIагиб Мамма – зурнач, Али – барабанщик и Мирзахан – гармонист и певец. Песня в исполнении Мирзахана Баширова, посвященная партизанам, записана на граммофон и передавалась по дагестанскому радио.

Самым распространенным и любимым музыкальным инструментом сельчан был и остается чунгур, на котором играла большая часть мужского населения. Мастерами по игре на этом инструменте считались Шалбуз Агаев, Магомед Базаев, Гусен Магомедов и многие другие. В настоящее время чунгур пользуется большой популярностью, хотя в обиход вошли и другие музыкальные инструменты – гармонь, мандолина и т.д. Сам чунгур приобретается в селах Дахадаевского и Сулейман-Стальского районов, где и изготавливается.

Популярностью в настоящее время пользуются и молодые певцы Рамазан Магомедов, Пазият Абакарова, Сапият Рабданова, Айша Каниева и другие. Работники дома культуры готовят концерты и выступают на республиканских фестивалях народного творчества.

Поэтов было в селении много. Известны Дауд Курбанов (Даудаццай), Магомед Яхьяев, Магомед Сахдуев. Стихотворения не издавались и не печатались. Они передавались из уст в уста и использовались в песнях. Известна также песня по погибшему брату, сложенная сестрами (КьвяртIай руссбе). Женщина сложила такие строки после того, как над ней надругались чабаны в горах:

Маццара жакьне духаб
Ххудера барцце духаб
Пящнера къаркъа бухаб
Пусть овцы превращаются в свиней
Собаки в волков
Чабаны в камни

Действительно, после такого проклятия, по преданию, овцы превратились в кабанов, собаки в волков и разбежались. А чабаны превратились в каменные изваяния, которые сохранились до сих пор в местности «заргъай» у вершины горы Ссурканни.

, раздел: Культура

Автор: Ш. Мугаев, М. Магомедов / Источник: "Чираг"
0

Поделиться

01 Янв 1970 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Чирагское сражение (1819 г.)

    Русское военное управление, чтобы закрепиться в Дагестане долго и основательно в наиболее стратегически важных точках возводило...

    Янв 1970 г.

  • Роль Чирага в Кавказской войне

    Кавказская война охватила все территории и перекинулась в Южный Дагестан. При правлении первых имамов Дагестана Гази-Магомеда и Гамзат-бека...

    Янв 1970 г.

  • Поход Хаджи-Мурата в Табасаран

    После поражения Омара Гоцатлинского и провала его попыток прорваться в вольный Кайтаг и Табасаран Шамиль предложил Хаджи-Мурату взяться за...

    Янв 1970 г.

  • Бой Шамиля в Чираге

    Многие сельчане из-за сильного гнета казикумухских ханов ушли из аула и влились в отряды Шамиля. Оставшиеся жители Чирага неоднократно...

    Янв 1970 г.

  • А. Бестужев-Марлинский о Чираге

    После подавления восстания декабристов в 1825 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге многие участники его были сосланы в ссылку....

    Янв 1970 г.

  • Ислам, мечети, медресе

    Всего в Чираге было пять мечетей вместе с Джума-мечетью, которая находилась в центре села. Она была разрушена во время боев горцев во главе с...

    Янв 1970 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля